«Когда произошла сделка по продаже аптек, многие звонили и спрашивали — что же будет с рынком?»
Артур Уразманов о том, почему татарстанские компании не смогут повторить подвиг уфимцев, сколько стоит 100 аптек и куда потратить заработанное
Основатель и владелец татарстанской аптечной сети «36,6» Артур Уразманов продал свое детище башкирской аптечной сети «Фармленд». Почему из всех претендентов был выбран именно «Фармленд», на что пойдут полученные от продажи аптек средства и как изменится фармрынок Татарстана в ближайшие годы, он рассказал в интервью «Реальному времени».
«Мы продали все аптечные учреждения под всеми брендами»
— Артур Ринардович, ранее вы заявляли, что регулярно получаете предложения о продаже аптечной сети «36,6» от федеральных игроков, но отклоняли эти предложения. Как вас убедил «Фармленд»?
— За 17 лет работы мы достигли больших высот на рынке и Татарстана, и России. Мы заслуженно получили все фармацевтические награды. Ни одна фармацевтическая сеть в Поволжье не имеет такого количества наград. К чему я веду? Наш актив очень ликвиден. На протяжении последних 5—6 лет мы прочно входили в топ-50 крупнейших сетей РФ. Наши аптечные учреждения стоят в трафиковых, привлекательных местах. У нас имеется стабильная история партнерских отношений с дистрибьюторами, производителями и финансовыми структурами. Создан прекрасно обученный коллектив, разработаны хорошие IT-продукты, которые позволяют гибко реагировать на ситуацию на рынке, на широту и глубину ассортимента. Были запущены к внедрению новые проекты. Все это говорит о том, что компания не готовилась к продаже.
Если изучать зарубежный опыт проведения консолидаций, то участниками таких сделок по продаже или приобретению компаний являются как правило высоколиквидные, рентабельные, финансово стабильные компании.
Но в последнее время на российском фармрынке все сильнее ощущается давление со стороны конкурентов. Появляется все больше и больше аптек-дискаунтеров, которые сводят нашу наценку к минимальной, практически к нулю. Раньше дискаунтеров было небольшое количество, и мы с ними благополучно конкурировали.
Все сложнее наращивать средний чек, падает трафик в существующих аптечных сетях. Люди стали менее охотно тратить деньги на лекарства и стараются переходить с более дорогих на более дешевые. Если раньше аптека могла заработать на товарах для красоты и здоровья, сегодня этот сегмент пользуется все меньшим спросом. Интернет-торговля лекарствами не развивается. Непонятно, она будет в каком-то усеченном варианте или вообще будет запрещена.
Люди стали менее охотно тратить деньги на лекарства и стараются переходить с более дорогих на более дешевые. Если раньше аптека могла заработать на товарах для красоты и здоровья, сегодня этот сегмент пользуется все меньшим спросом
Лучший способ оставаться последовательным и верным себе — это меняться вместе с обстоятельствами, видеть тенденции фармацевтического рынка, быть готовым принимать их и меняться… Рынок становится нестабильным и непредсказуемым. В такой среде очень сложно управлять бизнес-процессами. На рынок выходит много сильных игроков, которые имеют свои логистические структуры и серьезные IT-продукты. Это такие структуры, как «Магнит», который уже открыл несколько аптечных сетей и анонсировал до 2018 года открытие до 5 тыс. аптечных учреждений. Это серьезнейший игрок, который повлияет на рынок и его ценовую и кадровую политику. X5 Retail Group открыл 400 аптек и до конца 2018 года собирается еще увеличить сеть до 3 тыс. аптек. Мы находимся в постоянном кадровом голоде. Допустим, они откроют даже на двоих 5 тыс. аптечных учреждений. В каждую аптеку нужно как минимум четыре сотрудника. То есть всего нужно 20 тыс. кадров для этих двух структур. А у нас по всей России в год выпускается только 3—4 тыс. аптечных работников.
Исходя из всех этих факторов, мы приняли предложение «Фармленда» реализовать всю аптечную сеть. Мы продали все аптечные учреждения под всеми торговыми брендами.
— То есть более 100 аптек?
— Да.
— По сумме сделки называлась цифра в 1 млрд рублей. Насколько эта цифра приближена к реальности?
— Эта информация конфиденциальная. Сумма сделки, озвученная ранее некими экспертами, не является достоверной.
Поэтому могу сказать только одно — названная цифра не отражает реальности.
— Претенденты помимо «Фармленда» были?
— Я и раньше получал достаточно часто предложения о продаже аптечной сети, но так серьезно их не рассматривал. Претенденты конечно были. Но с «Фармлендом» мы сработали оперативно.
— Они вас привлекли предложенной ценой?
— Оперативностью. Сделка закрылась очень быстро. Приводя цитату Уинстона Черчилля: «Лучшее свидетельство справедливости соглашения в том, что оно в полной мере не устраивает ни одну сторону». Любое соглашение — это компромисс. В данном случае мы его достигли.
Мы продали все аптечные учреждения под всеми торговыми брендами
«К новому году появится стратегия развития медицинских центров»
— А что стало с медицинскими центрами академии здоровья «Звезда»?
— Медицинское направление мы полностью сохранили. Как раз в медицинское направление мы переориентируем все силы и средства. Отчасти и материальные средства, вырученные от этой сделки.
— Какова стратегия развития этих медицинских центров?
— У нас много новых проектов, сейчас мы их прорабатываем и обязательно анонсируем ближе к концу года. На данном этапе я полностью хочу погрузиться в развитие своих медицинских клиник, на это ранее у меня катастрофически не хватало временных и человеческих ресурсов. Есть много интересных и новых проектов которые я хотел бы внедрить.
Я поставил для себя и своей команды цель, и мы будем уверенно к ней идти. Будет много интересной и увлекательной работы и будут новые радостные моменты победы.
— То есть вы планируете увеличение количества медицинских центров?
— Да. Мы мониторим, где можно открыть новые медцентры в Казани и других ближайших регионах. Изучаем позитивный опыт московских клиник. Точно могу сказать, что в имеющихся центрах мы будем внедрять новые проекты, и они получат дополнительный толчок к развитию.
— Вы имеете в виду, что в этих медцентрах расширится перечень оказываемых услуг?
— Да, появятся новые услуги для клиентов, будем развивать аппаратную диагностику.
— Сколько сейчас действует медицинских центров и где они расположены?
— Сейчас в Казани работают четыре медицинских центра. В районы Татарстана мы заходить не планируем.
— Думаете, там спроса не будет?
— Да, спрос на медицинские услуги и так невелик.
— Все-таки, до какого уровня вырастет количество ваших медицинских центров?
— Чтобы говорить языком цифр, надо полностью изучить рынок. Понять, какие услуги мы можем предоставлять и только после этого говорить о количестве медцентров.
— Думаете ли вы о специализации этих центров?
— Может быть, будет и специализация. К новому году уже появится какое-то видение, стратегия развития. Сделка только завершена. Я хотел бы выразить благодарность сотрудникам, с которыми долго работал. Тем, с кем создавал свою сеть. Также хотел бы поблагодарить все фармацевтическое сообщество за то, что научили нас за эти 17 лет каким образом нужно работать. Хочу выразить благодарность и команде, которая осталась со мной и будет развивать медицинское направление. Думаю, вместе мы добьемся еще больших побед и высот. Но мы не ушли полностью из фармацевтического бизнеса. У нас сохранилось оптовое направление, где мы работаем и продолжаем работать.
«Через полтора-два года в Татарстане не останется ни одной местной сети»
— Получается, в Татарстане, помимо «Казанских аптек» и «Сакуры» местных частных аптечных сетей не останется?
— Возможно и такое.…
— Татарстанский фамррынок пережил несколько экспансий — региональных и федеральных… Сначала была экспансия ижевская. Это сеть, которая сейчас называется «Аптека от склада». Потом пришли самарские сети. Также в республике представлены московские аптечные сети. В Татарстане достаточно много аптечных структур, чьи головные офисы расположены в других регионах. Это хорошо или плохо?
— Конкуренция — это всегда хорошо. Она заставляет искать новые решения, выходы из ситуации, идти вперед. Мы всегда были одними из лидеров рынка. По количеству аптечные учреждения в Казани всегда занимали первое место, а по объему продаваемой продукции в денежной массе — третье.
«Наша сделка далеко не последняя. Это стандартная ситуация. Может быть, придут международные игроки. Думаю, через полтора-два года в Татарстане не останется ни одной местной сети». Фото spasibovsem.ru
— Как изменится рынок Татарстана с приходом «Фармленда»?
— Мы были той сетью, на которую равнялись все местные сети. И когда произошла сделка, многие звонили и спрашивали у меня: «Что же будет с рынком?».
Мне кажется, что рынок Татарстана кардинально поменяется в ближайшие год-полтора. Это связано с тем, что будет происходить консолидация. Более крупные игроки будут поглощать боле мелких, рынок будет укрупняться. Выживать станет гораздо сложнее. И наша сделка далеко не последняя. Это стандартная ситуация. Может быть, придут международные игроки. Думаю, через полтора-два года в Татарстане не останется ни одной местной сети.
— Почему-то поглощаются только татарстанские аптечные сети. Прецедентов, чтобы сеть из Татарстана вела экспансию на другие рынки, не было.
— И не будет. Для этого нужны серьезные ресурсы, а не только желание. Нужно сильно рисковать и иметь полный производственный цикл — дистрибуцию, розницу, производство. У «Протека», к примеру, есть свои заводы по производству медикаментов, дистрибьюторское звено, розничная сеть. Аналогичная ситуация у «Катрена» и «СИА интернейшнл ЛТД». При возникновении проблем в розничном звене у них имеется подпитка из других источников. И эффект масштаба тоже никто не отменял. Небольшие региональные сети самостоятельно работают только в рознице и не могут выйти за пределы региона. А тем более поглотить кого-то. Чтобы поглотить другие сети, им нужны колоссальные средства, миллиарды рублей.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
«Аптеки 36,6» — республиканская аптечная сеть, работающая на фармацевтическом рынке Татарстана более 17 лет. Насчитывает более 100 аптек. Также в группу компаний входят четыре многопрофильных медицинских центра Академия здоровья «Звезда», три ортопедических салона «Ортоэкс» и аптеки социального формата «Отличная» и «Аптеки низких цен». В городах за пределами Республики Татарстан были открыли аптеки под брендом «Звезда».
Уразманов Артур Ринардович — основатель и генеральный директор республиканской сети «Аптеки 36,6» (Казань), кандидат медицинских наук, заслуженный работник здравоохранения Республики Татарстан, доцент кафедры организации здравоохранения КГМУ. Родился 13.07.1971 в Казани. В 1996 году окончил Казанский государственный медицинский университет. В 1999 году прошел ординатуру Казанской государственной медицинской академии. В 2007 году окончил Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина по президентской программе подготовки управленческих кадров РФ (менеджмент). В 2008 году награжден почетной грамотой Министерства здравоохранения РТ «За заслуги в развитии системы здравоохранения Республики Татарстан». В 2013 году награжден благодарственным письмом мэра города Казани И. Метшина за восстановление объекта исторической застройки города. В 2016 году награжден почетной грамотой Министерства здравоохранения РФ «За заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд».