«Казанский феномен» травмировал всех — и интеллигенцию, и бывших гопников»

Диджей и бывший группировщик Роберт Гараев — о том, какое знание о казанских молодежных бандах 80-х он несет в массы

«Казанский феномен» травмировал всех — и интеллигенцию, и бывших гопников» Фото: Александр Иванюк

Диджей, музыкант, гид Еврейского музея Роберт Гараев переехал в Москву 18 лет назад, но со временем понял, что его не отпускает тяжелый казанский опыт двухлетнего участия в молодежной группировке «Низы». Чтобы по-гештальтному «проговорить» его, он выступает с лекциями о «казанском феномене» в Москве (уже вторая состоялась в этот четверг в арт-пространстве «Авиатор») и планирует выступить на родине. Чем «пацаны» лучше неформалов, как гопники повлияли на казанский «культурный ландшафт» и что позволило самому Роберту избежать «загашивания» — в интервью бывшего группировщика «Реальному времени».

Казань — травмированный город

— Откуда, по-вашему, взялся «казанский феномен»? Есть мнение, что это некий рудимент крестьянского менталитета, тоже подразумевающего территориальную идентичность, в том числе драки стенка на стенку с соседней деревней, нетерпимость к чужому и т. д. Это явление ведь действительно особенно расцвело на окраинах Казани, то есть на территориях либо близких к деревням, либо массово заселенных недавними выходцами из села. Согласны с этим мнением?

— Впервые я прочитал его у казанского социолога Александра Салагаева, и да, я с ним вполне согласен. Он писал о том, что в 1950-е годы Казань резко урбанизировалась, и вместе с переехавшими сельскими жителями пришли эти ритуальные драки деревня на деревню. И да, сама Казань тогда была полна такими фрагментами деревни, «проплешинами» с деревянными домами — мы их называли «деревяшки».

И тот же Салагаев приводил версию, тоже мне симпатичную, возникновения первой группировки «Тяп-ляп». Когда у завода «Теплоконтроль» начали строить многоэтажные дома, жители из близлежащих деревяшек приходили знакомиться и делали это, скажем так, агрессивно. То есть жители многоэтажек изначально собрались для защиты от нападения врага. А позже они стали некой крышей для теневиков и «цеховиков», которые появились в 70-е гг. и существовали в подпольном режиме. То есть территориальные банды стали в какой-то момент еще и криминальными. Возникновение остальных банд стало уже следствием — сильному «Тяп-ляпу» надо было каким-то образом противостоять. Таким образом дворовые казанские команды стали приобретать вид ОПГ.

— Но ведь в других городах Союза тоже происходила массовая урбанизация? Почему «феномен» родился именно на нашей почве?

— А вот тут, видимо, еще повлияла легендарность банды «Тяп-ляп». Когда мы были школьниками и я вступил в группировку (это 1990 год), «Тяп-ляп» уже был для нас легендой. Эта мифология помогала казанским чувствовать себя сильными, видеть себя как бы авангардом этого движения. В Москве и Ленинграде такие группировки тоже были, но центр не мог допустить, чтобы такое уродливое явление чувствовало себя комфортно в столицах. А Казань была городом отделенным и региональным — и здесь уже не бросали все силы на решение этой проблемы.

Фото umvd-kazan.ru (участники ОПГ «Тяп-ляп» в ожидании приговора)

— Вы наверняка обсуждали «казанский феномен» с многими своими казанскими друзьями и знакомыми. Как большинство из них отрефлексировали этот свой жизненный опыт?

— Я встречал совершенно разные мнения. Некоторые размышляют о своем прошлом в таком романтически-героическом плане, как о былинном эпосе. Многие травмированы. Но существует, например, и такое интересное мнение — даже среди тех, кто не участвовал в группировках. Недавно я разговаривал с одним товарищем, который был связан с рейв-движением, и он сказал, что ребята из неформальных объединений были обычно людьми расхлябанными и недисциплинированными, а вот у бывших братков-пацанов имелись понятия о чести, совести, обязательствах.

Не скажу, что я придерживаюсь какой-то из этих точек зрения, моя мысль все-таки в том, что Казань травмирована этой темой на общегородском уровне. Бывшие участники группировок есть среди начальников, я не буду их перечислять, они многим известны. Травмированы разные среды — и интеллигенция, и бывшие гопники. И люди почему-то боятся поделиться своим видением этого явления, своим собственным ракурсом. Конфликт, связанный с брендом «Сухая река», показал, что город не готов разговаривать на эту тему. А я считаю, что пора начинать разговаривать и осмысливать.

Когда я думаю о тех временах, то первым делом вспоминается ощущение страха. Ощущение того, что ты в постоянной опасности. Надеюсь, у нынешнего поколения этого нет, но когда мы были 14-летними, мы просто боялись ездить в другой район — и группировщики, и «чушпаны». Группировка в этом отношении условно помогала, но окажись я один в центре города и повстречай там участников других группировок — понятно, чем бы это закончилось.

Так что я считаю, что в той или иной степени травмированы все. Скажем, сам облик города изменился из-за группировок. Казань, возможно, была бы другой, если бы не «казанский феномен».

Лестница около Казанского университета. 1992 г. Фото kpfu.ru

Пацанские панки

— Что вы имеете в виду — что «казанский феномен» затормозил культурное развитие Казани? Пацаны ведь реально «щемили» творческую молодежь, многие просто уехали из города.

— Я бы определил это несколько иначе. Да, «казанский феномен» немного отодвинул развитие Казани, но в то же время он сделал неформальную субкультуру более андеграундной и своеобразной. Я очень люблю все, что связано с нашей панк- и индастриэл-сценой 90-х годов. В Казани ее представляли группы «7Б», «Пятая колонна», «Eve». То, куда двигались эти ребята, было своеобразно, своевременно, модно и классно. И казанское своеобразие на них тоже отразилось.

Помню наших казанских панков середины-конца 90-х — они сильно отличались от панков, которых я видел тогда в иностранных журналах или в Москве и Петербурге. Все-таки это были такие пацанские панки. В Москве была возможность расцветать всем цветам — хиппи, панкам, металлистам, хип-хоперам, в столице с этим было полегче. Конечно, в Москве тоже были банды — и любера, и казанские те же приезжали. Казанских здесь, кстати, помнят достаточно хорошо и рассказывают о них с ужасом и уважением.

— Есть мнение, что, с одной стороны, «казанский феномен» был востребован криминалитетом, но с другой, это был некий протест молодежи, может быть неосознанный, против официального дискурса. Что думаете об этом?

— Ну, криминальная культура — это контркультура. Она по определению отвергает принципы доминирующей культуры. И конечно, она отвергала официальную советскую культуру и входила с ней в конфликт. Группировки — это государство в государстве. Со своими гражданами, территорией, повинностью (хождение на сборы), налогами (общак), со своей данью, которую ты мог собирать с других участников процесса, которые не входили в группировки. Более того, я думаю, что группировки стали возможными благодаря дефициту власти. Конец 80-х, рушится государство, взамен не предлагается ничего другого — это как раз идеальное время для их существования. Сейчас, при совсем другом государстве, это, надеюсь, уже не может повториться.

— Но при этом мы видим, что какая-то часть молодежи снова потянулась к блатной романтике.

— Имеете в виду А.У.Е.? Знаете, когда я читал это большое расследование на «Медузе» на материале, кажется, Иркутска, первая моя мысль была: блин, как это похоже на то, что было тогда в Казани! Но потом, когда я попытался разобраться, я понял, что это явление возникло все-таки не сейчас и не недавно. На самом деле на окраинах страны оно было в какой-то степени всегда, просто сейчас на него обратили внимание журналисты, и оно перестало быть «белым пятном».

Казань, улица Баумана, 1990 год. Фото Олега Климова

— Вам не показалось, что большинство родителей того времени недостаточно серьезно относились к подростковым войнам? Может быть, они не до конца осознавали то, что происходит в этой среде?

— Да, моя мама даже не догадывалась о том, что я состою в группировке. Но надо понимать, что наши родители тоже были в переходном периоде. Кажется, в третьем классе (это примерно 1986 год) я выписывал журнал «Пионер». И вот я вижу там такую картинку: американский мальчик 12-13 лет везет в шахте уголь. Я смотрю на нее и думаю: какое счастье, что я живу в СССР! Тут приходит перестройка, и, кстати говоря, у меня группировка и перестройка как-то синхронизировались в памяти. Мы менялись, мы вообще не понимали, что будет, кто мы такие и какими будем через несколько лет. И, думаю, это касалось не только нас, но и наших родителей. Они были растеряны не меньше.

«Ударил в ответ и побежал»

— Вы сказали, что вступили в группировку в 1990 году…

— Да, в 14 лет. Состоял в ней два года.

— И ушли из нее, просто переехав в другой район Казани, так?

— Нет, не просто. В группировках это называлось «отшивать с люлями» (в нецензурной версии, конечно). У меня так и было, и довольно жестко. Поэтому я и переехал.

— А подробнее?

— Я в какой-то момент подзабил на дисциплину и перестал ходить на «сборы». На сборы приходили «старшие», и когда они видели, что народу пришло слишком мало, они посылали гонцов, которые должны были как бы добрать состав. И однажды ко мне пришли наши ребята, позвонили в дверь, вызвали меня и сказали: слушай, на сборах мало людей, пойдем. Я пошел, но быстро начал понимать, что что-то не так. Во-первых, их слишком много, человек 8-10, во-вторых, они повели меня странным путем, как раз через «деревяшки», которые тоже были у нас под Московским рынком.

Самая большая опасность при «отшивании» заключалась не в избиении, а в «загашивании». Это если в тебя еще и плюнут. Единственный вариант от этого отвертеться был в том, что ты должен плюнуть в ответ. Ну я как-то морально собрался, и когда наш самый неприятный товарищ объявил, чем мы сейчас будем заниматься, а потом ударил меня и плюнул, я тоже ударил в ответ, плюнул в него и побежал. Они за мной погнались. Там такая болотистая местность с камышами, и я забежал в болото, упал в него и лежал там минут двадцать. Они покидали кирпичи, но не решились зайти в болото, потому что было очень холодно (это поздняя осень). Потом они ушли, и я побежал домой.

— Они не попали в вас кирпичами?

— Нет. Они меня не видели, просто кидали в камыши, предполагая, что я там. Ну и, собственно, моя жизнь в этом районе после этого не могла быть прежней. То есть я был изгнан из элитного круга, соответственно, мои бывшие согруппировщики могли делать со мной что угодно. И я переехал к своему папе (родители были в разводе), который жил на Спартаковской.

— Вы объяснили отцу, по какой причине вы хотите к нему переехать?

— В итоге я рассказал ему, да.

ОПГ «Мирный». Фото vk.com

— Значит, вы избежали «загашивания». Но при этом говорите, что теперь они могли делать с вами все что угодно.

— Избежал, да, поскольку плюнул в ответ. Это означало, что со мной имели право здороваться за руку другие пацаны. Но как было конкретно в моей ситуации? Там было темно, их там было много. И то, что я плюнул в ударившего, он мог как-то интерпретировать. Например, мог сказать, что я не попал в него, или что-то еще. Как они в итоге интерпретировали, я уже просто не знаю, потому что этих людей с тех пор не видел.

Я хорошо знал их правила, видел, как они поступали, как отшивали ребят, с которыми прежде дружили, а после отшивания жестоко избивали. Так что, наверное, я выбрал самый правильный вариант поведения — плюнуть в ответ и побежать.

— Как долго вспоминали этот случай?

— Долго. До 2000 года я жил в Казани. Одна наша университетская подруга жила на территории моей группировки, и мы ходили к ней в гости, и я каждый раз шел туда с опаской. Я уже выглядел по-другому и надеялся, кроме того, что в группировке уже совсем другие люди, которые не должны меня узнать. И, кроме того, я ходил с девушками, а по пацанскому кодексу, по «понятиям», трогать парня с девушкой было нельзя. Я как бы защищался с помощью этих девушек. Но все равно дрожь по телу пробегала. Было страшно.

В апреле вышла прекрасная книга «Жизнь по понятиям». Ее написала британский социолог Светлана Стивенсон, работавшая с Салагаевым. Фото polit.ru

Для москвичей эта тема экзотическая и анекдотичная

— Вы сказали, что город не готов разговаривать на эту тему. А вам самому она зачем?

— Когда я связался с этой темой, я понял, что, с одной стороны, занимаюсь гештальт-терапией, то есть проговариваю свою травму. Но, готовясь к лекциям и собирая материал для книги, которую хочу написать, я понял, что эта тема даже сейчас встречает какое-то сопротивление. И считаю, что ее всем нам нужно проговорить и правильно осознать. Параллельно обнаруживал новые исследования — буквально в апреле вышла прекрасная книга «Жизнь по понятиям». Ее написала британский социолог Светлана Стивенсон, работавшая с Салагаевым. В ней она даже мне объяснила некоторые вещи с социологической и антропологической точек зрения. И я понял, что разговор начат, и стесняться и бояться этого не надо.

— У вас уже была одна лекция на эту тему в Москве, так? Какой контингент слушателей на нее пришел?

— Там были мои московские друзья, которым интересна эта тема (правда, для них она скорее экзотическая и анекдотичная) и которые знали, что я был участником ОПГ. И была околоеврейская тусовка. Эта аудитория не совсем в теме. Там были молодые люди, которые не знали, что такое ОПГ, надо было это объяснять.

А на сегодняшней лекции будет, видимо, немного по-другому. Это достаточно интересное, «контркультурное» место, там собираются всякие молодые панки, моды, скейтеры, представители других субкультур. В общем, яркие молодые люди. С другой стороны, лекцией заинтересовались люди из околонаучного сообщества, мои друзья из Еврейского музея. Думаю, круг будет достаточно пестрый. Я вижу отклик, и мне кажется, что тема интересная.

Рустем Шакиров
ОбществоПроисшествия Татарстан
комментарии 81

комментарии

  • Анонимно 20 мая
    Для Казани тема ОПГ реально интересна. Об этом свидетельствует и сегодняшнее интервью, и успех книги «Бандитская Казань», и более сотни комментариев к статье АИ Клочкова о его стыках с группировщиками. Все это поможет уберечь будущие поколения от такого негативного явления, как «казанский феномен»
    Ответить
    Роберт Гараев 20 мая
    А есть ссылка на статью Клочкова?
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    https://m.realnoevremya.ru/articles/97267-doroga-v-boriskovo-ot-kraeveda-alekseya-klochkova
    Ответить
    Роберт Гараев 20 мая
    спасибо
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    судя по его воспоминаниям, он не был в группировке. врет. и тупо хочет делать деньги на этой теме.

    кстати, много креативных и начитанных ребят было в казанских опг. элементарно многие не хотели быть чушпанами, стадное чувство для подростков
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    07.23. Да, согласен. Афффтар не совсем в теме.
    Вот была такая группировка Жилка. Лидером её был ХАйдер. С ним лично знаком не был. Разговаривал как-то с одним его бывшим одноклассником. Дерзкий до ужаса. Ещё с пятого класса на уроках демонстративно читал газеты Правду, Известия и пр. от корки до корки для собственного интеллектуального развития. С учителями конфликтовал конечно. Но, "на язык был очень остёр", поэтому и не справлялись с ним учителя. Отменная память к тому же.
    Кстати, его же не поставили лидером группировки Жилка, он её сам организовал с нуля, причём на очень высоком уровне. Даже собственная "разведка" существовала.
    У Хайдера правой рукой был некий Флёр, которому приписывали роль идеолога Жилки. Так вот этот Флёр, якобы, со слов одного высокопоставленного сотрудника МВД, вообще в своё время школу с золотой медалью окончил. И был с очень благополучной семьи. Представляете какой уровень IQ. Золотые медали советского периода это не то что нынешние "плюшевые" золотые медали. Тогда действительно давали только за знания.
    Тема группировок, особенно казанского феномена вообще очень сложная, Ибо многранна. И, анекдот, на неё пытаются ответить те и писать про них те, кто в общем-то представление имеет на уровне лишь "слухов".
    Почему в Казани возникли группировки? Мне кажется, прежде всего, из-за длительного существования в стране "этического и эстетического голода". Молодёжь, которая не имела возможности утолить его, становились жёсткими нигилистами и нонконформистами.
    Если кто-то закажет, то за, плату конечно, не бесплатно, я готов НАПИСАТЬ о некоторых причинах возникновения "казанского феномена". Хотя причин, конечно же там "муллион". Все охватить не смогу. И причина, якобы, захлестнувшей страну урбанизации, на мой взгляд, ошибочна в принципе.
    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    Габдельрашид, если б Вы были способны на что-то, кроме комментариев, уже давно бы ПЛАТИЛИ за умную голову Вам. Но пока только БЕСПЛАТНО строчите саморекламу, не понимая ее невостребованность. Вам бы не про Хайдера писать, которого в глаза не видели, а про собственноручно и героически раскрытые преступления в качестве следователя. Но вот беда, здесь тоже рассказать нечего, ибо нет их в природе. Автор статьи неплохо изложил свои мысли, учитесь ясно мыслить
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    Габдельрашид, если б Вы были способны на что-то, кроме комментариев, уже давно бы ПЛАТИЛИ за умную голову Вам. Но пока только БЕСПЛАТНО строчите саморекламу, не понимая ее невостребованность. Вам бы не про Хайдера писать, которого в глаза не видели, а про собственноручно и героически раскрытые преступления в качестве следователя. Но вот беда, здесь тоже рассказать нечего, ибо нет их в природе. Автор статьи неплохо изложил свои мысли, учитесь ясно мыслить
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    10.20. Ну, я понимаю, конечно, что Вам съязвить хочется - с женой наверное поругались. Вы, анонимный кляузник ( а я Вам уже об этом неоднократно говорил), одержимый своей страстью "подглядеть и понюхать", опять не в ту замочную скважину подглядели, поэтому и не справедливы ко мне. Мне за себя не стыдно и не было. А вот Вам, любителю копаться в чужом белье, значит и сказать-то в свою пользу нечего, кроме как желчью брызгать. Моё личное не знакомство с ХАйдером, как раз таки и говорит о моём ВЫСОКОМ профессиональном уровне. Ибо, мы с ним стояли по разные стороны баррикад. А что такое личное знакомство, в моём понимании? Это не только беседы профилактического характера, но и ещё вместе "водочку попить" и "поговорить по душам". Согласен. Водку с ним не пил, душевных разговоров ( а значит и предательство интересов службы) тоже не вили. Из- за профессионального долга. Это плохо?
    Чтобы спор с Вами закончить: закажите мне статью, заплатите деньги наперёд. Потом и судить будите. А то чо поряжняк-то гнать?
    Уверяю будет интересно.
    Кстати, ХАйдер был довольно-таки порядочной личностью в моём понимании, в сравнении с некоторыми большими милицейскими начальниками. Вот феномен, так феномен.
    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    Ребятки, автора знаю лично. в то время мы были по разные стороны баррикад. С его братом учился в одном классе. Не гоните. Его история правдива и рассказана с его стороны, как видел и чувствовал. Кто говорит про национальные предпосылки, могу сказать, что "лазили" все наравне. И татары и русские и чуваши и мордва. Интернациональные банды были. Парни, которые пришивались, буквально на другой день в школе становились совершенно другими. Это был самый легкий социальный лифт. Этим объясняется обширность влияния. надо было только грамотно выбрать группу. Как религию. Вряд ли получилось бы ее сменить потом.
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Да, он скорее всего был филиалщиком или бригадистом.Просто скидывал деньги ребятам с улицы
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    В мое время такого еще не было. Поясните кто такие филиальщики и бригадиры?
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    Первая группировка в России была организована Лениным и Троцким в 1917 году.
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    А тогда до групировки правила целая иностранная мафия по фамилии Романовы
    Ответить
    Анонимно 25 мая
    а Рюрик - это был вообще крестный отец
    Ответить
    Анонимно 25 мая
    А Рюрик, это был вообще - крестный отец
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    Жестокие были времена в Казани.
    Кто здесь не жил тот не поймет.
    Страшно было на чужую территорию выйти и на твою улицу могли прибежать.
    Тяп-ляп был пример для подражания.
    Банды были везде.
    Кто выжил во всем этом тот молодец.
    Не пожелал бы сыновьям такого.
    Во всех школах гопники были.
    А чушпанов били.
    В 80-90е многие в тюрьмы и на кладбища ушли.
    А кое-кто в депутатах и начальниках сидит.
    В церквях и мечетях.
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    Да, "группировщики" очень мстительные и всех "отступников" жесток наказывают.

    Члены международной "группировки" марксистов "грохнули" бывшего члена своей банды Троцкого, захотевшего организовать свою банду", даже в Мексике в 1940 году.
    А с какими "пламенными" речами выступал "товарищ" Троцкий в Казани в 1918 году на ступеньках Казанского университета, призывая казанцев вступать в его "группировку".
    Для "несогласных" Ленин и Троцкий создали в Казани концлагерь и применяли высшую меру "социальной" защиты...

    Тоже самое происходило и в Казани в 1970-1990-х гг. - только в меньшем масштабе, но суть одна и та же - кто не снами, тот против нас и должен быть жестоко "наказан".

    Подростки лишь копировали банды своих старших "товарищей" международных марксистов-террористов...
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    Теперь вспомните ту травлю, что сейчас идёт против инакомыслящих: национал-предатель, пятая колонна и т.д. и все встанет на свои места.
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    В Западной Европе, США, Японии и др. тоже проходили урбанизация, но "группировок" в это время там не было.
    Они появились позднее.
    Так что не надо всё связывать с "деревней".

    Ныне молодежные группировки возникают в городских "гетто".
    Вот и надо исследовать "эффект гетто" при возникновении молодежных банд.
    Ответить
    Роберт Гараев 20 мая
    Главная причина появления группировок - дефицит власти, который наблюдался в восьмидесятые в Советском союзе
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    Зря подняли эту тему.Зачем ворошить прошлое.И зачем вообще эти лекции.От них один вред.Произошла смена поколений и где гарантия что опять не воскреснут группировки.И что может рассказать автор сам вовремя сбежавший из группировки и не попавший под раздачу.Не надо это сейчас знать молодёжи и не надо об этом напоминать лишний раз.Может быть пронесёт и всё забудется.А если уж и напоминать то не о благородных принципах типа что пацанов с девчёнками нельзя трогать хотя это из области фантастики а просто взять и рассказать о каком нибудь рядовом доме например на Жилке где в каждом подъезде и на каждом этаже постаревшие матери до сих пор оплакивают своих вечно молодых пацанов.
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    Но ведь те, кто организовал эти молодежные банды так и не были "выявлены" и не понесли наказания.

    Следовательно они и их последователи в любой момент могут организовать нечто подобное.

    Предупрежден - значит вооружён

    Молодёжь самый податливый "материал" для манипулирования.

    Неслучайно уголовник Навальный делает последнее время ставку на молодежь, на учащихся школ и университетов - по сути организует "молодёжные группировки".
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    Тоже думается, что как-то однобоко связывать возникновение ОПГ с деревней. Ну вот вообще не вяжется.
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    «Не надо это сейчас знать молодёжи и не надо об этом напоминать лишний раз.Может быть пронесёт и всё забудется.» Вы думаете, что поза страуса в песке спасёт вас и детей? Нет, всегда кто-то окажется за спиной...
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    Так называемый "Казанский феномен", во многом, раздут советско-российской журналистикой эпохи перестройки. На эту роль могли претендовать практически все города и крупные сельские поселения бывшего СССР. Да и Москва в этом не исключение. Только здесь это было более в закамуфлированной форме и в более других масштабах и не ограничивалось только городскими окраинами. В конце 70-х - начала 80-х Москву "держали" пацаны из центральных районов. Не понаслышке знаю, что в те времена, за большие деньги, можно было решить любой вопрос не только в Москве, но и далеко за ее пределами...
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    Эта тема очень глубокая. Но любому человеку аналитического склада ясно, что заложен и национальный фактор. Это скрытое подсознательное понимание зажимания татар, чувство протеста против этого, понимание, что татары никому интеллектуально и физически не уступают, а ,во многих случаях, превосходят.
    Ответить
    Анонимно 24 мая
    Любой подросток 90-х годов из любого города может больше рассказать. "Феномен", "травмированность"... :)
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    «Если кто-то закажет, то за, плату конечно, не бесплатно, я готов НАПИСАТЬ о некоторых причинах возникновения "казанского феномена".
    Габдельрашид, а от души, как Клочков АИ и другие, слабо написать? Книги пишутся по велению сердца, а Вы ещё до старта меркантильны
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    10.57. Книгу я писать не собираюсь. Мне это не надо. Это во-первых долго, во-вторых не интересно, честно говоря эта тема в целом для меня. Некий очерк-пожалуйста.
    Бесплатно писать не собираюсь. И дело не в жадности. Не уверен, что меня напечатают, а свои деньги на издание тратить не хочу.
    А вот, сплагиатить у нас чужое, а потом выдать за своё, это запросто. Зачем мне на кого-то бесплатно работать с нулевым результатом для себя?
    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    Что и требовалось доказать, Габдельрашид, на деле пшик. Даже не сообразил, что Хайдера нормальный следак мог допросить и не предавая интересов службы. Про раскрытые «дела века» тоже промолчал ;-)))
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    12.51. Бестолочь. ХАйдера ни один следак не допрашивал. Иначе бы он сидел в тюрьме. Опять не в ту дырку подсмотрел?
    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    Хайдер судим не один раз, поэтому допрашивали его следователи и неоднократно. Кроме того, бесчисленное количество раз Хайдера «примеряли» на то или иное убийство в Казани и других городах, а это тоже допрос. В-третьих, я его сам лично допрашивал в 1993 году, могу протокол показать и Вашего детского восхищения этой криминальной личностью не разделяю. Столько лет бездарно работать следователем, учиться в КЮИ МВД и писать такую чушь... В очередной раз сел в лужу ГабдельРашид!
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    Вы, прежде чем обо мне рассуждать, анонимщик-кляузник - представьтесь вначале. И потом о 1993 г. поговорим. Я знаю это дело. И если Вы его расследовали - ну тогда не знаю - так что хвалиться Вам особо нечего. Не занимайтесь здесь троллингом. И где Вы видели, чтобы я восхищался ХАйдером? Давайте лучше уж помолчим. Либо представьтесь. Тогда и поговорим о предмете. Гюльчитай - открой личико. Слабо - кишка тонка? Исподтишка любим гадить? Привычка? Вы и дела свои так расследовали что ли? Мало того, не обижайтесь - Вы просто ГЛУПЫЙ (как только в милиции работали) - Вы говорите - могу показать протокол допроса. Вы что, этот протокол из собственного дела вырвали (выкрали) что ли? Если протокол у Вас на руках, как Вы дело в суд-то направили? В 1993 г. копировальной техники ещё не было.
    Короче - спор беспредметный - вначале представьтесь. Вдруг Вы из психушки пишите? Зачем я психам -то должен отвечать? Не пойму.
    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    Столько оскорблений в Ваших безграмотных комментариях, Габдельрашид! Ну, да ладно, что взять с бывшего милицейского начальничка средней руки, выброшенного на обочину жизни ... Ладно хоть поняли, что уважаемого Вами Хайдера, имя которого пишете аж с двух заглавных букв, допрашивали много раз. Насчёт ксерокса в 1993 году тоже насмешили. Была техника такая, использовалась когда надо было дело на бегунка выделить. В очередной раз на задницу сели и ненаписанную таким «профи» статью даже в «Мурзике» за Ваши деньги не опубликуют ;-))
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Неуважаемый анонимщик-кляузник.
    1. Если Вы когда-то работали в милиции, то мне стыдно за Вас, коллега. Ибо.
    2. Общее воспитание и культура у Вас на нуле. Так как.
    3. Когда комментируешь статью, нужно писать свои комментарии по существу статьи, а не комментировать других комментаторов. Тем более.
    4. Переходить на личности.
    5. Это может говорить только о Вашей неадекватности.
    6. Если же по какой-то причине решили обсуждать обо мне, то тогда нужно представиться и говорить открыто и доходить до уровня крысы, действующей исподтишка. Некрасиво честно слово.
    7. Тем более выражаться об уровне грамотности оппонента, так как это просто не этично с Вашей стороны. Тем более, особой грамотностью тоже ведь не блещете.
    8. К тому же Вы глупы, ибо ХАйдер, буква А, с заглавной написана у меня, чтобы читатель в этом слове правильно поставил бы ударение.
    9. Указывая, что у Вас есть протокол допроса ХАйдера, Вы даже не подозреваете, что совершили когда-то уголовно-наказуемое деяние. Так как протокол - есть процессуальный документ. А Вы его ВЫКРАЛИ из дела. То есть Вы сами УГОЛОВНИК. Есть ли у Вас моральное право обсуждать и осуждать другого.
    10. Не знаю, уж какого уровня Вы были следователем с такими КОСЯКАМИ. Вас не выгнали случайно со службы.
    11. И потом.Как Вы можете оценить, якобы мои оскорбительные выражение к Вам, когда не можете дать оценку своим словам? Почитайте свои "вежливые" слова в мой адрес. Неча на других пинять, коль у самого рожа крива - говорят в народе.
    12. До свидания. Вы мне не интересны. А своим "летописцем" Вас не нанимал. Нищим духом не подаю, принципиально. Свободен.
    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Тож удивился, что Габделька пишет имя кровавого убийцы с подобострастным придыХАнием. При этом тупо не допускает мысли, что служивый человек когда-то мог сделать копию своего же протокола допроса. Только ВЫРВАЛ ИЗ ДЕЛА И ВЫКРАЛ и никак иначе! Хотя что с него взять, совсем недавно Юссон и самого факта допроса любимого ХАйдера не допускал: "Кто ж его посадит, лапоть, он же памятник!". Этот Габдельюссон точно следователем работал, кто в курсе?
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Кого из нас выгнали со службы и кто нищий, Вы сами знаете. Аргументов в многочисленных комментариях ГЮ не вижу, одни оскорбления и непрофессиональные суждения о том, чего сам не знает или забыл по старости
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Глупенький. Прошу прощения конечно.
    1. В 1993 г. не было ксероксов. Они были, их в МВД не было. Так как считались очень дорогими и МВД не могло себе позволить "такую роскошь" из чисто финансовых соображений.
    2. Даже если по Вашему, следователь не имеет ПРАВА делать копии "для личного пользования" ( на долгую память) ни с одного дела - это не дембельский альбом. ВСЁ ДОЛЖНО НАПРАВЛЯТЬСЯ В СУД, ЛИБО В АРХИВ. Если это всё же оригинал, то тогда это преступление, предусмотренное ст. 325 УК - ХИЩЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ, и ст. 285 УК - ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СЛУЖЕБНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ. Если копия, то тогда просто ст.285 УК. Учите мат.часть.
    3. Советую сегодня же пойти ФСБ по РТ и написать явку с повинной. Дело прекратят по истечению срока давности. Не сядите хоть.
    4. Убедительно советую, пока не поздно, ибо "старший брат" комментарии тоже читает. А уж вычислить очередного охламона, ему как говориться "два пальца об асфальт".
    5. Ну, короче Вы меня поняли, надеюсь. Пиши явку повинной, пока "чёрный ворон" не залетел. "Попали" Вы коллега. А ведь только просто нахамить и съязвить мне хотели. Не рой другому яму.......или колодцы существуют не для того, чтобы в них плеваться.
    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Габдельрашит, это уже клиника, запишитесь к врачу! Хотя уже поздно, вся жизнь в комментарии слилась...
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Как сотрудник Национального архива РТ, где хранятся в том числе и уголовные дела, могу сказать, что мы постоянно делаем копии документов и фотографий, включая протоколы допроса. Это регламентировано законом и здесь Вы ошиблись
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    08.38. Так потому что Вы неадекватный, я же Вам говорил, поэтому и понять не можете написанного.
    Я заслуженный пенсионер. Родина призовёт, что ж прервём заслуженный отдых, вернёмся на службу. А вот насчёт Вас не знаю. ЦПД сможете ещё раз пройти?
    "Нищий духом" я написал (духом). Материальное от нематериального нужно уметь отделять. Или Вы всё в купюрах, да литрах только измеряете. Смешно. Ещё раз говорю - до свидания. Вы мне не интересны ВААЩЕ.
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    09.19. Ч удак и хам. Что я ещё про Вас могу сказать? Кто Вас воспитывал и кого Вы сами можете воспитать?
    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Как я Вам не интересен вижу по количеству комментариев не по теме статьи ;-)) Наизнанку вывернуться готов ГЮ, так хочется узнать, кто ж его постоянно присаживает на мягкое место и выводит на чистую воду, готов уж в ФСБ стукануть. Так вот, Вы не ЗАСЛУЖЕННЫЙ милиционер, а всего навсего ушедший в 40 с небольшим на льготную ОБЫЧНЫЙ пенс по выслуге лет. Никаких заслуг не было, нет и уже не будет, поэтому никто "на службу не призовет" по причине профнепригодности. Открою один секрет, чтоб не мучился ночами "адекватный и умненький", в центральном аппарате МВД РТ в 1993 году ксероксы уже были, тем более когда это касалось дел по ОПГ. Вашего кумира Хайдера тоже там допрашивали и не раз, вид у него был отнюдь не геройский. Ваши многочисленные ошибки в материальном и процессуальном праве обсуждать не считаю нужным, ибо не в коня корм
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    10.14. Конечно не интересен. Хочу предупредить только и Вас лично, и Ваше окружение - о (повторюсь ещё раз) о неадекватном восприятии окружающего мира. Преступника, любого, если Вы сотрудник нельзя принимать как личного врага - это психологическая деформация. Так же как и врач - хирург не может выказывать "к озонирующему БОМЖу", и чтобы не тратить время на лечение его сломанного пальца - ампутирует ему палец.
    Если Вы ещё сотрудник полиции - то Вас с полиции нужно гнать поганной метлой. Если уже не сотрудник - то гнать поганой метлой с органов Вас нужно ещё было раньше.
    Не обижайтесь - Вы точно неадекватный. Поэтому и реакция у Вас на меня неоднозначная.
    И ФСБ я не стучу, а лишь предупреждаю, какие последствия могут для Вас настать. Они уже раньше меня "осреншотили" Ваши опусы, в том числе, о том, как Вы хвалитесь протоколом допроса, который можете показать желающему. Вот им и покажете. Чудак Вы человек.
    Габдель Юссон.
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    Чет хз спорный персонаж.
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    Если бы герой статьи мотался лет 10, я его ещё бы понял. Но 2 года в подростковом возрасте это ни о чем
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    вово, было бы интересно почитать интервью тех людей, которые сейчас сидят. или отсидели лет 15. И то, это все дело уже прошлое
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    ГЮ - известный комментатор Бизнес Онлайна, но там его давно забанили и он решил лить поток сознания в Реальное время. Да и здесь ненадолго, бред неудачника никому не интересен
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    12.04. Вот и я о том же, подспудно хотел сказать. Сейчас он москвич, насколько я понимаю. Москвичи они все ушлые ребята "денюжки с воздуха делать". Подсел на тему "рассказы о группировках", о чём он сам, чувствуется "не в теме". А "фактура" для лекций нужна. Как её найти? Как раз таки напечатав небольшую статейку, затем необходимую информацию выцеживать из многочисленных к ней комментариев" Знаем, плавали".
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    Свою статью напиши, пловец в погонах ГЮ, да так, чтобы люди читали
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    Что вы на ГЮ накинулись: он просто высказал свое мнение.
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    Фактуры на самом деле маловато этому мальчику, чтобы читать лекции и писать книгу.
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    13.22. Только на заказ. Бесплатно не буду. Если Реальное Время обратится и заплатит - почему бы и нет? Газета богатая, может себе позволить.
    Габдель Юссон.
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    Конечно же напишу. Вот Реальное Время если закажет - почему бы и нет. Газета солидная, богатая. Вопросы поставит какие нужно, деньги заплатит и все "алга".
    Ответить
  • левагина зоя 20 мая
    да какой там феномен,защищали свои территории от пришлых получивших мобильность,сейчас это власти запрещают, все заполонили приезжие.
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    Серьезная тема.Автор конечно никакого реального отношения к истории улиц не имеет.Вопрос взаимоотношений внутри "улицы" не стоял так остро до начала 90ых .Ну пришел, ну не понравилось, ну выпинули его ...Это уже потом вся кровавая баня перешла внутрь улиц. Дележь портфелей,зон влияния,общака,власти. Мышиная возня по большому счету.Но которая стоила очень много молодых жизней.Я сейчас не о войнах между улицами ,а о том, что происходило внутри улиц.
    Самое страшное время для членов улиц было конечно 84-87г.Ни учиться там где хотел, ни заниматься тем, что ты хотел не было никакой возможности.На учебу с маленьким топориком в сумке под учебниками не для нападения ,а для защиты.Потому, что попасть под арматуры было легче легкого. Вспоминаешь, оторопь берет...
    Написать книгу про это не смогут бывшие менты.Точнее смогут,
    но это на 70 процентов будет не то, что бы неправдой.....Они не смогут передать всего что там было на самом деле.
    Время не пришло для книги.Многовато скелетов в шкафах, лесопосадках, на дне рек.
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    Пацанские панки - это круто было да. Вот у чертей рожи были, когда мы в отмах прыгнули на Баумана, когда они нас защемить пытались)) Дрищи. Мы же с Нижнекамска были, и до того, как начать панковать, при улице жили, и у нас было еще жестче, чем в Казани)))
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    «Менты» уже написали «Бандитскую Казань» и ее продолжения, у многих комментеров она лежит дома и на сегодняшний день является единственной документальной энциклопедией криминального мира Татарстана. Дальше бла-бла-бла, «напишу за деньги» и «ещё не пришло время», у остальных дело не идёт. У меня лично есть все 3 книги и интересно, когда выйдет «Бандитский Татарстан-2»? Если его уважаемые авторы читают «Реальное время», ответьте?!
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    принципиально не покупал и не читал эти книги. 16.39 многое написал правильно. но - полную инфу никто и никогда не узнает. это не выгодно тем же ментам, ну и серьезно повзрослевшим пацанам тоже. так что все это байки. вот сидит где-то на даче генерал КГБ и смеется, читая тут про ментов и пацанов. а он и сам другую половину инфы не знает)
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    Насколько знаю, там четвертую книгу только один автор пишет, Шептицкий слился
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Да лажа эти ,,три книги,,. Аффтар надергал инфы ,,обезжиренный,, из ,,Вечерки,, и протоколов
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    16.39. Абсолютно согласен с Вами. На 100%. И даже бывшие менты не напишут. Даже скажу, поддерживая Вас, что действительно могут "всплыть" "нехорошие скелеты в шкафу". Это правильно. Кому это надо? Никому.
    Но, вопрос ведь стоит немного по другому. Все "знающие" пытаются дать характеристику "самому феномену". А начинают описывать события. Это не совсем правильно. А любой пишущий, а затем читающий какую цель должен преследовать? Правильно. Чтобы что-то "не совсем приятное " в их личной жизни никогда не могло бы повториться. Либо, хотя бы, уклониться или избежать этого. А для этого нужно давать оценку не какому-то отдельному явлению, а процессам, которые привели к нему.
    Габдель Юссон.
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    Этот человек на самом деле очень мало знает о жизни казанских опг. Хотя, как утверждает, и состоял в одной из них. Это был лишь краткий эпизод в его жизни. На самом деле из опг никогда не отшивали, тем более с люлями, только за то, что не ходишь на сборы. Тем более по уважительной причине. По не уважительной могли. Но максимум навалять, но уж никак не "гасить". Описаная им ситуация относится к человеку, который сделал что то очень плохое и, возможно, предал. А если тебя всегда уважали, то никогда бы так с тобой не поступили. Из моего личного опыта - попав однажды в поле зрения органов был вынужден уйти. Но никогда никого не предавал. И ушел нормально - уважаем и с дружескими отношениями со всеми. Так что спикер, на мой взгляд, просто.........
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    ......балабол)
    Ответить
    Анонимно 28 июня
    Добавляйтесь пожалуйста в группу https://vk.com/kazan_opg и дискутируйте в ней. С анонимами не комфортно беседовать
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    18.42. Абсолютно с Вами согласен. Афффтор скорее всего обманывает. В ОПГ "отшивали", правильно. Но для этого должен был быть очень серьёзный косяк. А чтобы "отшить" не надо было плеваться и бить в морду. Там делалось по другому. ФАНТАЗЁР. Либо уж такое накосячил по пацанским понятиям, что решили применить какие-то нестандартные методы. Не знаю. Рядом не стоял. Что-то не договаривает. Либо наговаривает.
    Габдель Юссон.
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    Расскажи лучше, как самого из МВД РТ отшили? Чёт не договаривает ГЮ или на ХО наговаривает ;-)))
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    А правда, что некий группировщик по кличке Тотошка нынче в авторитетных законотворцах ходит? Ответь всезнающий Юссон...
    Ответить
  • Анонимно 21 мая
    У нас тоже такой есть . Сам ни о чём , а рассказы плетёт как лапти , да и лет маловато автору , опоздал он лет на десять . То что он видел был уже закат . Все процессы начинались в восьмидесятых . Интервью с теми людьми (настоящими) смотрелись бы убедительнее фантазий автора - *как было* ....?
    Ответить
  • Анонимно 21 мая
    Какого года ребятишки на фото "ОПГ "Мирный"? Чего -то не узнаю никого, фото конца 90-х что ли? :)
    P.S. А статья от очередного "очевидца".
    Ответить
  • Анонимно 21 мая
    А знает ли нынешняя молодежь что такое дать слово (Пацана)!
    Или ответить за свои слова?
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Главное, чтобы нынешняя молодежь, знала чем это завершается (для многих). А байды за слова у них своей с избытком. :)
    Ответить
  • Анонимно 21 мая
    У нас в Пензе до сих пор ОПГ работают и не парятся все знают простых они не обижают а богачи просто делятся награбленным это своеобразная налоговая .
    Ответить
  • Анонимно 21 мая
    Автора знал лично. В ОПГ он был. По моему в Низах (хотя времени прошло много могу и напутать с названием).
    Ответить
  • Анонимно 21 мая
    Написал три реферата на эту тему для заушников, два раза для педов, раз для ТИСБИ.... Приняли на пять...
    Ответить
    Анонимно 28 июня
    Они где-то остались? Можно почитать?
    Ответить
  • Анонимно 22 мая
    в Элисте до сих пор куча группировок- Гном, Бугры, Северские по несколько сот человек в каждой
    Ответить
    Анонимно 22 мая
    Так они и в Казани сохранились, только "эксперты" не в курсе. :)
    Ответить
  • Анонимно 23 мая
    улицы улицам рознь
    Ответить
  • Анонимно 02 июня
    Интересно а музей будет всему этому безобразию как в Америке алькапоне
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии