Наталия Фишман: «Футболки с названиями ОПГ не относятся к деятельности редакции...»

Помощник президента РТ высказала свое мнение по поводу развернувшейся дискуссии вокруг коллекции одежды арт-директора «Инде»

Наталия Фишман: «Футболки с названиями ОПГ не относятся к деятельности редакции...»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Помощник президента по паркам и скверам РТ Наталия Фишман прокомментировала «Реальному времени» развернувшуюся дискуссию по поводу новой коллекции одежды арт-директора журнала «Инде» Анастасии Ярушкиной, которая выпускается под татарстанским брендом «Сухая река». Напомним, у общественности сложилось весьма противоречивое мнение о футболках с изображением членов казанских банд и названиями знаменитых в прошлом ОПГ Татарстана. Зачастую критики подобного креатива упоминают и Наталию Фишман, которая является инициатором создания проекта «Инде». На страницах «Реального времени» помощник президента отвечает всем неравнодушным к этой теме. Приводим ее комментарий для нашей газеты в развернутом виде.

«Лично я оцениваю его негативно»

«Я не имею к этому проекту никакого отношения и узнала о нем точно так же, как и все остальные, — из публикации. Этот проект не относится к деятельности редакции. Лично я оцениваю его негативно и считаю, что художник, безусловно, имеет право на высказывание, но он должен быть готов к различным реакциям, которые он может получить от общества. Если он художник, ему не стоит в этой ситуации ни на кого обижаться, потому что это неминуемый процесс — если человек в художественном смысле хочет затронуть какую-то болезненную для общества тему, он может получить от него совершенно разные реакции. Это задело очень многих людей, людей, которых я уважаю, ценю, и мне важно их мнение. Я понимаю, какая часть выросла в страхе, какая часть людей потеряла близких.

В общем-то, это [ОПГ] сильный бренд, такой place бренд в некотором смысле, просто он негативный. Я не думаю, что речь шла о романтизации — изначально это же серия футболок с названиями районов, в более ранних версиях там были футболки «Сухая река» и другие. Они действительно имели в виду названия районов, но при этом использовали ту айдентику, которую использовали, имея в виду этимологию названия районов. Просто всегда, когда ты это делаешь, — ты должен понимать, что готов к общественному обсуждению, потому что затрагивается общественно важная тема.

В свою очередь, в «Инде» просто об этом написали, это не проект СМИ. Что касается приписывания всего этого мне, это просто гнусные инсинуации, потому что, во-первых, я не вмешиваюсь в редакционную политику издания — не согласовываю материалы, не отсматриваю публикации в социальных сетях. Редакция функционирует совершенно автономно. В этом смысле у меня большое уважение к институту средств массовой информации. И это никаким образом не имеет отношение к моей личной позиции — я ее вам уже объяснила. А вот то, что это транслируется таким образом, — это просто желание каких-то людей навредить мне лично или, не дай бог, моему руководству. Я думаю, что у этих людей ничего не получится, потому что мы, безусловно, в смысле какой-то поддержки, никакого отношения к этому не имеем».

История скандала

История скандала с футболками, на которых изображена символика ОПГ, началась с публикации поста электронного журнала «Инде» в своем Instagram, где под фото одежды предлагалось, видимо, для заказа, писать напрямую автору идеи Анастасии Ярушкиной. За этим последовало бурное обсуждение проекта в социальных сетях, и утверждение о том, что дизайнер, печатая «Квартала» или «Теплоконтроль», имела в виду народные названия казанских районов, а не отсылала к организованным преступным бандам, от критики не спасло.

Следом в интервью «Реальному времени» по этому поводу высказался известный российский журналист и топ-блогер Олег Кашин. Собеседник издания скандальную коллекцию одежды поддержал, объяснив это тем, что любая инициатива имеет право на существование, и идея казанских дизайнеров говорит о том, что она пытается быть в тренде, следуя по стопам Гоши Рубчинского, и тот факт, что явление 90-х, принесшее столько страданий и горя, превращается в бренд, означает, что эта тема перестала быть столь болезненной.

Поддержала проект в колонке для нашего издания и основатель сообщества и магазина татарских дизайнеров Rukami.tatar Радмила Хакова. Колумнист «Реального времени» вспомнила свое детство со «старшими», «младшими» и «крышей», за которую в школе приходилось платить, и призвала прошлое оставить в прошлом.

С критикой одежды с названием казанских банд выступил Командир ОКОДов и первый руководитель пресс-службы МВД ТАССР Анвар Маликов. Он сравнил эту идею с неофициальным брендом Соль-Илецка — тюрьмой строгого режима «Черный дельфин», которая приобрела такой статус в связи с практически полным отсутствием других достопримечательностей в городе. И задался вопросами: «А нам это нужно? Зачем притягивать специфический контингент?».
В свою очередь, саму идею он охарактеризовал двумя словами: инфантилизм и пофигизм.

Согласилась с Маликовым исследовательница «казанского феномена» Любовь Агеева, которая в интервью нашему изданию рассказала, что у нее, несмотря на разговоры о том, что речь идет просто о названиях микрорайонов Казани, при взгляде на короны возникают стойкие ассоциации с тем сложным периодом.

Впрочем, были попытки притянуть в дискуссию и имя помощника президента РТ. В частности, на сайте «Преступная Россия» вышла статья под заголовком: «Проект, который курирует помощница президента Татарстана, выпустил футболки в честь ОПГ 90-х». Позже эту статью перепечатали и другие, нетатарстанские СМИ. Думаем, что ответ Наталии Львовны расставил все точки на i.


Мария Горожанинова

Новости партнеров