Дефицит бюджета РТ покроют за счет «очень хорошего кредита, который можно брать в неограниченных количествах, если дадут»

На прошедшем заседании комитета по бюджету, налогам и финансам Госсовета Татарстана неожиданным стал не нашумевший законопроект о троекратном увеличении дефицита бюджета республики на этот год, а предложение депутата Госдумы от Татарстана Ильдара Гильмутдинова увеличить размер пени за несвоевременные платежи в казну. Депутаты возмущались ужесточением правил и возвращением понятия «финансовая дисциплина», однако законопроект одобрили. Решающей стала реплика министра финансов РТ о том, что проект поддержан профильными ведомствами и лично Рустамом Миннихановым.

Дефицит на утверждение

Первым вопросом депутатов, заслушавших доклад министра финансов РТ Радика Гайзатуллина о внесении изменений в закон о бюджете 2015 года и увеличении дефицита с 5,5 до 17,6 млрд рублей, стал вопрос о том, укладывается ли дефицит в установленные рамки. Министр рассказал, что все в порядке, поскольку он не превышает установленную законом норму — 15% доходов республики.

Напомним, документ был внесен в татарстанский парламент 25 июня. Проект закона на 2015 год прогнозирует объем доходов в сумме почти 172,8 млрд рублей, а общий объем расходов — 190,5 млрд рублей, что больше установленных в законе значений на 23,56 и на 35,75 млрд рублей соответственно. Изменения показателей, с одной стороны, обусловлены ростом налоговых поступлений, а с другой — снижением федерального софинансирования ряда программ.

Как пояснил депутатам Гайзатуллин, рост налоговых платежей обусловлен увеличившимися доходами крупных компаний, работающих на экспорт, из-за роста курса валют. Так, из 9,3 млрд прироста они обеспечивают более 7,6 млрд: «Татнефть» и малые нефтяные компании заплатят на 3,6 млрд рублей больше, на 2 млрд рублей увеличит платежи Казанский вертолетный завод, на 2,1 млрд — «Нижнекамскнефтехим» и «Казаньоргсинтез».

Что касается покрытия дефицита бюджета, то власти надеются на льготный федеральный кредит в размере 15 с лишним млрд рублей на 3 года (при этом первый год платежи не идут) под 0,1% годовых. «Очень хороший кредит, который можно брать в неограниченных количествах, если дадут», — пошутил кто-то из парламентариев. Однако некоторых такой позитив при растущем госдолге насторожил. «Неужели не чувствуете, что есть падения по отраслям, по покупке, продаже, неужели коллеги не согласны со мной?» — удивился гендиректор ЗАО «Кулон» Альберт Фахрутдинов. «Согласны-согласны, минус 5% ВВП», — ответил кто-то. Министр пояснил, что структура доходов, поступающих в региональный бюджет, такова, что снижение показателей не чувствуется из-за большой доли нефтяных платежей от крупного бизнеса.

Как он позже рассказал журналистам, 3 из 15 млрд уже получены в этом году. «После принятия бюджета мы должны представить свои дополнительные расчеты и после этого уже, если сумеем защитить обоснованность своих расходов в министерстве финансов, получить следующий этап кредита. Иначе необходимо будет часть каких-то расходов сократить», — допустил он. Однако, что именно будут сокращать, не назвал, выразив надежду, что предприятия будут нормально работать и есть возможность и увеличить доходы. «Нельзя быть сильно пессимистом. Госдолг в августе резко сократится, СИНХ с гарантии должен уйти, это сильно облегчит. И у нас госдолг в рамках закона. А очень большие суммы кредита — около 66 млрд рублей — республика будет возвращать с 2023 года, тут пока беспокоиться не надо», — сказал министр. Притом общая сумма бюджетных кредитов достигла 100 млрд рублей.



Леонид Якунин: «Вы, наверное, помните, раньше — минфин не даст соврать — было понятие финансовой дисциплины, оно часто звучало на коллегиях и партсобраниях. Сегодня для восстановления более жесткого порядка по своевременной уплате пени, штрафов, правительство РФ вносит соответствующий проект»

«Сплошные продажи бизнеса кругом. Когда деньги начнем печатать?»

А вот законопроект об увеличении размера пени за несвоевременную уплату налогов вызвал бурное обсуждение. Документ предлагает считать пени в размере одной трехсотой от действующей ключевой ставки Центробанка, а не от ставки рефинансирования, как это делается сейчас. Таким образом, пени сейчас составляют для бизнеса 7% годовых, а нововведения увеличат их до 10%.

«Накапливаются долги сегодня при повышении ставки ЦБ. Бизнесу уже выгодно не платить налоги и использовать эти средства внутри деятельности предприятия, и бюджет недополучает от этого значительные суммы. Эта сумма оценивается сегодня в 350 млрд рублей по РФ. Вы, наверное, помните, раньше — минфин не даст соврать — было понятие финансовой дисциплины, оно часто звучало на коллегиях и партсобраниях. Сегодня для восстановления более жесткого порядка по своевременной уплате пени, штрафов, правительство РФ вносит соответствующий проект», — пояснил председатель комитета Леонид Якунин. Кроме того, законопроект предлагает урезать «эффект» от смягчающих обстоятельств, наличие хотя бы одного из которых позволяет снизить сумму штрафа не менее чем в 2 раза. Изменения же предлагают ввести максимальный размер «скидок» по таким обстоятельствам — не более, чем в двукратное снижение платежей. «Что такое смягчающее обстоятельство, кто это будет утверждать? Если у КАМАЗа сейчас проблемы и он не сможет в 2 раза больше заплатить, является ли это смягчающим? Я считаю, что это не то, что нам сейчас нужно», — начал протестные выступления председатель совета директоров ОАО «Казанский жировой комбинат» Дмитрий Самаренкин. «Повод для коррупции, во-первых, а во-вторых — закручивание гаек для предпринимателей. Для чего, чтобы совсем край был? Вот коллега же только что доложил, что собираемость нормальная, что выполняем план, что гайки-то закручивать?» — недоумевает гендиректор ООО «КАМАЗ-Марко» Роман Мугерман.

«Кто инициирует этот закон?», — спросил кто-то. «Это некто депутат Гильмутдинов», — ответили ему. «Депутат от Татарстана, кстати», — добавил Якунин, чем вызвал удивление татарстанских парламентариев. Он также напомнил, что «сегодня идти в «АК БАРС Банк» и взять кредит дороже, чем не платить».

«Это же не только депутат Гильмутдинов, это же согласовано с нашим президентом, с налоговыми и финансовыми органами», — заступился за народного избранника Гайзатуллин. «Тогда с этого и надо было начитать», — примирился Самаренкин. Но Леонид Барышев не примирился. «Сначала допускают такую большую вилку между ключевой ставкой и ставкой, по которой собирают штрафы», — заявил он.

«Тенденция показывает, что у нас положение более устойчивое, но есть снижение по доходам. Если в I квартале налоговые платежи поступали, мы 25 млрд имели плюсом по бюджетной системе, то по итогам 5 месяцев — всего 18 млрд, за полугодие — меньше 12», — попытался обосновать необходимость нововведений министр финансов. А Якунин даже вынужден был напомнить депутатам, что они здесь для того, чтобы «определять задачи для республики в целом», а не отстаивать интересы своего бизнеса.

Роман Мугерман: «Налоги неизбежны, их все равно платить будут, и то, что мы сейчас предлагаем, это ухудшит условия работы»

Но депутаты не унимались. «Налоги неизбежны, их все равно платить будут, и то, что мы сейчас предлагаем, это ухудшит условия работы», — продолжал Мугерман.

«Вот вы говорите — финансовая дисциплина. А здесь сидят коммерсанты, мои коллеги, самые дисциплинированные люди. Вы понимаете, сколько у нас забот? Зарплату надо заплатить два раза в месяц, инвестиции произвести. А вы говорите: «иди налог заплати, а если не заплатишь, мы тебе штраф увеличим в два раза», — описал нелегкую долю владельца крупного бизнеса Фахрутдинов. Пока парламентские экономисты объясняли депутатам механизм функционирования предложенного законопроекта, возмущения не стихали. «Сплошные продажи бизнеса кругом. Когда деньги начнем печатать?» — переговаривались депутаты между собой. Однако упоминание одобрения главы республики Рустама Минниханова сделало свое дело: законопроект прошел.

Фото: gossov.tatarstan.ru, tatarstan.er.ru,tatcenter.ru

Дина Валиуллина
Комитет Гос Совета РТ по бюджету налогам и финансамЯкунин Леонид Александрович

Новости партнеров