Дело погибших каратистов: «У них во всем виновата только я. Они не винят водителя, который уснул»

В казанском суде по второму кругу начался процесс над владелицей автобуса, на котором два года назад дети попали в аварию

В Казани до сих пор не утихает эхо аварии с татарстанскими каратистами, в результате которой погибли три человека. После признания виновной в происшествии владелицы автобуса Виктории Лариной, последующего обжалования этого решения и освобождения предпринимательницы, пошел второй круг судебных процессов, исход которых может быть как в пользу женщины, так и против нее. В то же время, спустя два года, до сих пор не вынесен приговор водителю машины, который уснул за рулем, тем самым спровоцировав аварийную ситуацию. В нюансах непростого дела разбирался корреспондент «Реального времени».

Эхо аварии

Накануне по второму кругу в суде началось уголовное дело об аварии в Нижегородской области с участием микроавтобуса, перевозившего детей из РТ. Напомним, детская сборная Татарстана по карате отправилась в ночь на 21 мая 2015 года на «Мерседесе» на соревнования из Казани в Санкт-Петербург. В 4.50 в Нижегородской области автобус «Мерседес» выехал на встречную полосу, где двигался грузовик. В той аварии пострадали 11 детей и 5 взрослых, погибли трое: 12-летняя спортсменка Эльвина Фаттахова, президент Федерации карате РТ Искандер Шагин и водитель Алексей Платонов, доверивший управление автобусом своему знакомому Эдуарду Гатиятову, который, по версии следствия, уснул за рулем.

Виновной в аварии Советский райсуд признал владелицу автобусу Викторию Ларину. В суде было установлено, что предприниматель нарушила несколько требований законодательства в части безопасности перевозок. В их числе — жесткий запрет на перевозку детских групп в ночное время.

Предпринимательницу приговорили к четырем годам колонии общего режима, но впоследствии защите удалось обжаловать это решение и добиться отмены Верховным судом РФ приговора и по решению кассационной инстанции освободить женщину. По мнению заместителя генпрокурора РФ Владимира Малиновского, собранные Следкомом доказательства не позволяли сделать вывод о наличии причинно-следственной связи между нарушениями в организации перевозки детей и тяжкими последствиями. Верховный суд с этим мнением согласился.

Уголовное дело в отношении второго водителя выделено в отдельное производство, и оно рассматривается в Нижегородской области.

«Я и предположить не могла, что такое случится»

Виктория Ларина, просидев за решеткой полтора года, накануне снова явилась в Советский райсуд. Ее дело было направлено на пересмотр. Первое заседание проходило в просторном зале суда, где практически все лавки заняли пострадавшие и представители пострадавших — ехавшие в том автобусе юные спортсмены и их родители.

Рассматривал дело судья Сергей Жиляев, который сразу же вызвал негодование пострадавших, предупредив, что основное рассмотрение дела начнется только во второй половине июня. Позже он пояснил, что столь существенный перерыв вызван майскими праздниками и предстоящим запланированным отпуском судьи.

Виктория Ларина, просидев за решеткой полтора года, накануне снова явилась в Советский райсуд. Ее дело было направлено на пересмотр. realnoevremya.ru/Марии Горожаниновой

Как заявили представители гособвинения, Ларина заключила устный договор на перевозку детей с представителем Федерации каратэ РТ за 70 тысяч рублей. Водителями машины стали Алексей Платонов и приглашенный и ранее не работавший на этом автобусе Эдуард Гатиятов, которым обещали за работу заплатить по 7 тысяч рублей. По версии следствия, документы для поездки были оформлены неправильно, медицинского освидетельствования водителей и технического осмотра машины не было, а в дорогу автобус отправился в ночь, в то время как по закону с 23.00 до 6.00 запрещено перевозить детей на расстояния более 50 км. В пятом часу утра Гатиятов уснул за рулем и выехал на встречную полосу, в результате чего и произошло ДТП. Следствие считает, что водитель не соблюдал внимательно ПДД, а уснув, спровоцировал аварию.

В свою очередь Ларина, по версии следствия, могла и должна была предотвратить печальные последствия. За то, что она не следовала всем предписанным нормам, ее обвинили в совершении преступления по статье 238 ч. 3 (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).

Предпринимательница на это заметила, что ее вина действительно есть, так как она отправила детей в ночной рейс, правда, не зная, что этого делать нельзя. В свою очередь родители сами привели своих детей к автобусу, и ни они, ни в Федерации каратэ такому путешествию не препятствовали.

— Сейчас всю вину полностью возложили на меня, несмотря на то, что… Да, я отправила автобус в ночь, водитель уснул за рулем. Я и предположить не могла, что такое случится. Такое врагу не пожелаешь. И потерпевшие сейчас демонстративно ходят на суд с детьми и говорят, что.., — эту фразу потерпевшие договорить Лариной не дали и начали дружно возмущаться. Из зала доносились слова о том, что к ней на процессы они ходят, потому что их вызывают, и не более.

Когда в зале наступила тишина, судья попросил Ларину более конкретно ответить на вопрос: признает ли она свою вину?

— Я признаю свою вину в том, что оказала услуги ненадлежащего качества, выпустив автобус в рейс в ночное время суток, — ответила подсудимая.

Уснул под Казанью — проснулся с черепно-мозговой травмой

Допросы пострадавших было решено провести 26 и 29 июня. Правда, одна из женщин сказала, что приехать не сможет — они всей семьей переехали в Калугу. Судья пошел на встречу и разрешил допросить ее сейчас, в рамках первого судебного заседания. Выйдя к трибуне, женщина начала вспоминать все, что происходило в тот роковой вечер. Как она привезла ребенка к месту отправки автобуса и как поехала следом за ним, чтобы посмотреть, как он выступает на соревнованиях. Ночью они на автомобиле обогнали автобус и ехали впереди. Позже она узнала, что ее сына увезли после ДТП в очень плохом состоянии в Нижегородскую больницу. В результате аварии ребенок получил открытую черепно-мозговую травму, ушиб головного мозга, травму лобной области, перелом челюстей, ушиб мочевого пузыря и всех внутренностей — и на этом список не заканчивался. Сам мальчик уже после выписки из больницы давал показания, согласно которым он уснул, когда они выехали из Казани. Очнулся ребенок уже в Нижегородской больнице в тяжелом состоянии.

Закончив с допросом пострадавших, другие участники заседания решили поинтересоваться, что нужно сделать, чтобы уголовное дело из Нижегородской области перевели в Татарстан? Дело в том, что, как уже говорилось выше, водитель, уснувший за рулем автобуса, до сих пор не осужден и находится под подпиской о невыезде. По его делу до сих пор идет суд. Но судья пояснил, что дело рассматривается на месте совершения преступления, а в данном случае это Нижегородская область.

Еще один вопрос касался других сторон. В частности, родителей пострадавших детей интересовало, будут ли привлечены к процессу Федерация каратэ и Министерство по делам молодежи и спорта РТ. Здесь судья предложил им, как участникам процесса, ознакомиться с материалами дела и лично убедиться в том, кто будет привлечен к делу.

«У них очень много нарушений, а виновата во всем я»

Сейчас пострадавшие говорят о том, что предпринимательница после освобождения даже не извинилась перед родителями детей за случившееся. Позже Ларина рассказала «Реальному времени», что она извинилась еще на первом суде, однако они этот факт проигнорировали.

— Они принимают сторону, в которой во всем виновата только я, — рассказала Ларина. — Они не винят водителя, который уснул. Видимо, им так удобно. У меня просто нет комментариев. В том, что водитель уснул, моей вины нет. Тут целая Федерация по каратэ, и они до сих пор ездят на автобусе. Дети были не пристегнуты. Доказано, что тренер Шагин был в алкогольном опьянении, значит, они пили в автобусе. У них не было медиков — у них очень много нарушений, а виновата во всем я.

В свою очередь жизнь самой Виктории Лариной после ДТП изменилась кардинально.

— Я год и 10 месяцев отсидела в тюрьме. Все это и на здоровье, и на душе отложилось. Мне осталось два года до пенсии, но мне сейчас уже жить не на что. Я была предпринимателем, платила налоги, купила новый автобус. Перед поездкой ни один из родителей не поинтересовался, хотя у нас было общее собрание, что они поедут на автобусе. Ни один не позвонил и не спросил, есть у меня разрешающие документы, на каком автобусе мы поедем. Никто не спросил — просто приехали к месту отправки. Мне по телефону даже не сказали, что дети поедут. Я приехала отправлять автобус, провести инструктаж с водителями и увидела, — рассказала женщина корреспонденту «Реального времени».

Родители пострадавших детей: федерацию не наказали, водитель на свободе, а Минмолодежи не помогает

Правда, родственники пострадавших детей уверены в том, что предпринимательница виновна в аварии и должна понести ответственность за случившееся.

— Ни один пункт, который зачитывал обвинитель, она не исполнила. Ларина берет вину только за то, что отправила детей в ночь. Но и за другие пункты она, конечно, должна отвечать. У нее умышленно были поддельные печати по медосмотру водителя, по техосмотру транспортного средства. Со стороны взят этот водитель, который совершил аварию. Он вообще ранее судимый, — рассказала Людмила Краснова. Ее внук и супруг оказались в том автобусе.

Вячеслав Краснов добавил, что привлекать к ответственности помимо Лариной нужно и водителя автобуса, и Федерацию каратэ.

— Два года прошло, он до сих пор на свободе. Отмечает со своей семьей все праздники, а тут ребенка потеряли. Представляете? Девочка-медалистка, и танцевала, и пела. Слов нет, — вторит ему Людмила Краснова.

Что интересно, пострадавших вызывали на судебный процесс в Нижегородскую область. Однако по приезду они узнали, что его время перенесли, не сообщив им об этом.

По словам родственников пострадавших, они до сих пор не вылезают из больниц и залечивают полученные раны. После случившегося им сказали, что в случае необходимости они могут обращаться за помощью в Министерство здравоохранения, к детскому омбудсмену. Однако когда родители действительно обращались, то никто на связь не выходил.

— Мы никому не нужны. У нас у ребенка черепно-мозговая травма, нам нужно делать МРТ, а запись на июль. На июль! А нам срочно надо — у ребенка изменения в головном мозге произошли, — говорит Людмила Краснова.

Не помогают здесь и судебные процессы, которые еще больше напоминают им о случившемся и приводят к очередным нервным срывам.

Мария Горожанинова

Новости партнеров