Кнут и пряник Набиуллиной помогли заработать банкирам из топ-30

В июле российские банки увеличили общую прибыль, но убыточных игроков немало

Кнут и пряник Набиуллиной помогли заработать банкирам из топ-30
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

За семь месяцев 2017-го российские банки заработали столько же, сколько за весь прошлый год. На рост прибыли влияло несколько факторов, говорят эксперты «Реального времени». Один из них — снижение ключевой ставки. Два других — это жесткая и одновременно мягкая политика регулятора. При этом рост совокупной прибыли не мешает отдельным банкам генерировать отрицательный результат: убыточных банков немало даже среди топ-30.

Управились раньше срока

На прошлой неделе всех удивил очередной обзор по банковскому сектору, опубликованный Центробанком. В нем были данные, в частности, о прибыли в январе-июне. Она составила 927 млрд рублей, практически сравнявшись с прибылью банков за весь прошлый год. По сравнению с I полугодием 2016-го прибыль выросла в два с лишним раза, на 468 млрд рублей.

В июле результат улучшило большинство банков из первой сотни и все игроки из топ-5. Сбербанк вырос на 17,6%, а ВТБ прибавил сразу 181,4% на фоне низкой базы за январь-июнь (тогда его прибыль по РСБУ снизилась на 31,6%, а по МСФО, наоборот, выросла). ВТБ24 в прошлом месяце увеличил прибыль на 38,5%, а «Газпромбанк» — на 19,6%. Прибыль «Россельхозбанка» возросла на 15,2%.

Больше чем в два раза вырос также «ОТП Банк», «дочка» венгерской OTP Group, он получил 1,97 млрд рублей чистой прибыли. А «Рост Банк» по итогам июля увеличил прибыль сразу на 470% с лишним. Она составила 985,2 млн рублей. Причиной такой динамики тоже была низкая база — до этого с апреля банк генерировал убытки.

По словам Марии Зининой, ведущего аналитика по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА», прирост прибыли, как обычно, в основном обеспечивают крупные банки. В силу особенностей российской системы почти 70% активов всего банковского сектора делит между собой первая десятка игроков. Благодаря своим масштабам они могут привлекать лучших клиентов и устанавливать правила игры, например, определять базовый уровень доходности по вкладам физлиц, говорит Зинина. Вдобавок крупные банки часто имеют доступ к более дешевому фондированию. Конкретно в январе-июле 2017-го более 80% совокупной прибыли сектора пришлось на банки из топ-30, отмечает эксперт.

Падений прибыли в первой «тридцатке» было немного. Наибольшее за июль показал «Промсвязьбанк» — на 593,8 млн рублей, а также «Русский стандарт» — более 300 млн рублей. Снижение было и у «Пересвета» — он откатился на 11,6%. Месяцем ранее «Пересвет», перешедший под контроль «Роснефти», стал вторым по прибыльности за полугодие.

Хороший ЦБ и плохой ЦБ

Прибыль сектора в январе-июле росла, несмотря на снижение ставок по кредитам. Более того, одной из главных причин высокой динамики эксперты называют именно снижение ключевой ставки.

По данным ЦБ, все вместе банки в июле выдали 41,4 трлн рублей кредитов (кроме межбанковских). Это на 1,2% больше, чем за июнь. Объем выданных корпоративных кредитов увеличился на 1,1%, а кредитов населению — на 1,3%. По итогам всего I полугодия, сообщало Объединенное кредитное бюро, рост кредитования составил 24%.

Арт считает, что основную роль, как ни удивительно, сыграла жесткая политика регулятора и расчистка рынка. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Драйвером роста прибыли стало смягчение денежно-кредитной политики, в том числе планомерное снижение ключевой ставки, уверена Зинина. Вслед за ставкой, объясняет она, упала и стоимость фондирования. Кроме того, можно говорить о том, что пик ухудшения качества банковских активов пройден, говорит она. «Сохранение указанных тенденций, вероятно, приведет не только к росту прибыльности банковского сектора по итогам 2018 года, но и к улучшению структуры финансового результата», — считает эксперт.

Однако вице-президент Ассоциации региональных банков Ян Арт объясняет рост прибыли иначе: «Снижение ставки — это, конечно, позитивный фактор, и он, безусловно, бодрит рынок. Но это не главное». Арт считает, что основную роль, как ни удивительно, сыграла жесткая политика регулятора и расчистка рынка. «Отзыв лицензий у дефолтных банков означает, что их отрицательные результаты не идут в общую статистику по прибыльности», — говорит он. Поэтому меньше аутсайдеров — больше прибыль.

Еще одна причина, которую он называет, — это резервирование. В этом вопросе ЦБ, напротив, смягчился и позволил отдельным банкам расформировать часть резервов. «ЦБ то завинчивает гайки в плане обязательных резервов, то развинчивает. Он увидел, что у банка ситуация хорошая, и разрешил расформировать. Это, естественно, отразилось и на прибыли», — объясняет Арт.

Топ-30 не ушел от убытков

Совокупный положительный результат, впрочем, не мешает множеству российских банков оставаться убыточными. За семь месяцев убыток свыше 1 млрд рублей получили 11 кредитных организаций, на работе одной из которых ЦБ уже поставил точку.

6,37 млрд рублей — самый крупный убыток в банковском секторе — в июле получил краснодарский банк «Крыловский», у которого 2 августа была отозвана лицензия. По размеру активов «Крыловский» находился в середине третьей сотни, за несколько дней до отзыва лицензии регулятор запретил банку привлекать средства во вклады.

Вторым по размеру убытка стал банк из топ-30 «Российский капитал» — 3,56 млрд рублей. Третий — «Абсолют Банк» с убытком 3,16 млрд рублей.

ТОП-10 банков по размеру убытка в январе-июле, млрд руб.

Среди топ-30 доля убыточных банков оказалась даже больше, чем в первой сотне — 20% против 17%. Однако дальше доля тех, кто закрыл семимесячный отрезок с убытком, несколько возрастает. Например, среди банков из второй сотни таких уже 22%.

Артем Малютин, Евгений Храмов
АналитикаЭкономикаБанки

Новости партнеров