«Не совсем правильно, если ты родился в Башкирии и Татарстане и не знаешь языка на бытовом уровне»
Как министр образования и науки раньше Юрия Чайки выполнила поручение Путина проверить школы на добровольность изучения родного языка
Тема добровольности изучения татарского языка в школах республики разгорелась с новой силой. 28 августа на официальном сайте Кремля появился перечень поручений, данных Путиным по итогам Совета по межнациональным отношениям, который прошел в июле в Йошкар-Оле. Генпрокуратуре и Рособрнадзору президент поручил проверить субъекты на предмет соблюдения законодательства о добровольности изучения родных языков, а руководителям регионов — довести количество часов русского языка в школах до уровня, рекомендуемого Минобрнауки, и принять меры по созданию условий для изучения родного языка на добровольной основе. Однако вчера министр образования и науки РФ Ольга Васильева неожиданно встала на сторону национальных республик — на общероссийском родительском собрании она заявила, что «не совсем правильно, если ты родился и живешь на территории Башкирии и Татарстана и не знаешь языка на бытовом уровне». Подробности — в материале «Реального времени».
«Проверить на добровольность и принять меры по ее обеспечению»
Татарстан, судя по всему, ожидает большая «образовательная» проверка — по итогам Совета по межнациональным отношениям подготовлен перечень поручений сразу к трем субъектам исполнительной власти. Хотя именно о республике речь в документе не идет, говорится обо всех регионах.
Первое поручение дано Генпрокуратуре и Рособрнадзору. До 30 ноября ведомства должны проверить соблюдение в субъектах РФ положений законодательства России, касающихся обеспечения прав граждан на добровольное изучение родного языка из числа языков народов РФ и государственных языков республик. Как можно понять из этого поручения, Совет по межнациональным отношениям «проявляет озабоченность» не только по поводу добровольности — ему еще интересно узнать, не ущемляются ли права жителей национальных республик на изучение своего языка.
Следующий момент касается руководителей регионов. И тут довольно четко сформулированное поручение, вытекающее из слов Путина на Совете, когда он сказал о недопустимости принуждения к изучению неродного языка и сокращения количества часов для изучения русского. Так, теперь высшим должностным лицам субъектов России поручено принять меры по доведению объема изучения русского языка до уровня, рекомендуемого Минобрнауки России, а также по повышению уровня и качества освоения ими русского языка как государственного языка РФ. А также обеспечить учащимся изучение родного языка из числа языков народов РФ и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации, на добровольной основе по выбору их родителей. И доложить о том, как выполнены эти поручения, главы регионов должны до 1 декабря 2017 года.

Напомним, что в Татарстане слова Путина о недопустимости принуждения изучения родного языка оценили неоднозначно. Одни восприняли это довольно болезненно, другие посчитали, что Путин не имел в виду Татарстан. В частности, министр образования Татарстана Энгель Фаттахов заявил, что у нас все по закону.
— У нас есть Конституция РТ, у нас два государственных языка — русский и татарский. Они в одинаковом количестве в школах, мы действуем в форме федерального стандарта. У нас никаких нарушений нет, все наши действия согласованы в Министерстве образования РФ, мы исполнители, мы исполняем закон, — сказал Энгель Фаттахов.
По его словам, в Татарстане принята концепция преподавания татарского языка «для русскоязычных детей, татарских детей, которые не в совершенстве владеют татарским языком, и чисто татарских детей».
— Наша позиция такова — у нас два государственных языка, любой родитель не против, если его ребенок владеет в совершенстве русским, татарским языком и еще английским языком, — сказал Фаттахов.
Ольга Васильева сыграла за национальные языки
Однако убежденность татарстанского министра в том, что слова Путина были адресованы не Татарстану, опровергло Всероссийское родительское собрание, которое прошло вчера.
«Много обращений поступило из Башкирии, Татарстана, Чувашии, Коми — все с просьбой, а порой даже с мольбой сделать изучение национальных языков в этих республиках добровольным», — анонсировал вопрос к министру образования Ольге Васильевой ведущий прямой связи Юрий Вяземский. «Не так давно в Йошкар-Оле Путин сказал, что недопустимо принуждать изучать неродной язык, и попросил обратить глав регионов на это внимание. Но на местах, судя по количеству обращений, которые мы получили… как бы это нежнее сказать… пока подвижек не особенно много», — продолжил Вяземский.
Ольга Васильева: «Введение и изучение государственных языков субъектов Российской Федерации не нарушает право родителя — я это подчеркиваю, на выбор образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения». Фото минобрнауки.рф
Реакция министра родителей, адресовавших вопрос, огорчила — они ожидали услышать позицию, сходную с позицией главы государства. Судя по тому, что Васильева на руках имела решение Конституционного суда по языковой теме, вопрос был заранее согласован, и она готовилась к ответу.
— Вы знаете, что государственным языком в России является русский язык, что республики согласно конституции РФ вправе устанавливать свои государственные языки. И введение и изучение государственных языков субъектов Российской Федерации не нарушает право родителя — я это подчеркиваю, на выбор образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения. Теперь что касается практики. Когда подобная практика возникала, в частности, в Татарстане, в частности, когда Конституционный суд России исследовал вопрос об обязательном изучении татарского языка в школах Татарстана, то он пришел к выводу, что само по себе его изучение не нарушает право каждого на свободный выбор языка обучения и воспитания. Предполагается — я читаю заключение — что изучение татарского языка должно осуществляться в соответствии со стандартом и не препятствовать прохождению итоговой аттестации, а вы знаете, что аттестация у нас на русском языке, — ответила Васильева.
Тут стоит отметить, что один из предметов гордости для Министерства образования и науки Татарстана — высокий средний балл ЕГЭ по русскому языку (ученики показывают третий результат после Москвы и Санкт-Петербурга). Правда, родители обычно парируют, что это заслуга репетиторов, а не учителей. В заключение Ольга Васильева обратила внимание, что считает «не совсем правильным, если ты родился и живешь на территории Башкирии и Татарстана и не знаешь языка на бытовом уровне». Тем не менее родителей, озабоченных языковым вопросом, она попросила обратиться к ней лично.
— Будем по каждому конкретно случаю разбираться, в чем нарушение. Потому что я думаю, что там нарушения есть, но они другого порядка, — сказала Васильева.
Представители общественных организаций Татарстана передали министру объемную папку, где собраны документы, касающиеся изучения русского и татарского языков.
«Можем ли мы говорить, что русский язык преподается насильно? Я думаю, да»: кто важнее — Генпрокуратура или Конституция?
Общественница Екатерина Беляева (папку передавала не она, а, как прокомментировала Беляева «Реальному времени», «кто-то из организации Михаила Щеглова», руководителя Общества русской культуры в Татарстане) сомневается, что документы не окажутся в дальнем ящике. «Они это очень быстро собирали, документы не структурированы. Я не думаю, что будут вчитываться. Ни один чиновник такое количество бумаг не читает». Беляева семь лет борется за добровольность изучения татарского языка в Татарстане, по ее словам, этот принцип в республике нарушается. В частности, ни о каком выборе образовательного учреждения, о котором говорила Ольга Васильева, речи не идет.
— У нас нет школ с русским языком обучения как родным. Русский язык преподается как неродной — его количество на 30—40 процентов меньше, чем рекомендовано Минобрнауки. Я сейчас не говорю о школах с нерусским языком обучения и русским как неродным — у них свои задачи, — говорит Беляева.
Беляева и ее соратники подготовили образцы заявлений в адрес директоров школ, в которых просят школы придерживаться базисного учебного плана без национального компонента и исключить из учебной программы предметы «татарский язык» и «литературное чтение на татарском языке». «Освободившиеся часы вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса, направить на изучение русского языка, литературы и (список предметов)». По ее словам, выбор учебного плана — это полномочия школы; «ни один орган не имеет права вмешиваться в разработку учебного плана», — говорит активистка. Впрочем, она сомневается, что руководители учебных заведений смогут воспользоваться своими правами на практике.
— Судя по ответу Ольги Васильевой, она не ориентирована на решение языкового вопроса в Татарстане. У нас надежда на президента. Если Путин не будет заниматься этим вопросом, мы его не решим, — говорит Беляева.

Табрис Яруллин, председатель Всемирного форума татарской молодежи, считает, что противников изучения татарского языка в Татарстане нет.
— Есть противники вот этой закостенелой системы, которая тяжело дается детям и их родителям. Их родители в советское время вообще практически не изучали татарский язык. Сейчас идет апробация нового учебника, полностью коммуникативного. По аналогии с учебниками английского. Когда ты не просто изучаешь язык, а влюбляешься в культуру. Это нужно внедрять, и не будет такого количества родителей, которые будут говорить, что это очень сложно или не нужно, — говорит Яруллин.
По его словам, принудительность изучения языков можно отнести не только к татарскому. «Можем мы говорить, что русский язык преподается насильно? Я думаю, да, если говорить в этих категориях. Преподается английский насильно? Да, преподается. Я знаю кучу ребят, которые не хотят изучать английский язык, — им это сложно. В этом плане получается, у нас и русский, и татарский, и английский языки преподаются насильно. Но они преподаются на основе закона».
Яруллин признался, что был сильно удивлен полярной позицией Путина и Васильевой по языковому вопросу. «У меня немножко не сходится. С одной стороны, есть решение Конституционного суда по поводу преподавания татарского языка. Есть Конституция России, где содержится статья о государственных языках. И есть поручение, которое недавно опубликовали. И вот я не понимаю, чем должна руководствоваться в данном случае прокуратура? Мне кажется, что правильнее было бы руководствоваться Конституцией и решением Конституционного суда. Ведь выше Конституции только референдум. Если давление через прокуратуру продолжится и пункт поручения будет выше, чем Конституция, то нужно будет найти форму, при которой татарский язык, культура, история в комплексе все же будут преподаваться ученикам».
комментарии
За добровольное изучение татарского языка!!!!!
Хотя мне нравится культура Татарстана и кухня.
2. У субъектов Российской Федерации нет полномочий по принятию нормативных актов, регулирующих объемы изучения того или иного учебного предмета. В соответствии с действующим законодательством и нормативными актами федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются Минобрнауки России (ст.11, ФЗ-273, Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 661 (ред. от 29.12.2016) "Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений"), образовательные программы школ разрабатываются и реализуются ими самостоятельно (ч.7 ст.12 ФЗ-273).
Более того, это запрещено законом. Согласно п.10 статьи 13 ФЗ-273 «Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Хотя я сам живу более 32 лет в Ульяновской области, но мои земляки живут в Черемшанском районе Татарстана. Они по национальности - чуваши.
По нынешним законам Татарстана ( в разрез законам об образовании в Российской Федерации, хотя Татарстан находится в составе России ) дети моих земляков-чувашей вынуждены были изучать в прошлом учебном году и ранее ЛИШНИЙ для них татарский язык в ущерб русского языка и своего родного чувашского языка.
Кроме того, дети чувашей в Татарстане наравне со всеми детьми в Татарстане должны изучать ещё и иностранный, в основном, английский язык.
Вот и получается, что начиная уже с 1-го класса, дети моих земляков вынуждены изучать 4 языка.
Основной государственный язык, по словам Президента России В.В. Путина - русский язык. Он действительно должен быть самый основной язык в России.
Для детей чувашей должен быть 2-ым основным языком - чувашский язык, как язык, полученный с молоком матери. Таким образом, для детей мордва 2-й основной язык - мордовский, а для детей татар - татарский. Такой же порядок должен быть и для других национальностей.
Иностранный - английский язык тоже должен быть хотя бы на минимальном уровне. От этого нам всем никуда не деться. Этого требует мировое развитие цивилизации - развитие мировой науки и техники, мирового искусства и культуры, и др.
Татарский язык в Татарстане для детей НЕ татарской национальности должен быть, как по словам Президента России, только на добровольной основе.
В добрые советские времена, по крайней мере в Черемшанском районе Татарстана (тогда Татарская автономная советская социалистическая республика - ТАССР ), был такой порядок соблюдения здорового национального баланса для качественного соблюдения национального вопроса в социально-бытовой жизни населения района.
Если 1-й секретарь райкома партии был по национальности татарин, то 2-й секретарь райкома партии обязательно должен был быть по национальности НЕ татарин, то есть представитель нетатарской национальности - или русский, или чуваш, или мордвин.
И, наоборот, -- если 1-ый секретарь райкома партии НЕ татарин, тогда 2-й секретарь райкома партии - в обязательном порядке должен был быть татарин.
Такая же ситуации придерживалась и в других государственных структурах районного масштаба. Представителей власти республиканского масштаба не рассматриваю, поскольку об этом не задумывался в те советские времена - молодой ещё был.
При таком раскладе состава власть имущих в структуре района, жизнь района страховалась от всевозможных перекосов в ту или иную сторону по национальному признаку. Любые перегибы в национальном вопросе немедленно пресекались.
Есть ещё один момент.
При устройстве на работу в государственных структурах и органах власти в ТАССР знание татарского языка в советское время НЕ ставился на первое место, то есть знание татарского языка не стоял во главе угла в жизни всего района.
Сам я родился и вырос в Черемшанском районе Татарстана, среднюю школу закончил с Похвальной Грамотой.
Со временем закончил Казанский государственный университет ( КГУ ) им. В.И. Ульянова-Ленина, что этим всю свою жизнь очень горжусь.
О татарском языке ни разу не задумывался - практически его и не знаю. Но зато неплохо знаю про татарского поэта Муса Джалиля, ибо про него есть всё на русском языке. Одно его стихотворение знаю даже наизусть.
В наше время в Татарстане сплошь и рядом требуется в первую очередь знание татарского языка.
Хочу повториться, что незнание татарского языка мне НЕ помешало успешно закончить среднюю школу ( Похвальная Грамота). После школы поработал в тайге в Архангельской области, затем почетная служба в рядах Советской Армии. После службы в армии успешно поступил, также успешно закончил Казанский гос.университет (КГУ). При этом, знаю ли я татарский язык, у меня никто и никогда не спрашивал. Когда 5 лет учился в Казани, у меня были и друзья, и подруги татарской национальности. При этом без никаких комплексов мы общались между собой на русском (общегосударственном) языке.
Вот общегосударственный язык он должен быть один, для единого монолитного государства, и чтобы не было перекосов в национальном вопросе в многонациональном государстве как Российская Федерация.
Наверху этой рассматриваемой статьи написано:
«У нас есть Конституция РТ, у нас два государственных языка — русский и татарский. Они в одинаковом количестве в школах, мы действуем в форме федерального стандарта», — сказал Энгель Фаттахов.
Согласно этим словам получается государство в государстве - это политический нонсенс. По законам развития общества и государства в классическом понимании, такое развитие событий в конце концов приведёт к распаду основного общего государства. Об этом нельзя забывать политическим деятелям и руководителям государств. Ибо таких примеров распадов государств в истории развития человечества не счесть.
По словам Президента России В. В. Путина Татарстан пока ещё находится в составе единой России, как элемент Российской Федерации, и русский язык должен быть на первом месте и по Конституции России его должен знать каждый на достаточно приемлемом уровне.
А знание татарского языка для детей НЕ татарской национальности это дело НЕ обязательное, то есть добровольное.
Так и выразился на 20 июля 2017 года в городе Йошкар-Ола, в столице Мари Эл (Марийская Республика) на Совете по Межнациональным Отношениям Президент России В. В. Путин.
Создайте такие условия, чтобы хотелось изучать язык. Создайте рабочие места на которые можно устроиться только со знанием языка. Сделайте там такую зарплату, что бы все мечтали туда попасть. Тогда сами татары будут против изучения другими их языка )
Так что, по Станиславскому : НЕ верю!
Просто сочувствующая и может иметь своё собственное мнение, в том числе ошибочное.
В частности, на самом деле, папка готовилась очень тщательно и долго и очень хорошо структурирована, об этом не мало написано.
Вообще, кто хочет быть ближе к истине по данному вопросу, лучше не с одиночками общаться, а в сообществах, например, читать что пишут на страницах "Комитета русскоязычных родителей Татарии", Интернет у всех сейчас есть.
Нельзя ли эту папку в формате пдф опубликовать в интернете, например в Ваших группах вконтакте?
Ринат Гараев.
Эти штукенции с лёту переводят пару сотен языков в обоих направлениях, и, в сравнении с зарплатами носителей местных наречий, стоят копейки.