Трагедия под Заинском: смерть на глазах у родителей, геройство водителя автобуса и новые версии аварии

Пока в истории с ДТП открываются новые подробности, следователи пошли по сценарию ДТП с юными каратистами

В Татарстане продолжают расследовать ДТП с участием пассажирского автобуса и грузовика, унесшего жизни 14 человек, в том числе двоих детей: годовалого и четырнадцатилетнего. Кто виноват в аварии, выясняют следователи, но пока состояние здоровья водителя автобуса не позволяет его допрашивать. Есть версия, что виновным в ночном столкновении под Заинском может быть он. Однако, как стало известно «Реальному времени», 56-летний шофер буквально до потери сознания вытаскивал пассажиров из горящего автобуса. Следователи же, судя по всему, решили пойти по сценарию ДТП с юными каратистами, произошедшего в 2015 году, и привлечь к ответственности не только непосредственных участников ДТП, но и гендиректора компании-владельца сгоревшего автобуса. Подробности — в материале «Реального времени».

Водитель сгоревшего автобуса — герой или антигерой?

За рулем автобуса, попавшего в страшное ДТП, находился 56-летний Александр Ижмуков. Его и еще пятерых пострадавших в аварии доставили в БСМП Набережных Челнов. До следователей первыми с ним пообщались врачи. Ижмуков был в сознании, в состоянии средней степени тяжести. Врачи диагностировали у него ожоги и отравление продуктами горения. Водитель рассказал медикам, что в буквальном смысле до потери сознания пытался спасти пассажиров, вытаскивая их из горящего автобуса через лобовое стекло.

— У него ожоги дыхательных путей, лица, плеч, рук, отравление угарным газом. Он через переднее стекло сам вытаскивал пассажиров, пока не потерял сознание, — рассказала «Реальному времени» заместитель главного врача по медицинской части набережночелнинской БСМП Резеда Каримова.

Кто Ижмуков в этой трагедии — герой или антигерой, предстоит выяснить следствию. Утром 2 июля его госпитализировали в РКБ. Там к палате приставили полицейских, как объяснил замглавврача РКБ Сергей Кривошапко, охрана нужна на тот случай, если кто-то из родственников погибших попытается устроить самосуд.

— Его вина в настоящее время достоверно не установлена, поэтому приняты меры по его охране, — говорит Сергей Кривошапко.

По словам замглавврача челнинской БСМП, в их госпитале есть опыт лечения больных с подобными травмами, поэтому водителя, скорее всего, перевезли в Казань поближе к следствию. Как сообщили в Следственном комитете, состояние здоровья Ижмукова пока не позволяет его допрашивать.

Оторвавшееся колесо, неосторожный обгон или нарушение буксировки

Следователи восстановили картину ДТП. Предварительно автобус и автопоезд из двух грузовиков («КАМАЗ» на жесткой сцепке буксировал «МAН») ночью двигались в сторону Заинска. Грузовики держались ближе к обочине. Автобус ехал быстрее грузовиков и вышел на обгон, но в процессе обгона произошло столкновение и в результате «МАН» сорвался с буксира, «КАМАЗ» завалился в кювет, а «Неоплан» с пассажирами потерял управление и, завалившись на бок, проехал юзом метров 500, после чего перегородил проезжую часть почти под прямым углом и сразу же вспыхнул.

Есть несколько версий, кто виновен в смертельном ДТП. По одной из них, водитель автобуса попросту не заметил один из обгоняемых грузовиков, и ее подверсия — грузовик на буксире не включил «габариты», ведь водителя в «МАНе» не было. Другая версия — водителя автобуса слева ослепило светом фар, и он невольно отклонился вправо. Нельзя исключать и неловкий маневр со стороны водителя «КАМАЗа», управлявшего движением сразу двух грузовиков.

Надо отметить, что дорога в этом месте широкая — две полосы в одну сторону и две в другую, между ними — зеленый газон.

Ближе к вечеру 2 июля появились новые подробности с места происшествия: к большему числу жертв могло привести то, что у автобуса во время столкновения оторвалось колесо. Об этом рассказал заместитель начальника ГУОБДД МВД России Сергей Добряков.

«Конструктивная особенность этого автобуса — у него топливный бак впереди справа. И автобус, когда оторвалось переднее правое колесо, начал опрокидываться. Произошло возгорание», — сообщил он в эфире канала «Россия 24».

Родители одной из пассажирок наблюдали трагедию

Автобус, попавший в ДТП, был рассчитан на 49 пассажиров. В нем в ночь трагедии ехали жители Самары, Тольятти, Удмуртии, Татарстана. Среди них была и жительница Заинска — 24-летняя Мария Галимова. Как сообщает «Новый Зай», она возвращалась домой с дипломом об окончании Самарского медицинского университета. По словам мамы девушки, Мария по дороге периодически звонила родителям по сотовому, скоро она уже должна была подъехать к Заинску. Родные выехали на перекресток трассы встречать Машу. «Мы ждали в машине и вдруг увидели вспышку и большое пламя. Тотчас поехали к этому месту, а там пожар, — рассказывает мама Марии, Регина Михайловна. — Дочь мечтала стать реаниматологом, продолжить учебу в ординатуре». На странице девушки в социальной сети в последнем посте написано: «Вы никогда не задумывались, насколько «домой» — теплое слово».

В ДТП выжили 15 человек, троих из них после оказания медицинской помощи отпустили домой, шестерых (среди них был и водитель автобуса) отправили в БСМП Набережных Челнов, еще шестерых — в медсанчасть «Татнефть» в Альметьевск. В Набережных Челнах врачи уехали домой только в полдень: после тяжелой ночной смены они продолжали работать с журналистами, которые пытались узнать от пассажиров злополучного рейса подробности аварии. Все госпитализированные в БСМП были в сознании, в адекватном состоянии. Они сами звонили своим родственникам, чтобы сообщить о случившемся, но общаться с прессой категорически отказались. Троих пострадавших утром вертолетом и двумя каретами скорой помощи перевезли в ожоговое отделение РКБ. На данный момент в БСМП в отделении травматологии остаются двоюродные братья из Самары Олег Тареев и Дмитрий Барышников, в отделении реанимации — Юрий Симонян, который по словам врачей является гражданином Армении. Жизни пострадавших ничего не угрожает.

— У всех ожоги 10—20 процентов кожи, дыхательных путей, глубокие ссадины, множественные ушибы. В оперативном вмешательстве никто не нуждается, лекарственными препаратами обеспечены, — сообщила Резеда Каримова, замглавного врача БСМП Набережных Челнов «Реальному времени».

В больнице Альметьевска находятся Качкин Геннадий (1964 г. р.), Худаев Ильмар (1975 г. р.), Волколовский Сергей (1970 г. р.), Захаров Дмитрий (1994 г. р.), Воробьев Игорь (1985 г. р.), Силкин Алексей (1959 г. р.) На амбулаторное лечение отпущены Самоллеоне Александра (2000 г. р.), Кузнецов Алексей (1989 г. р.), Новоселова Мария (1988 г. р.).

Отработанный сценарий, но…

О намерении привлечь к ответственности водителей автобуса (их было двое) МВД заявило еще в первой половине дня. Под вечер представители ведомства сообщили о задержании водителя грузовика «КАМАЗ». Однако де-юре даже раньше, чем участников ДТП, следователи задержали гендиректора компании-владельца сгоревшего автобуса АО «Евразийская корпорация автовокзалов» (АО «ЕКА») Оксану Никитину. Ее подозревают в причастности к оказанию услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшие смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 238 УК РФ).

Таким образом, расследование автокатастрофы под Заинском пошло по сценарию ДТП автобуса с юными каратистами РТ, разбившегося в 2015 году в Нижегородской области. Тогда, кроме уголовного дела о нарушении ПДД со стороны водителя автобуса, также было возбуждено еще одно — по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Обвиняемой в этом преступлении стала владелица автобуса и организатор ночной перевозки детей Виктория Ларина. Вину свою полностью признала и получила 4 года колонии, но стала оспаривать вынесенный в особом порядке приговор и добилась… его отмены. Верховный суд РФ счел недоказанной связь между действиями предпринимателя и гибелью людей в ДТП, за которое под суд в Нижнем Новгороде (по месту ДТП) пошел конкретный водитель. В итоге в мае суд по делу Лариной стартовал в Казани повторно. Тем не менее сегодня Следком снова решил использовать забуксовавшую на судебном этапе схему.

Прокуратурой РТ под вечер было принято решение о передаче полицейского дела о ДТП для расследования в Следком. Об этом сообщили в Следкоме. А еще позже официальный представитель МВД России Ирина Волк сделала заявление: дело о ДТП по указанию замглавы МВД РФ Александра Романова уже передано — в центральный аппарат ведомства, точнее, в его следственный департамент.

Евразийцы в городе

Акционерное общество «Евразийская корпорация автовокзалов» (ЕКА) базируется на центральном самарском автовокзале. По данным самой компании, она объединяет 3 автовокзала, 11 автостанций и 28 кассовых пунктов. Но, помимо деятельности автобусных станций, в списке видов деятельности у нее еще более 80 записей.

Акционерное общество было образовано еще в 1994 году на базе государственного Самарского производственного объединения автовокзалов и пассажирских автостанций. Правда, долгое время компания носила название «Автовокзалы и автостанции Самарской области». А «евразийской» стала лишь в январе 2016 года, добавив конъюнктурное слово в ныне действующее название. В июле 2016 года общество еще и скрыло отчетность, превратившись из ПАО в АО.

По итогам 2015 года, согласно данным системы «Спарк-Интерфакс», выручка компании составила 330,8 млн рублей, а чистая прибыль 439 тысяч.

«Татарский след», войны с самарским Минтрансом и вокзал в Крыму

Задержанная Оксана Никитина стала генеральным директором ЕКА в 2015 году, хотя в совет директоров входила еще с 2009 года. Однако деятельность компании в Самаре чаще связывают не с Никитиной, а с четой Хакимовых. Фэния Хакимова сейчас владеет контрольным пакетом акций в 51,5% и входит в совет директоров компании. При этом до Никитиной именно Хакимова с 2011 по 2015 была генеральным директором автовокзального АО. Она же является президентом ассоциации «Межрегиональный автотранспортный союз». До этого ее мужу, Раису Хакимову, принадлежали 20% акций ЕКА, а контрольный пакет был в руках у Гюзель Имангуловой.

Именно с Фэнией Хакимовой самарские СМИ связывают сразу несколько скандалов вокруг автовокзала. Хакимова не раз оказывалась в центре противостояния компании с разными структурами. Так, в 2011 году ее привлекли к административной ответственности за препятствия в проведении прокурорской проверки по факту повышения тарифов на пассажирские перевозки. В декабре 2013-го Хакимова вступила в конфликт с самарским Минтрансом и на сайте автовокзала призвала перевозчиков к забастовке, обвинив ведомство в потворстве переделу рынка в пользу нелегальных перевозчиков.

В июне 2014 года началась война за землю вокруг центрального самарского автовокзала. Чиновники в течение долгого времени пытались заставить Хакимову прекратить перекрывать привокзальную площадь и выгонять с нее таксистов. Затем руководство вокзала, по данным портала Самара.ру, обязало сделать парковку на 150 машин. А оператор гостиницы «Октябрьская» и владелец помещения торгового центра «Эдисон» подали в областной арбитраж иск к ОАО «Автовокзалы и автостанции» с требованием установить право ограниченного пользования земельными участками (сервитут) общей площадью 1 770 кв. м, примыкающих к Центральному автовокзалу. Суд удовлетворил ходатайство компаний о принятии обеспечительных мер. Однако война за землю продолжилась. В дело включилась прокуратура, которая обратилась в суд с заявлением о признании утраченным права собственности ЕКА на 10 земельных участков, образованных из участка, приобретенного по незаконной сделке. По определению Октябрьского районного суда на участки был наложен арест.

В конце 2015 года Хакимова вознамерилась построить вокзал в Крыму. А уже в середине 2016-го произошел новый эпизод в войне с Минтрансом: заявку ЕКА на конкурс на право перевозок по межмуниципальным маршрутам отклонили. Компания, по данным «Волга-Ньюс», пожаловалась в антимонопольную службу на действия Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области при проведении конкурса. Однако ФАС встала на сторону чиновников.

Траур в Татарстане и двойная компенсация семьям погибших и пострадавшим

С каждым часом количество жертв ДТП увеличивалось. После тушения пожара пожарные обследовали автобус и на глаз определили количество погибших — 7 человек. Трогать их до приезда криминалистов и следственной группы не стали. В процессе работы следователей и начавшегося разбора завалов появилась новая цифра — 10 жертв, затем количество погибших выросло до 13. Связавшись с вокзалами в Самаре и Тольятти, где осуществлялась посадка на этот рейс следователи установили: двум пассажирам покупали билеты по свидетельствам о рождении: мальчику — до Набережных Челнов, девочке — до Ижевска. Тела годовалого ребенка и 14-летнего подростка извлекли из салона «крематория» на колесах последними. На тот момент в автобусе нашли еще одного — 14-го погибшего пассажира. По данным ГУ МЧС по РТ, все тела будут доставлены в Республиканское бюро судмедэкспертизы (Казань, Сибирский тракт, 31). Не исключено, что для процедуры опознания понадобится экспертиза ДНК.

В Татарстане объявили траур, отменили сабантуи в районах и юбилейный концерт группы «Ленинград» в Казани. «Страшная трагедия унесла жизни людей. Сделаем все, чтобы разобраться в обстоятельствах», — пообещал на своей страничке в Instagram Рустам Минниханов и выразил соболезнования семьям погибших. Позже руководством республики было принято решение о единовременной материальной помощи из бюджета Татарстана.

Тела всех погибших будут доставлены в Республиканское бюро судмедэкспертизы. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

— Правительство Республики Татарстан приняло постановление об оказании единовременно материальной помощи. Всем семьям погибших будет оказана материальная помощь в размере 1 млн рублей. Пострадавшие получат материальную помощь в зависимости от степени тяжести их состояния, — рассказал премьер-министр Татарстана Алексей Песошин.

По его словам, при легких повреждениях пострадавшие получат 100 тысяч рублей, при средних — 200 тысяч рублей и при тяжелых — 300 тысяч рублей.

Для размещения родственников пострадавших и погибших в ДТП под Заинском правительством Татарстана забронированы номера в гостиницах.

Также пострадавшие и семьи погибших получат выплаты от страховой компании. Ответственность перевозчика была застрахована в СОГАЗе. В соответствии с законом, страховая выплата в случае смерти в результате ДТП составляет 2,025 млн рублей за каждого погибшего пассажира. В случае причинения вреда здоровью потерпевшего страховая выплата определяется в зависимости от степени причиненного вреда. В случае причинения вреда имуществу потерпевшего выплаты осуществляются в размере фактически причиненного ущерба, но не более 23 тысяч рублей.

Дарья Турцева, Ирина Плотникова, Мария Горожанинова

Новости партнеров