Защита Анатолия Ливады: «Какие-то силы хотят, чтобы он там помер»

Московские адвокаты не убедили суд отпустить главу ГК «ФОН» из СИЗО, даже после операции он останется под стражей

Защита Анатолия Ливады: «Какие-то силы хотят, чтобы он там помер»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Гендиректор «ФОНа» Анатолий Ливада, обвиняемый по делу о мошенничестве с деньгами дольщиков на сумму свыше 2 млрд рублей, неделю назад был срочно госпитализирован в больницу для осужденных, где его прооперировали. Несмотря на проблемы со здоровьем, суд счел, что медицинских противопоказаний для его заключения под стражей нет, и удовлетворил ходатайство следствия, продлив арест строителю до 13 февраля. Адвокаты Ливады называют это не иначе, как «покушением на убийство». Подробнее в материале «Реального времени».

Главу ГК «ФОН» госпитализировали

Неделю назад Анатолий Ливада был экстренно доставлен в больницу для осужденных (БДО) при исправительной колонии №2. Из-за начавшегося воспалительного процесса ему провели челюстно-лицевую операцию. Обо всем этом суду рассказали трое столичных адвокатов застройщика. Сам он до сих пор на больничной койке, поэтому заседание по продлению своего содержания под стражей пропустил.

Срок ареста Ливады истекал 13 ноября, но представитель ГСУ МВД по РТ Марина Проноза сообщила, что в ее ведомстве не успеют завершить предварительное следствие к этой дате. Причинами этого она назвала допрос большого числа дольщиков и внушительные объемы бухгалтерской документации «ФОНа». Кроме того, следствию нужно провести еще три строительные экспертизы, ряд следственных и оперативно-розыскных действий. Сославшись на то, что пока идет расследование, обвиняемый может скрыться или оказать давление на свидетелей, следователь попросила продлить арест главе ГК «ФОН» до 13 февраля следующего года.

Адвокаты застройщика задали те же вопросы, что и на прошлых заседаниях, уточняя выводы следствия: «Вы все еще обосновываете необходимость содержания под стражей своими предположениями, а не конкретными фактами». Марина Проноза, как и ранее, привела нормы УПК ввиду большого ущерба и тяжести преступления.

Марина Проноза, как и ранее, привела нормы УПК ввиду большого ущерба и тяжести преступления. realnoevremya.ru/Васили Ширшовой

«Один в клетке, а другие?»

Еще один вопрос касался двойных продаж квартир «ФОНа». Защитники Ливады пытались выяснить его причастность к данному эпизоду. Но пока застройщика обвиняют «только в части хищения средств дольщиков при строительстве жилых домов на Павлюхина в ЖК «Симфония», а окончательное обвинение будет предъявлено по окончании расследования», — ответила Марина Проноза. Однако в том же деянии подозревают еще четырех лиц: Ахметзянову, Хафизова, Васильева и Платонова. Почему же в их отношении избрали другие меры пресечения?

— А в чем разница правого статуса одного человека, обвиняемого в том же самом тяжком преступлении, и другого? Один в клетке, а другие? — спросил защитник застройщика Дмитрий Григориади.

— Обвинение предъявлено только Ливаде, остальным фигурантам — не предъявлено. Разница заключается в вашем вопросе. Вы утверждаете, что все они являются обвиняемыми, однако это не так, — вмешался судья Наиль Камалетдинов.

«МВД Татарстана не выполняет обязательства перед дольщиками и совершило хищение?»

Далее спор зашел о количестве проведенных следственных действий и выводах следствия: с чего вдруг Ливада, заслуженный строитель с 20-летним стажем, решил дома не достраивать, а средства дольщиков похитить? Дошло до того, что защита представила на обозрение суду недавно опубликованную «дорожную карту» по обманутым дольщикам Татарстана. В документе указано, что застройщиком «фоновского» объекта на ул. Баки Урманче в «Солнечном городе» указана не «Фон-Ривьера», а МВД по РТ: «Правильно ли я понимаю, что застройщик в лице МВД Татарстана не выполняет обязательства перед дольщиками и по факту совершило хищение?», — спросил Григориади. Однако Проноза поправила его, сообщив, что данные дома не проходят в рамках уголовного дела.

Адвокаты застройщика задавали те же вопросы, что и на прошлых заседаниях, уточняя выводы следствия. realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

Еще один защитник Ливады — Кирилл Горовацкий поинтересовался, выясняло ли следствие причину госпитализации его клиента. Следователь заверила, что в деле есть даже медицинское заключение на этот счет. Однако позднее выяснилось, что оно было получено за две недели до того, как застройщик попал в больницу. Представитель прокуратуры также назвал арест Ливады чрезмерной мерой, поскольку до своего задержания он не пытался скрыться или воздействовать на свидетелей:

— Он обвиняется в экономическом преступлении, связанном с предпринимательской деятельностью, и с учетом его личности и состояния здоровья считаем содержание его под стражей чрезмерным. Поэтому полагаем возможным изменить ему меру пресечения на домашний арест, — заявил суду прокурор Камиль Даишев.

БДО без врачей, «покушение на убийство» и «злорадство» дольщиков

До суда адвокаты Ливады навестили своего подопечного в БДО. Рассказали, что их клиент чувствует себя не очень хорошо и зачитали медицинские справки с целым букетом заболеваний сердца и сосудов. Утверждали, что в условиях СИЗО данные болезни не лечатся даже в специализированной клинике.

— Открою секрет, в БДО с августа ждут уролога и других врачей. В данном случае речь идет о заболевании сердца. Будет приступ — никто не сможет оказать ему помощь, Ливада умрет в СИЗО или БДО. Следствие знает, что он неопасный преступник, у него нет оффшоров или люксовых автомобилей, все деньги он направляет на стройки, сейчас в больнице и был прооперирован, и при этом оно выходит с ходатайством об аресте. Я не знаю, как это назвать, возможно, покушением на убийство! У меня складывается ощущение, что какие-то силы хотят, чтобы Ливада там помер. Человек имеет большие шансы скончаться в СИЗО, — пытался убедить суд изменить меру пресечения Кирилл Горовацкий.

Защита застройщика заручилась поддержкой бизнес-омбудсмена России Бориса Титова. Тот, в свою очередь, обратился к главе МВД РФ Владимиру Колокольцеву и прокурору РТ Ильдусу Нафикову, указав, что держать Ливаду под арестом за экономическое преступление — незаконно. Сам обвиняемый, по словам адвокатов, относится к процессу философски: «Он прекрасно понимает, что все это для него в ближайшее время может закончиться [летально]. Будут ли рады этому дольщики, которые, возможно, являются катализатором мнения следствия, что надо содержать человека под стражей? Возможно, они порадуются два дня, не больше!».

Защита застройщика заручилась поддержкой бизнес-омбудсмена России Бориса Титова. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

«Сегодня кирпич неправильно положил — завтра в этом аквариуме!»

Речь зашла и о поиске инвесторов для «фоновских» строек. Мол, в Татарстане дольщиков пытаются убедить, что желающих взяться за них нет. Адвокаты уверяют, что это не так:

— Да есть инвесторы, но их смущают две вещи. Первая, что все объекты «ФОНа» арестованы, а вторая, что сегодня здесь права не существует. Сегодня они зашли, кирпич неправильно положили, а завтра в этом аквариуме, — постучал по стенке стеклянной клетки для задержанных Дмитрий Григориади, — В Татарстане мне говорили: «Ну а что мы еще должны были сделать?! Стояла очередь из дольщиков, и все они требовали решительных мер». Вот решительные меры приняли: человек под стражей завтра помрет. В Казани уникальный случай, когда стройка, несмотря на все сложности, продолжается, но эти сложности создает само следствие!

Выслушав все доводы, судья удалился в совещательную комнату. Адвокаты тем временем продолжили убеждать прессу, что Ливада стал жертвой скорее политического решения, а также рассказали, что только по Казани у них 500 заявлений от заключенных по экономическим статьям.

— Замечательный человек следователь, но следствие ничего не решает. У меня сложилось впечатление, что в этом зале вообще никто ничего не решает. Прокуратуру вообще никто не слушает. Решает группа людей, которые не относятся к правовому полю — это абсолютно не процессуальная история, а чисто политическая. Как только она покинет этот регион, а это будет только Верховный суд России, межведомственная группа Чайки, ЕСПЧ, все приговоры будут изменены, — убежден защитник главы «ФОНа».

Суд все же решил, что медицинских противопоказаний для содержания руководителя стройкомпании под стражей не имеется. Ходатайство следствия было удовлетворено, Анатолий Ливада, который до сих пор на больничной койке, останется под арестом до 13 февраля. Адвокаты застройщика намерены обжаловать это решение.

Василя Ширшова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоБизнесНедвижимость

Новости партнеров