Между Гаваной и Азнакаево: как остров мечты и свободы подарил миру смуглую татарку-джазвумен

Между Гаваной и Азнакаево: как остров мечты и свободы подарил миру смуглую татарку-джазвумен
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

В жизни Софии-Эльмиры Перес-Хусаеновой удивительным образом сплелись два языка и две культуры, жаркие тропики и российские морозы, профессия биохимика и сцена. Девушка поочередно жила то в пригороде Гаваны, то в татарской глубинке Азнакаево, потом снова на Кубе. Поэтому своей родиной считает оба уголка земли. Ей удалось породниться с двумя народами, одинаково полюбить афрокубинскую сальсу и татарскую плясовую и выбрать для проживания все-таки Казань. В Татарстане певица приняла ислам, год отучилась в медресе и всерьез занялась музыкой. Об удивительных перипетиях судьбы, любви к джазу и реакции сородичей на заезжую красотку-мулатку, в которой они не сразу признают свою, — в материале «Реального времени».

Татаро-кубинская свадьба

Папа Софии — кубинец Лино из пригорода Гаваны. Мама — татарка Асия из Муслюмово. Судьба свела их вместе в Казанском университете в 1979 году, куда он приехал изучать научный коммунизм, а она — русскую филологию. Для Лино — это была любовь с первого взгляда. Асию кубинский студент сразил своим вниманием и смелостью.

— Папа сразу понял, что это она, мама была очень красивая. А мама чуть позже поняла, но и у нее это была любовь на всю жизнь. Я, наверное, на обоих похожа, несмотря ни на что, — улыбается смуглая в мелких кудряшках София.

Свадьбу молодые сыграли на пятом курсе. Среди кубинских студентов это был первый брак с иностранцем. Для Казани такой союз тоже был в диковинку. Поэтому народу собралось много, устроили шикарный праздник.

— Как родители мамы отнеслись к ее выбору?

— Кстати, хорошо, особенно бабушка. Дед, когда увидел, как папа за мамой ухаживает, тоже сказал, что им надо жениться. Мама сама больше переживала, что ей придется очень далеко уехать, и с перелетами будет сложнее навещать родных.

Сантьяго — Гавана — Азнакаево

София родилась уже на Кубе, получив двойную фамилию: Перес по папе и Хусаенова по маме. Лино был еще и военно-морским офицером. Поэтому сразу по возвращении уехал по службе в академию. Молодую жену с ребенком оставил у родственников в Сантьяго. Первое время они жили в разных городах, но с появлением собственного жилья семья воссоединилась и переехала в Плая Баракоя — пригород Гаваны.

Лино дослужился до подполковника, вышел в отставку и ушел в политику. Стал мэром Плая Баракоя, затем главой администрации муниципалитета Баута и депутатом народной ассамблеи. Асия в той же военно-морской академии преподавала курсантам русский язык. Но когда дочери исполнилось семь лет, решила вернуться на родину, в Татарстан. Лино тогда подолгу не бывал дома по службе, отношения в семье стали напряженными.

— А тут еще на Кубе начался сложный период, перестройка — это сильно сказалось на уровне жизни населения. Кроме того, умерла моя бабушка по маме, дед остался один. Поэтому мама уехала к нему в Муслюмово, а папа остался, так как он политик, его не отпускали, — говорит София.

Все это певица рассказывает, листая семейный фотоальбом и показывая снимки. Вот счастливые молодые родители на берегу океана, ее детские карточки и кубинские родственники.

Папа Мулланур и уроки татарского

С тех пор ее родители в разводе, живут врозь, но поддерживают хорошие дружеские отношения. В Муслюмово у деда они с мамой тоже прожили недолго. К Асие приехал друг детства — Мулланур, сделал предложение руки и сердца и позвал жить к себе, в Азнакаево.

— Мама поставила условие: если ты с ней не сладишь, т. е. со мной, ничего не выйдет. А мы с ним как-то сразу сдружились. Так у меня появился второй папа. Он татарин, тоже смуглый и кудрявый. Поэтому все думали, что я его родная дочь, — смеется София.

В Азнакаево пришлось снова идти в первый класс. По-русски София уже говорила, а с татарским помог новый папа: «Мы с ним все уроки татарского учили вместе, да так что я даже почетную грамоту получила за хорошее знание языка», — вспоминает София. Тогда же начались занятия музыкой сначала на фортепиано, затем пение в хоре.

В азнакаевской школе девочка доучилась до 10-го класса, после чего судьба вновь забросила ее на Кубу. Поехали с мамой погостить на школьные каникулы, а заодно справить 15-летие дочери. На Острове Свободы — это особый праздник девочек — «кинсе аньес», его принято отмечать торжественно и с особым размахом: с приглашением родни и друзей, фотосессией, нарядами и подарками для именинницы.

Обратно, в Татарстан Асие пришлось ехать одной. София захотела остаться с отцом. На Кубе проучилась в школе еще три года — здесь получают образование по 12-летней программе — и поступила в университет Гаваны учиться на биохимика. Музыку не забывала, пела в вузовском хоре.

В 20 у меня случился кризис, я закончила обучение, уехала с Кубы и захотела перемен. Пошла в мечеть, и мне хазрат дал новое имя — София. Так я стала Эльмирой-Софией Перес-Хусаеновой

«Меня хотели назвать в честь прабабушки Суфии»

У Софии с детства особое отношение к религии. Несмотря на то, что кубинцы придерживаются такого течения, как сантерия, а папа Лино был атеистом, она выбрала ислам. Во многом благодаря маме. Асия еще на Кубе записалась на курсы арабского и выучила маленькую дочь основным молитвам.

— У меня там была жажда веры. Но так как папа-кубинец был политиком, на меня смотрели. И это не очень поощрялось. Хотя мне очень хотелось пойти в мечеть и помолиться, — рассказывает девушка.

Эту «жажду» София смогла утолить, вернувшись после третьего курса в Татарстан. Из дома пришло печальное известие — умер второй папа Мулланур. И девушка решила поддержать маму. В Азнакаево она стала регулярно посещать мечеть и даже год отучилась в медресе. Тогда же появилось второе имя — собственно София, при рождении ее нарекли по-другому.

— Меня сначала хотели назвать в честь прабабушки Суфии. Но мама передумала и выбрала имя Эльмира. Потом лет в 20 у меня случился кризис, я закончила одни отношения, уехала с Кубы и захотела перемен. Пошла в мечеть, и мне хазрат дал новое имя — София. Так я стала Эльмирой-Софией Перес-Хусаеновой, — рассказывает девушка.

Через некоторое время София уехала в Казань — продолжить учебу: пошла по стопам родителей, перевелась в Казанский университет, окончила его по специальности «Биохимия» и поступила в магистратуру в инженерный институт, который окончила с красным дипломом.

Все это время певица искала возможность снова выйти на сцену. Любовь к музыке, особенно к джазу, ей привил еще папа-кубинец. Ко всему прочему он был перкуссионистом и, будучи в Казани, играл в джазовых коллективах под руководством известного российского пианиста, джаз-бэнда Игоря Тюрлика, выступал на фестивалях и даже удостоился премии. Кубинский прадед Софии руководил симфоническим оркестром Сантьяго, обладал абсолютным слухом.

Сама София в Казани поет в шоу-балете «Авация» (через «А» — это не ошибка, а фишка такая, говорит певица), в джаз-группе «Персона» и группе «Шоколат». Одно время работала в баре Cuba Libre на Баумана, учила казанцев афрокубинской румбе и сальсе. «Так я познакомилась с мужем, Павлом. Он у меня учился танцевать. Потом оказалось, что он сальсу не любит, просто хотел со мной познакомиться», — смеется София. Пара поженилась, и у них родилась дочь Мария-Бенита. Ее певица тоже учит родному языку: «Она и татарскую музыку знает, песню «Апипя» обожает, сразу начинает танцевать».

Официально имя певица не меняла — слишком много мороки. Но после замужества взяла себе фамилию супруга и сегодня по паспорту она Кошкина Эльмира Линовна, вот такой интернационал получился.

«Мой точный статус: татарская кубинка!»

Софию в этом году пригласили в качестве участницы на Третий съезд народов Татарстана. Девушка осталась под большим впечатлением от знакомства с таким количеством людей разных культур. Захотелось и самой быть активнее в жизни республики. Да, яркая внешность афрокубинской эмигрантки поначалу вводит в замешательство, и татарстанцы не сразу признают в Софии соплеменницу, но ровно до того момента пока она не запоет:

— На съезд татар меня еще не приглашали, все-таки по мне трудно сказать, что я татарка. Но если позовут, буду рада. Все очень поражаются, конечно, когда узнают, что я на половину татарка, а потом видят глаза. На Кубе меня даже звали сhine — Китай — за азиатский разрез глаз. И речь у меня на татарском чистая, без акцента. После песен на испанском, бах — пою на татарском. И все: «О, родная!», встают, танцуют, сразу снимать начинают.

София выступает и танцовщицей, но больше нацелена на карьеру певицы. «Джаз — это мое. Я пою и сразу по-иному себя ощущаю. Мне по темпераменту ближе. Сальса — это больше э-ге-гей, а я именно джазовая певица». При этом девушке интересны эксперименты с татарскими песнями в джазовой обработке. На вопрос кем она себя ощущает больше: кубинкой или татаркой, певица отвечает так:

— Это очень сложный вопрос на самом деле. Потому что тут я иностранка по внешности, а там по мышлению иностранка. А я наоборот — и тут, и там своя. Поэтому мой точный статус, скорее, татарская кубинка, — смеется София.

Василя Ширшова, фото и видео Олега Тихонова

Новости партнеров