Елизавета Федоровна в Казани: строительство подземной часовни и похороны архимандрита

Три визита великой княгини в наш край. Часть 2

Краевед и колумнист «Реального времени» Лев Жаржевский продолжает рассказывать о великой княгине Елизавете Федоровне. В сегодняшней авторской колонке, написанной для нашей интернет-газеты, он останавливается на отрезках жизни августейшей особы, связанных с Казанью. Напомним, из-за нее столицу Татарстана включили в список городов туристического «Императорского маршрута», проходящего по местам пребывания семьи царя Николая II.

Первый визит

История пребывания великой княгини Елизаветы Федоровны в Казани и окрестностях в подробностях изложена в работах доцента Казанской православной духовной семинарии А.М. Елдашева. Работы эти пространны, краткости ради решено сделать из них выжимку и представить читателям «Реального времени», требовавшим «больше казанского».

О связи Казани с Елизаветой Федоровой с 1902 по 1908 годы А.М. Елдашев упоминает неоднократно. Основанием такой связи называется «духовное окормление» Елизаветы Федоровны авторитетным духовным деятелем схиархимандритом Гавриилом из Седмиозерной пустыни. В чем конкретно выражалось окормление, требовало ли оно личных встреч великой княгини и старца — об этом в работах А.М. Елдашева не сказано ничего. Приезд особы такого ранга неизменно оставил бы след как в прессе, так и архиве, в его губернаторском фонде. И если бы эти следы существовали, то такой исследователь, как А.М. Елдашев, просто не смог бы их не заметить и не поделиться своими находками. Но никаких документальных оснований у нашего церковного историка мы не находим, а книгу Любови Петровны Миллер, при всем к ней уважении, таким источником считать нельзя. Поэтому оставим это темное для нас время и перейдем к надежно документированным визитам Елизаветы Федоровны в Казань.

Первый из таких визитов состоялся 13 июля 1910 года.

С пароходной пристани около 10 часов утра Елизавета Федоровна прибыла в Казанско-Богородицкий женский монастырь, к началу Божественной литургии. Во дворе обители ее встречали настоятельница монастыря игуменья Варвара, казначея монахиня Людмила и благочинная монахиня Евгения. В летнем Богородичном соборном храме великую княгиню приветствовал настоятель собора протоиерей Александр Зеленецкий.

По окончании речи последовало краткое молебствие. После многолетия царствующему дому и литургии великая княгиня посетила настоятельницу игуменью Варвару в ее покоях. Здесь она рассматривала живописные, золотошвейные и рукодельные работы сестер-мастериц.

Перед своим отъездом из обители ее высочество изъявила желание побывать на месте самого явления святой чудотворной иконы Божией Матери, которое находилось под алтарем главного монастырского храма.

Великая княгиня спустилась в нижний (подвальный) этаж собора, долго молилась там и выразила сожаление, что такое святое место находится в запущенном состоянии. Игуменья монастыря Варвара предложила Елизавете Федоровне устроить на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери часовню в память приближающегося трехсотлетия царствования дома Романовых. При этом было предложено ее высочеству принять под свое покровительство ход строительства часовни, на что великая княгиня изъявила полное свое согласие.

В час дня Елизавета Федоровна отбыла из обители в кафедральный Благовещенский собор, где ее тепло встретили Никанор, архиепископ Казанский и Свияжский, все викарные епископы и соборное духовенство.

Из собора великая княгиня проследовала в покои правящего архиерея, посетив по пути следования келью Св. Гурия. При входе в архиерейский дом великой княгине от Покровской женской общины Мамадышского уезда двумя сестрами была преподнесена точная копия с портрета преподобного Серафима Саровского, изготовленного незадолго до его кончины. Елизавета Федоровна поблагодарила за дар и расспросила сестер о духовной жизни их общины.

В покоях Никанора был приготовлен чай, и беседа вращалась по преимуществу вокруг путешествия ее императорского высочества, жизни женских обителей и наиболее выдающихся их тружениц. Архиепископ Никанор подарил великой княгине для библиотеки ее общины все его многочисленные печатные труды.

Простившись с владыкой, Елизавета Федоровна посетила Спасо-Преображенский монастырь и отбыла на Устьинскую пристань для следования в Москву через Нижний Новгород.

Строительство подземной часовни Богородицкого монастыря

Елизавета Федоровна приняла деятельное участие в строительстве подземной часовни в Богородицком монастыре. План маленького храма-часовни был составлен академиком Щусевым и напоминал древние катакомбы и отчасти усыпальницу великого князя Сергея Александровича в Чудовом монастыре Московского кремля. В феврале 1911 года Елизавета Федоровна отправила в казанский монастырь модель храма. Для ознакомления на месте с проектом, его размером и выполнением в Казань приезжал секретарь великой княгини В.В. Фон-Мекк, который привез и эскиз иконостаса, выполненный архитектором Щусевым. Будучи и сам художником, Фон-Мекк на месте сделал необходимые архитектурные наброски.

Вскоре после его отъезда в Москву была приглашена игуменья Варвара вместе с инженером П.П. Голышевым. С Елизаветой Федоровной они окончательно приняли проект устройства церкви и часовни. Этот проект затем был исправлен в строительном отделении Казанского губернского правления и утвержден 21 июля 1911 года. 30 июля 1911 года в нижнем (подвальном) этаже летнего собора был совершен чин основания храма-часовни во имя Рождества Пресвятой Богородицы на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери. А уже 31 июля 1911 года под руководством инженера П.П. Голышева началось возведение храма-часовни.

К весне 1913 года благоустроительные работы в основном были завершены. Жители города и насельницы Казанского монастыря с нетерпением стали ожидать дня освящения храма-часовни, который должна была назначить великая княгиня. Ею была выбрана суббота на пасхальной неделе, 20 апреля.

Длинный, широкий подвальный этаж соборного монастырского храма за два года совершенно изменился. На самом месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери была устроена богато убранная сень, в которой была установлена икона. Перед ней находилась серебряная лампада с украшениями из жемчуга и драгоценных камней, пожертвованная самой великой княгиней еще в первый ее приезд в монастырь. Сень была обита басмой и расписана в древнерусском стиле. Внутри сени находилась еще одна ажурной работы драгоценная лампада, украшенная изумрудом, эмалью и тремя государственными гербами, подаренная самой императрицей Александрой Федоровной. Одна серебряно-вызолоченная лампада была пожертвована инженером П. Голышевым, другая — неизвестным жертвователем. Росписи потолка и стены часовни производились сестрами монастыря по эскизам, присланным из Москвы великой княгиней. Местная икона Нерукотворного образа Спасителя была написана по образцу, находившемуся в Кремлевской часовне Казани.

Второй заход княгини

Великая княгиня прибыла скорым поездом в Казань днем 19 апреля 1913 года. Тут я дополню А.М. Елдашева небольшим разъяснением. Хотя в апреле 1913 года Романовский мост через Волгу уже был построен, но движение по нему начнется еще только 11 июля. А пока московские поезда приходили к ст. Свияжск, пассажиры на паромах переправлялись на казанский берег и дальше следовали поездом до Казани. Поэтому церемония встречи августейшей паломницы состояла из двух этапов: в Свияжске ее встречал заблаговременно прибывший на станцию губернатор, и в его сопровождении она прибывала в Казань, где на вокзале ее встречали остальные официальные лица, главным из которых был командующий войсками округа барон Зальца (именно Зальца, а не Зальц). На прилагаемой страничке расписания видны подробности движения поезда.

На железнодорожном вокзале она была торжественно встречена городскими властями и массой народа. После посещения кафедрального Благовещенского собора и Спасо-Преображенского монастыря она прибыла в Казанско-Богородицкий монастырь, где была с радостью встречена настоятельницей обители игуменьей Варварой, сестрами и большим стечением народа.

В освящении новосозданного храма-часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери в память трехсотлетия царствования дома Романовых участвовали все викарные архиереи и настоятель собора. После окончания освящения и крестного хода состоялся торжественный обед с участием духовенства и почетных гостей, среди которых были командующий войсками Казанского округа, генерал от инфантерии барон А.Е. Зальца, начальник губернии М.В. Стрижевский, попечитель Казанского учебного округа, Кульчицкий, вице-губернатор Г.Б. Петкевич.

21 апреля в Никольском соборном храме великая княгиня прослушала напутственный молебен на обратное путешествие, при этом к ней со словами искренней благодарности за участие в устроении храма-часовни обратился протоиерей А. Зеленецкий.

При колокольном звоне великая княгиня отбыла из монастыря на пароходную пристань, где ее уже ждал казенный пароход «Екатерина». По пути она пожелала побывать в Свияжске. Город встретил ее флагами, колокольным звоном, большим скоплением народа. Великая княгиня посетила мужской Богородичный Успенский монастырь, где приложилась к мощам святителя Германа Казанского, а также — женский Иоанно-Предтеченский монастырь, где в древнем деревянном храме XVI века приложилась к чудотворной иконе преподобного Сергия.

В 5 часов вечера пароход увез дорогую гостью на железнодорожную станцию Зеленый Дол. Так завершилось это пребывание в Казани великой княгини Елизаветы Федоровны.

И тут мне приходится поправить А.М. Елдашева. Архивные данные говорят о том, что великая княгиня села в московской поезд на ст. Вязовые, а не на ст. Зеленый Дол. И это логично: к чему пересекать Волгу и садиться в поезд на ст. Зеленый Дол, чтобы тут же пересечь Волгу в обратном направлении и начать движение на Москву со станции Вязовые? Однако это несущественная мелочь.

Чтобы дать читателю представление о делопроизводственной стороне путешествий Елизаветы Федоровны, не удержусь от цитирования документов губернаторского архивного фонда (НА РТ Ф.1 оп. 4 д. 5551. Название дела: «По поводу приезда в Казань великой княгини Елизаветы Федоровны»). Вот выписки из некоторых листов дела.

л.1 17 апреля 1913 г. Телеграмма Казанскому губернатору. «Великая княгиня Елизавета Федоровна выезжает 18 апреля в Казань. Прибудет для посещения женского монастыря. Ее Высочество поручило мне просить Ваше Превосходительство официальных встреч не делать. Великая княгиня остановится в женском монастыре. Гофмейстер Корнилов.

л.2 18 апреля 1913 г. Губернатор извещает о приезде Елизаветы Федоровны командующего войсками Казанского военного округа барона Антона Егоровича Зальца и губернского предводителя дворянства.

л.3 Великая княгиня изволила отбыть из Казани в воскресенье 21 апреля на казенном пароходе «Екатерина». Пароход отошел от пристани «Самолета» в 12 часов дня и направился на станцию «Вязовые» с заходом в г. Свияжск, где будет иметь остановку. Со станции Вязовые Ее Императорское высочество изволит далее отбыть в Москву по железной дороге со скорым поездом в 7 час. 45 мин. вечера.

л.6 Приказ Казанского губернатора № 4654 25 апреля 1913 г.

Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Елизавета Федоровна в 24 день сего апреля из Рязани осчастливила меня нижеследующею телеграммой: «Переживая молитвенные чудные впечатления у Казанских святынь, хочу еще раз выразить Вам, Вашим сослуживцам и подчиненным мою сердечную благодарность за Ваши хлопоты и заботу. Елизавета». О содержании таковой милостивой телеграммы счастлив объявить своим сослуживцам и подчиненным. Губернатор, Двора Его Императорского Величества камергер Стрижевский.

л.10 Контора двора Ее Императорского высочеств Великой Княгини Елизаветы Федоровны имеет честь покорнейше просить сообщить имя, отчество, фамилию, а также чин г. полицеймейстера г. Казани, коему Великая Княгиня во время пребывания в Казани в минувшем апреля изволила пожаловать золотые запонки с драгоценными камнями и вензелем Великой Княгини. Коллежский советник Алексей Иванович Васильев.

Печальное обстоятельство последнего посещения

Последнее посещение Елизаветой Федоровной Казани связано с печальными обстоятельствами: 24 сентября 1915 года от сахарного диабета скончался ее духовный отец схиархимандрит Гавриил. При получении известия об этом великая княгиня решила принять участие в отпевании и похоронах своего почившего духовного отца. Надо заметить, что это ее решение вызвало известное напряжение в местных административных кругах. Губернатор Боярский телеграфно извещал состоявшего при великой княгине егермейстера А.А. Зурова о вероятных беспорядках в городе и просил отменить посещение Елизаветой Федоровной Казани. Но его телеграмма не была принята во внимание, и двухдневный визит великой княгини в Казань состоялся. Анатолий Михайлович Елдашев приводит архивный документ, показывающий программу последнего посещения Елизаветой Федоровной нашего города.

Маршрут пребывания Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Фекодоровны в городе Казани:

Понедельник 28 сентября

9,5 ч. Литургия в Академическом храме

12 ч. Отпевание

2 ч. дня Трапеза в Академии

2,5 ч. Казанский женский монастырь

3,5 ч. Спасо-Преображенский монастырь. Поклонение мощам Святителя Варсонофия. Обозрение строящейся часовни на могиле Святителя Ефрема

Встреча тела почившего и лития на Ивановской площади.

Кафедральный собор. Поклонение мощам Святителя Гурия. Посещение Архиепископа.

5,5 ч. Возвращение в Казанский монастырь

7 ч. веч. Всенощная в Пещерке

9,5 ч. веч. Во Дворце заседание Комитета и представление должностных лиц.

Вторник 29 сентября

7 ч. утра Литургия в Пещерке и панихида

10 ч. Центральный Лазарет Имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, где будут собраны Попечители, медицинский персонал и по 5 воинов с каждого из 15 отделений Ея Высочества

12 ч. Посещение склада Е.Н. Боярской

1 ч. Дня Земский Лазарет в Дворянском Собрании (70 человек)

2 ч. Купеческий Лазарет на 250 человек

3 ч. Городской Лазарет в Шамовской больнице

4 ч. Университетский Лазарет

4,5 ч. Отъезд на вокзал

На этом автор заметок их заканчивает.

Лев Жаржевский, фото предоставлены автором
ОбществоИстория

Новости партнеров