Блогеры о Казани: «Великолепный город, а уровень недвижимости — «совковый»!»

Московские видеоблогеры, авторы популярного youtube-канала «Хочуквартиру», раскритиковали татарстанских девелоперов

«При всей красоте Казани в головах у девелоперов — колхоз». Вот так прямо, без купюр, отозвались о наших застройщиках видеоблогеры из Москвы, ведущие youtube-канала «Хочуквартиру». Обычно Рагим Джафаров и Никита Журавлев рассказывают о плюсах и минусах столичных новостроек. Но недавно запустили проект «НеМосква», получивший поддержку Минстроя России. Блогеры устроили тур по 13 городам, побывав примерно в сотне новых жилых комплексов и попутно рассказывая, что происходит на первичном рынке жилья в регионах. Корреспондент «Реального времени» побеседовала с Рагимом Джафаровым на тему, чем москвичей удивила Казань и почему такое нелестное мнение сложилось о новостройках.

«Говорят, за МКАД жизни нет. Проверим»

— Как родился ваш блог «Хочуквартиру»?

— Мы начали его где-то с Нового года. Мой коллега Никита искал себе квартиру, переезжал из Питера в Москву. Мы оба работаем на рынке недвижимости и знаем, что все девелоперы кричат: сейчас рынок покупателя, мы на все готовы ради покупателя. Когда он начал вживую сталкиваться с отделами продаж и с тем, что происходит… Можете себе представить: приезжаешь в Neva Towers — это прямо элитный-элитный такой вариант, и тебя менеджеры по продажам, которые продают эти квартиры за 30—40 млн рублей, чуть ли не посылают. А мы работаем в маркетинге, в пиаре «недвижки». И мы такие: подожди, вот мы с тобой выстраиваем схемы, стратегии продаж, что-то еще, а заканчивается все вот там, когда клиент приходит и ему говорят: да вы кто вообще? И мы решили посмотреть, как это выглядит с точки зрения человека, который покупает и со всем этим знакомится. У нас была масса открытий на самом деле, связанных с тем, что люди в принципе не знают чего-то, не видят каких-то вещей, как работают отделы продаж. Или вы можете увидеть миллионы разработанных стратегий, а кончится это тем, что ваш продавец скажет: вам надо — вы и звоните.

— А как возникла идея с проектом «НеМосква»?

— До него был видеоконтент, связанный с новостройками в Москве. Я и Никита на рынке недвижимости постоянно находимся, какие-то проекты делаем. Поэтому тема для нас была животрепещущая. В какой-то момент во время интервью с министром строительства он нам сказал: «А что вы тут смотрите? Все самое интересное в регионах!» Мы вроде посмеялись — ну сначала это прозвучало как-то странно, а потом подумали: а действительно, чего бы не посмотреть, как там? Потому что и у нас было такое мнение, что в Москве — жизнь, а за пределами Москвы — жизни нет. Ну и решили посмотреть, что там на самом деле.

Сейчас у нашего канала на YouTube «Хочуквартиру» примерно 8 тысяч подписчиков. В «Фейсбуке» — немного другая история. По итогам нашего тура «НеМосква» — 30—40 тысяч просмотров, и, в принципе, история только начала развиваться.

«В Казани в головах у девелоперов колхоз!»

— В Казани вы писали, что в головах у местных девелоперов «колхоз». В чем это выражается и где, по-вашему, не «колхоз»?

— Что я подразумеваю под «колхозом». Со стройкой история такая: есть строительная часть, а есть продуктовая. Над одной стороной работают строители, над другой — маркетологи. И, как правило, получается, есть такой перекос, что больший приоритет отдают строителям: если объект просто проходит по нормам, соответствует всем СНиПам, то это уже хорошо. Но если над ним не работают маркетологи, там жить не хочется.

Как раз в Казани нам сказали: слушайте, у нас есть такой продукт, которого нет ни у кого, — это суперкруто! Вот квартира, она полностью готова для жизни. Прямо приходи, тапочки ставь у двери, а так у тебя даже чайник на плите стоит — все есть (ЖК «Веснушки»). Мы такие: здорово, очень интересно, давайте посмотрим. Мы приезжаем, заходим в квартиру, я поворачиваю голову влево — висит огромный железный ящик в прихожей для разводки. Я спрашиваю: а зачем он здесь висит? Почему его не убрать в стену? Это же неудобно, глупо, выглядит некрасиво! И нам говорят: ну хотите, уберите. Понимаете, о чем я говорю?

Я иду на кухню: вот вытяжка, труба заканчивается в 15 сантиметрах от потолка, а отверстие, в которое должен уходить воздух, оно чуть левее самой трубы. И чтобы их соединить, приделана какая-то гофра. И когда ты спрашиваешь: а это как? Ну захотите — поменяете. И вот я об этом говорю. Видно, когда работают маркетологи, — они примеривают это на себя: как бы они там жили, как бы они с этим работали, как бы они хотели там находиться; и когда работают строители: главное, чтобы соответствовало нормам. Вот про такой «колхоз» я говорю.

«В Казани все светится, ярко, красиво, такое тусовое»

— Все-таки в Казани вы нашли для себя интересный проект? Чем выделился наш город на фоне других?

— Это был «Арт Сити». Как оказалось, их ребята ездили в Тюмень в компанию «Брусника». Посмотрели, как они реализуют свои проекты. Чуть-чуть подкрутили и сделали, грубо говоря, какое-то подобие, но чуть доработанный продукт. И вот он нам в Казани понравился больше всего. Очень интересные входные группы, детские площадки, продуманная навигация.

Мне очень понравился город, хотя бы тем, как он выглядит. Видно, как над ним работают. Я когда-то давно был в Казани, лет 10 назад. Город сильно изменился, я просто был в восторге от того, насколько он красивый. Ну правда, приезжаешь в Казань — и там хочется жить. Смотришь, как все сделано, все светится, все ярко, красиво, все такое тусовое. Помню, ночью мы пошли гулять, у нас днем были съемки, мы не могли днем погулять, и мы пошли гулять ночью. Люди гуляют, развлекаются, веселятся. Мне очень там нравится, потому что и город красивый, на реке расположен, и все так сделано — ну то есть над ним отлично работают. Видна крепкая хозяйская рука, которая наводит там порядок, — это очень здорово. Я поэтому и удивился такому контрасту, что город очень продвинутый в плане облика и всех международных событий, там же постоянно, каждый год, у вас проводятся какие-то «универсиады», что угодно. Когда мы были, там готовились к соревнованиям Red Bull. По красоте все, что мы проехали — под 20 городов, Казань, наверное, меня больше всего впечатлила. И вот на фоне этого ты идешь в сектор жилья, смотришь и думаешь: как так получается, что город просто великолепный, над ним работают, а уровень недвижимости — такой вот «совковый».

— Вы судили только по «Веснушкам» и «Арт Сити»? Видели другие новостройки?

— Мы объездили, наверное, новостроек десять. Смотрели и экономсегмент, и более интересный бизнес-вариант. Такую прям «премиалку» мы не смотрели, все-таки в большинстве своем по России «премиалка» — это исключение. И только один объект нас прямо порадовал. Естественно, наверняка мы просто не знаем всей ситуации. Скорее всего, мы не попали туда, где есть что-то такое же классное. Ну просто это тоже показательно, что, грубо говоря, из десяти только в одном мы натыкаемся на что-то стоящее, совершенно другой подход и другое отношение.

«В Казани «Арт Сити» понравился больше всего. Очень интересные входные группы, детские площадки, продуманная навигация». Фото kazan.cian.ru

«Посмотрели ЖК «Музыкальный» — такого ада вообще нигде не видел»

— Один из наших колумнистов высказывал такую мысль, что активное дорожное строительство убило рынок недвижимости. Вы с этим согласны, наблюдали что-то похожее?

— Везде очень разные ситуации. В Москве программа «Моя улица», из-за которой перекопали полгорода, она ударила не столько по недвижимости, сколько по ретейлу. Потому что кафешечки и ресторанчики, которые были на первых этажах и теперь выходили на перекопанные улицы, явно понесли большие убытки. Я не могу сказать, что это напрямую ударило по «недвижке». Да, проблемы возникли с коммерческой недвижимостью в тех местах, где все перекопано, но в целом трудно сказать. Не знаю, я бы так не связывал напрямую. По мне, пусть лучше дорожное строительство будет.

— На ваш взгляд, доступные ипотечные продукты могут разогреть рынок и надуть очередной пузырь?

— Вообще, по итогам всей поездки у меня возникла одна интересная мысль. У нас в правительстве очень активно пропагандируют, что жилье должно быть доступным. У нас недавно и Никита Стасишин (замглавы Минстроя РФ) заявлял по этому поводу, и Дмитрий Анатольевич Медведев вечно говорит про доступное жилье. Но мы перестаем понимать рамки адекватного в этом вопросе. Говоря про ипотеку, хорошие ипотечные продукты лучше повлияют на жилищную ситуацию и рынок недвижимости, чем крики о доступном жилье. Понимаете, я приехал в Волгоград. Застройщик там строил и продавал за 27 тыс./кв. м — это, конечно, укладывается в рамки доступности, но он ни фига не построил. Мы поехали в Самару, там был проект за 30 тыс./кв. м. Все построили, конечно, но в эти 30 тыс. руб. за кв. м ты никак не засунешь никакую инфраструктуру, т.е. жить там невозможно.

Вот вы говорите про ипотеку, если работать в этом направлении, да, с жильем все будет лучше — это даст куда как больший всплеск рынку недвижимости, чем вот эти якобы доступные варианты жилья. Потому что все должно быть адекватно. Люди, к сожалению, идут на дешевые цены. Девелоперы, к сожалению, дают дешевые цены, а потом либо не могут достроить, либо не могут сделать нормально. Дайте людям инструменты, благодаря которым они смогут приобретать жилье, а не просто снижать цены до того момента, когда невозможно будет строить. Я вообще считаю, что на самом деле существует ряд определенных программ, много вариантов, но создается определенный информационный вакуум. Мы приезжаем куда-нибудь в регион, спрашиваем: а про программу АИЖК вы слышали, а вот про то, про это? Люди не знают.

Поэтому, когда говорят о доступном жилье, надо создавать именно инструменты, благодаря которым можно покупать жилье, это в том числе ипотека — работать с ней, а не просто сбивать цены до тех пор, пока это не доходит до абсурда. Мы в Краснодаре посмотрели жилой комплекс «Музыкальный» — я такого ада нигде не видел. Дома расположены на расстоянии в метрах десяти друг от друга. Детских площадок нет вообще как класса. Асфальта нет, подъехать туда невозможно. Квартиры стоят 800 тысяч рублей. Зимой там перебои с теплом, летом — с электричеством, весной там плавают на лодках, потому что заливает по пояс. Вот это «доступное жилье» называется.

«Казань тоже не самый дешевый город в России»

— А в Казани ценник был адекватен предложению?

— Из того, что мы смотрели, достаточно адекватный был. Мы смотрели экономвариант по «загородке», название уже не вспомню, и мы уже не на камеру разговаривали с девелопером, спрашивали про экономику проекта. Ну, в принципе, да, там адекватная история получается. Ну Казань же тоже не самый дешевый город в России.

Я, конечно, не настолько исследовал рынок Казани, чтобы знать всю подноготную и сказать: нет, это неадекватно дорого или неадекватно дешево. В плане цены она адекватна, что за те деньги, на которые там строят, можно создавать инфраструктуру и условия для жизни. Мне показалось адекватным.

— Какие перспективы у рынка жилья в Москве и городах-миллионниках?

— В Москве мне кажется здравой позиция АИЖК, что будущее за арендой, потому что это правда очень удобно. АИЖК уже ввело этот ЖК «Лайнер» — полностью доходный дом. Там не покупка, а очень такая грамотная продуманная аренда, апартаменты. Для Москвы — это идеальный вариант, потому что ты просто снимаешь квартиру рядом с работой, живешь и работаешь. Потом ты работаешь в другом месте, ты переезжаешь в другое место. По Москве, мне кажется, все-таки будущее в аренде, как АИЖК говорит. По остальным городам надо смотреть, по каждому тоже своя ситуация. Потому что, если мы берем Сочи, там весь город рассчитан на то, чтобы туда приезжали, арендовали. Если мы берем Тюмень, то там история, конечно, больше про жилье и про то, что город будет строиться, развиваться, и они не уйдут в «панели» по 27 тыс. руб./кв. м, как мы смотрели.

— Правильно ли, что город расширяется, или выгоднее, чтобы он развивался в рамках существующей территории? Или это тоже для каждого города — своя история?

— Естественно, для каждого города — это своя история. Ну что для Москвы — этот несчастный кусок «Новая Москва», который присоединили к городу? Что даст это присоединение? Формально идея была хорошая, вынести туда ряд учреждений, туда-сюда. Но ничего же не изменилось в городе. И Москва же круглая, получается, можно делать ее в 10 раз шире, но это никак никого ни от чего не спасет и приведет к полному коллапсу. Ну должны же быть какие-то свои границы.

Если опять-таки вернуться к Сочи, там просто некуда развиваться: все, там кончилась земля. Город так расположен, что больше Сочи никогда не станет. Последние 8 гектаров будут застраиваться в следующем году, по-моему.

— Может ли в России победить малоэтажное строительство, как в США?

— Тут все будет зависеть от того, как это будет делаться. Если эта малоэтажка такая, как в Самаре «Кошелев-проект», — я не знаю, слышали вы про такие проекты или нет, — это пятиэтажки без лифтов, невероятная плотность — там их сотни, этих домов, стоят. Нет уличного освещения, две машины разъехаться не могут, ну треш, словом. Лучше вообще такого не строить. Вопрос даже не в том, малоэтажка это или многоэтажка, а в том, как человеку добираться туда с работы.

В регионах мы смотрели, очень часто нет элитной недвижимости, я именно про многоквартирные дома говорю, каких-то претенциозных проектов нет просто потому, что, если у тебя есть деньги купить такую крутую квартиру, тебе проще построить дом за городом, жить отлично в этом доме и доезжать до работы за 30 минут на машине. Но для Москвы это невозможно. Если у тебя есть вариант жить в доме-малоэтажке и ездить на работу, почему бы нет? Другой вопрос, а где это реализовать? Из этого же «Кошелева», там сейчас транспортная проблема, люди на работу добираются три часа.

«Недавно в Ростове-на-Дону горел район. Там же подозревают, что девелопер поджигал это. Но не будем этого касаться, возьмем сам район. Господи, да я его видел! Там же жить невозможно!» Фото 161.ru

О пожаре в Ростове-на-Дону: «Эти бараки загорелись бы, независимо от того, подожгли бы их или нет!»

— Как относитесь к реновации в Москве? Стоит ли распространить этот опыт на всю Россию?

— Знаете, как раз до этой поездки я очень неоднозначно, даже плохо относился к теме реновации. Но меня смущает не сама идея. Идея-то еще лужковская, и программа идет, и идет очень давно на самом деле. И она шла тихо, спокойно, аккуратно. Но вот эта, скажем, старая реновация проходила по одним правилам. И вдруг сделали такой прямо бум, решили: все, теперь мы сделаем по-новому. В старом варианте реновации застройщик обязан был решать вопрос с переселяемым домом. Он приходил, прыгал вокруг жильца и говорил: «Хорошо, ты здесь главный, ты хозяин этого жилья. Что ты хочешь, чтобы отсюда уехать?» И там уже решали индивидуально. Сейчас, когда объемы стали большими: 8 тысяч домов, что ли, хотят сносить, мэрия сказала: мы решим это сами. И вот тут, на стадии реализации, начались проблемы. Люди имеют право жить, где хотят. С другой стороны, есть дома, которые правда надо сносить. В общем, идея здравая, с реализацией — плохо. Поэтому мне не нравилось все происходящее.

С другой стороны, вот мы проехали по городам. Недавно в Ростове-на-Дону горел район. Там же подозревают, что девелопер поджигал это. Но не будем этого касаться, возьмем сам район. Господи, да я его видел! Там же жить невозможно! Но люди остаются там. Когда я приходил, спрашивал у местных: «А почему? Зачем вы здесь живете?» — Они: «Ну мы ждем, когда придут, заплатят много денег, чтобы мы отсюда уехали». И получается, что здесь у тебя трущобы, халупы, которые загорятся. Они загорелись бы, независимо от того, подожгли бы их или нет. Потому что это бараки тысяча девятьсот пятьдесят какого-то года. И когда смотришь на это, думаешь: «Господи, да лучше действительно реновация, переселить этих людей вообще».

— Какие интересные наблюдения вы вынесли из этой поездки?

У вас в Казани с нами два курьеза произошло. Один, когда приехали в отель. Мы на парковку заехали в доме на колесах, а там таких домов штук десять с китайскими номерами. И там китайцы разбили лагерь. Я не знаю, может, это автопробег какой-то был. Вот прямо: отель, Казань, парковка отеля, на парковке — лагерь, у китайцев там белье сушится. В общем, какой-то сюр происходил.

Плюс мы у вас ругались с местными строителями, ЖК «Пять звезд», по-моему. Они работали после 23.00, и мы ходили к ним на стройку ругаться. И самое странное, что нас пустили — на стройку, без касок, без ничего! Мы не расписывались в журнале по технике безопасности. Мы ходили полночи по этой стройке, искали прораба. Это вообще удивительная была для меня история, потому что это невозможно.

Много было интересных региональных особенностей. Например, в Ростове люди не представляют себе дома без консьержек. Вот все — это самое главное, что должно быть в доме, — консьержка! Весь юг России — дома обязательно должны быть из красного кирпича — это прямо признак чего-то для людей, что красный кирпич — это здорово, классно и надежно. Вообще, по итогам всей поездки у меня сильно изменилось отношение в целом… Ну вот, я жил в Москве, и мне было понятно — вот есть Москва, я могу по ней перемещаться, а все остальное — там непонятно, что происходит. Я вот так поездил, посмотрел и как-то по-другому в принципе стал смотреть на ситуацию. Вот я сейчас сижу и думаю: а что мы реально не купили где-нибудь в регионе по квартире и не поехали туда пожить? Мне казалось, регионы какие-то бедные, нищие и там делать нечего, и работать негде. Было у меня такое мнение. Но я как бы посмотрел, если ты готов работать, то ты вообще везде пригодишься.

Василя Ширшова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоИнфраструктура

Новости партнеров