Татарстан не сдается: депутаты хотят оставить под запретом питейные «наливайки»

Правда, параллельно готовится законодательная основа по отмене драконовских ограничительных мер по продаже алкоголя

Очередное «политическое» сражение вокруг «питейных наливаек» назревает между Москвой и Казанью. С принятием федерального закона от 29 июля 2017 года № 278 регионы РФ лишились права вводить ограничения на торговлю алкоголем, что теоретически должно привести к автоматической отмене татарстанского запрета на продажу спиртного в розлив возле жилых домов. Однако депутаты Госсовета РТ настроены сохранить статус-кво: накануне члены комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству проголосовали против «смягченной» версии запрета. Подробнее в материале «Реального времени».

Москва перетянула на себя алкогольные запреты

Каким бы парадоксальным это ни казалось, но автором законопроекта по отмене действующего запрета на «питейные наливайки» во дворах жилых домов выступил глава парламентского комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Рафис Бурганов, с подачи которого, собственно говоря, запрет и был введен на территории Татарстана весной 2015 года. Более того, в начале 2017 года Госсовет республики принял новый пакет поправок в закон «О дополнительных ограничениях времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории РТ», которым запретил продажу алкоголя, в том числе пива, в торговых точках, вход в которые «организован со стороны двора многоквартирного дома», и пабах, чья площадь менее 50 кв. м, что привело к закрытию малых форматов торговли. Тогда по запрет попали 26 торговых заведений.

Упреждая возможность разрастания правовой коллизии между федеральным и республиканским законодательством, Рафис Бурганов вынес исправленную версию законопроекта «О внесении изменений в Закон РТ «О дополнительных ограничениях времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Татарстан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Татарстан» в качестве первоочередного вопроса «большой» повестки комитета. Взяв первым слово, Рафис Бурганов прямо изложил суть разработки обновленного татарстанского законопроекта.

«В связи с принятием федерального закона республиканский закон от 6 марта 2015 года, определившего условия, место и время продажи алкогольной продукции на территории Татарстана, он должен быть приведен в соответствие с федеральным. Поэтому такой законопроект подготовлен и внесен на рассмотрение комитета», — доложил он.

Суть изменений сводится к отмене запрета на торговлю алкоголем на объектах общепита, а также ресторанов и кафе, вход в которые со стороны двора. «В связи с этим нецелесообразно сохранение запрета в отношении розничной продажи алкоголя в магазинах, расположенных со стороны двора МКД. Сохранение этих запретов может подтолкнуть предпринимателей к открытию рюмочных под видом баров», — признал он. Иначе говоря, в исправленной версии татарстанский законодатель предлагает полностью отменить ограничения на продажу алкоголя в торговых точках, расположенных в многоквартирных домах, а также в пристроенных, встроенных помещениях к многоквартирным домам, за исключением объектов общепита, отнесенных к типам «ресторан», «кафе». В предложенной версии остается запрет на продажу алкоголя только в ночное время — с 22 часов вечера до 7 часов утра, что соответствует федеральной норме. Да здравствуют позабытые «наливайки»?

Татарстан успел воспользоваться запретом на два с половиной года

Впрочем, не стоит думать, что власти Татарстана «перебрали» полномочий, когда ужесточили правила продажи алкоголя весной 2015 года. Как пояснил Рафис Бурганов, полномочия по установлению запрета были закреплены субъектами РФ еще в 2011 году, но Татарстан воспользовался ими с опозданием, спустя 4 года. «Мы эти полномочия реализовали в 2015 году исходя из многочисленных обращений и жалоб граждан в домах», — напомнил он, добавив, что ограничительные меры привели к оздоровлению алкогольного рынка.

«Да, закон работает!» — радостно кивнул головой глава Госалкогольинспекции Джаудат Ахметханов, отвечая на вопросы депутатов. Однако его голословное утверждение показалось неубедительным главе «Бахетле» Муслиме Латыповой. «Есть статистика, что именно после принятия республиканского закона стало меньше отравлений, дебоширов, стало меньше драк возле алкогольных торговых точек? — спросила она «в лоб» у представителей надзорных органов. — Есть ли статистика Минздрава, есть ли цифры, которыми мы могли бы гордиться, что мы приняли правильный закон во имя сохранения здоровья населения, во имя наших будущих детей?»

Цифры гордости для Муслимы Латыповой

Желанные для всей депутатской аудитории «цифры спасения» привела представитель управления Роспотребнадзора по РТ Ольга Фомичева. «Мы провели сравнение между 2014 годом и 2016 годом и выявили, что количество алкогольных отравлений снизилось на 51%», — сообщила она. И выделила важный нюанс: отравлений от суррогатов стало меньше почти 4 раза — с 400 до 96 случаев. Представитель МВД дополнил картину улучшений. По его словам, в 2014 году было совершено 114 тысяч нарушений, связанных с распитием спиртных напитков на улице, то в 2016 году — 86 тысяч в год. А вот тише в дворах в ночное время не стало: если в 2014 году было зафиксировано свыше 8 тысяч «нарушений тишины», то в 2016 году — 6,5 тысячи.

Тут в разговор вмешался глава ГЖФ Талгат Абдуллин, который развернул его в русло ущербности унификационных подходов в регулировании алкогольного рынка. «А у вас есть данные, как выглядят цифры в других субъектах РФ (где нет запрета)?» — задался он вопросом. Получив отрицательный ответ МВД, глава ГЖФ все же высказался за возможность распространения запрета по всей стране. «Я не согласен с тем, что у нас что-то отбирают. Может, нам рекомендовать поправки в федеральный закон… Ведь распитие напитков — это еще и вопрос нравов и культуры. Как можно уложить в единый трафарет?» — риторически спросил он. При этом высказал сомнения: стоит ли раньше времени отменять запрет на «наливайки», если его не опротестовывает Прокуратура РТ? Однако Рафис Бурганов был непреклонен и вынес законопроект на голосование. Талгат Абдуллин и его коллеги проголосовали против новой редакции законопроекта.

Татарстан заранее объявит позицию Москве

Позже Рафис Бурганов объяснил, что произошло и что будет дальше. По его словам, депутаты исполнили свою обязанность — внесли законопроект на рассмотрение парламента.

«В дальнейшем законопроект либо поддерживается, либо отклоняется без всяких правок — регламент их не допускает», — заметил он. Может, республика хочет изменить федеральное законодательство? Ведь депутаты настроены не отменять? «Мы еще не знаем, какое решение примет сессия», — отрезал он. По его словам, в настоящее время продолжает действовать республиканский закон, так как федеральный законодатель на установил сроков для приведения в соответствие. «Пока никто никому не противоречит, никаких предписаний о том, что мы просрочили, не было, мы вносим правленый проект на первую же сессию», — пояснил смысл оперативной правки Рафис Бурганов.

«Может быть, мы поторопились, но я считаю, что нужно заранее объявить свою позицию, чтобы этот вопрос общество взяло в работу. В нем никакой политики, нет ничего непонятного. Но мы прекрасно понимаем, что когда идем вечером, во всех этих заведениях есть скопления асоциальных лиц. Они-то, может быть, и социальные, но выйдя за двор, становятся асоциальными для детей и подростков». При этом он полагает, что нельзя диктовать общие правила для всей огромной страны, «где есть плюс 40 и минус 40, есть традиции и уклады, вплоть до того, что пить и не пить».

Луиза Игнатьева, фото gossov.tatarstan.ru

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

БизнесУслугиРозничная торговля

Новости партнеров