Дома на Баумана оказались заложниками долгов и семейных несчастий

Минкульт РТ пытается отнять здания в центре Казани у сербского владельца, а тот намеревается продать долю в компании

В Татарстане продолжается разбирательство Министерства культуры и ООО «Дом на Проломной» по поводу двух домов на улице Баумана в Казани. Ранее компания уже была оштрафована на 1 млн рублей за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия. Теперь же Минкульт РТ через Арбитражный суд вовсе требует изъять у компании старинные дома. И, как выяснилось, не только дома. Совладельцы компании уверяют, что в простое виноваты обстоятельства: семейная драма одного из них и невыплаченные заказчиками деньги по другим объектам. В настоящее время, они пытаются продать свои доли в компании.

Бедный, бедный дом

Битва за дома по адресам: ул. Баумана, 32 и 34, идет уже не первый год. Дом №34 является памятником культурного наследия республиканского значения — это дом в стиле позднего классицизма по проекту архитектора Ф.И. Петонди, построенный в 1841—1844 годах для владельца гостиницы на Проломной — купца Щетинкина. Соседнее строение начала XIX века, перестроенное в 1856—1857 годах, принадлежало ему же, а в современной истории Казани попало под охрану в качестве вновь выявленного объекта с признаками культурного наследия. Договор об охранных обязательствах на оба здания 5 лет назад был подписан ООО «Дом на Проломной».

Оба исторических здания раньше находились на балансе Комитета земельных и имущественных отношений исполкома Казани, после перешли к МУП «ХО», а за пару лет до Универсиады представители власти утвердили проект частно-муниципального партнерства. Дома оценили примерно в 5 млн рублей, и МУП «ХО» внес их в уставный капитал в качестве своей доли, а его соинвестором стал сербский бизнесмен Видан Михайлович, реализовавший со своей строительной компанией в Казани несколько проектов.

За эти годы дома на Баумана пришли в запустение и стыдливо прикрывающие их полотна уже не спасали внешний облик улицы. В итоге Министерство культуры РТ подало в суд на ООО за неисполнение обязательств. Тогда в ходе процесса было оглашено: за годы нахождения «на реставрации» состояние дома №32 не улучшилось, общее техническое состояние здания и его главного фасада — аварийные, а территория здания-памятника загрязнена строительными отходами и мусором. Положение дел с домом №34 не лучше. В результате Вахитовский райсуд оштрафовал ООО «Дом на Проломной» на 1 млн рублей. Тогда в Минкульте РТ «Реальному времени» заявили: до сих пор нарушителей охранного законодательства в республике не штрафовали на миллионы.

«Разрешение на продажу нашей доли, а не на вывод здания из общества, нам так и не дали»

Теперь же Министерство культуры Татарстана подало новый иск к ООО «Дом на Проломной», требуя изъять из собственности компании объекты культурного наследия, так как ООО хочет дома продать.

Директор ООО «Дом на Проломной» и владелица 1% акций общества Лилия Давлетшина заявила «Реальному времени», что она и Видан Михайлович активно ищут инвестора, чтобы продать собственную долю. По ее словам, покупатель, который готов приобрести акции и начать восстановление двух домов на Баумана нашелся, однако у сделки появились преграды:

— В общество входят три участника: МУП «ХО» (48%), Видан Михайлович (51%) и 1% у меня. Михайлович и я хотели продать свою долю, — сказала Давлетшина. Но разрешение на продажу нашей доли, то есть смену участников, а не вывод здания из общества, нам так и не дали. Ответ нам дает МУП «ХО», а они — как веточка от КЗИО. Соответственно, они делают запрос к КЗИО и те дают им ответ. Кому делает запрос КЗИО, я не знаю.

Узнать позицию КЗИО «Реальному времени» не удалось: ответа из исполкома Казани на запрос на момент публикации не поступило. Отметим, что на заседании представителей городской администрации не было, хотя на прошлом суде они присутствовали.

Отдайте дома с участками

Тем временем в ходе пятничного заседания Минкультуры РТ изменило свои требования: представитель ведомства попросил изъять оба дома и участки под ними. Хотя ранее министерство было нацелено лишь на изъятие домов. На вопрос корреспондента «Реального времени», почему это произошло, юрист сослалась на Земельный кодекс и единство объектов недвижимости — дома и земли под ним.

Когда пришло время уточнить, о каких участках идет речь, выяснилось, что данные о кадастровых номерах в документах у судьи и бумагах представителя Минземимущества, участвующего в процессе как третье лицо, не совпадают. В итоге на следующий процесс для прояснения ситуации было решено пригласить специалиста Росреестра.

В свою очередь, сторона ответчика на заявление Минкульта ответила своим ходатайством о привлечении в качестве взыскателей проектной компании «Рекон» и ООО «Альтон». Взыскателями оказалась и административная комиссия Вахитовского и Приволжского районов. Как после окончания заседания «Реальному времени» рассказала Лилия Давлетшина, долг перед «Реконом», который выполнял проектные работы, составляет около 1,2 млн рублей. «Альтон» же владеет соседним зданием и потребовал у ООО «Дом на Проломной» компенсацию за ущерб. По мнению Давлетшиной, соседи просто воспользовались ситуацией, а трещины в их здании были и раньше:

— Когда мы начинали строительство, случайно задели у них стенку — их здание примыкает к нашему. Они, получается, тоже взыскатели, мы им остались должны, и они через судебных приставов, чтобы подстраховать себя, арестовывают имущество. А долг перед административной комиссией 250 тыс. рублей. Видимо, мусор вовремя не убрали, — сказала представитель ответчика.

Таким образом, раз объекты арестованы и ведется их оценка, изъятие их другими лицами невозможно, а сторона ответчика получает время на поиск новых потенциальных покупателей долей в компании. Вопрос в том, кто согласится в такой ситуации идти на сделку?

Как гибель дочерей Михайловича решила судьбу домов на Баумана

Объяснила Давлетшина и причины отсутствия финансирования. По ее словам, у Видана Михайловича было несколько строительных компаний, одна из которых планировала финансировать восстановление объектов на Баумана. Но потом в семье Михайловича случилась большая трагедия — две его дочери 24 и 23 лет погибли в автокатастрофе накануне свадьбы старшей из них:

— Он долгое время не мог прийти в себя, и потом все пошло на спад — не оплачивают заказчики, тут пробелы, там пробелы, возможности финансирования фактически нет, где-то, возможно, не смог совладать с эмоциями на каких-то встречах. Сейчас он находится на родине, у него есть еще одна младшая дочь, она инвалид по зрению, старается больше времени проводить с ней, — заявила Лилия Давлетшина.

Одним из «пробелов», по словам директора ООО «Дом на Проломной», является то, что строительная компания Михайловича была подрядчиком при внутренней отделке гостиницы «Корстон».

— Оттуда тоже планировалось финансирование, но все закончилось не так, как ожидали. Подвели, скажем так, заказчики, — сказала ответчик. Действительно, принадлежащая Михайловичу компания «Таро Лайт» была субподрядчиком во время строительных работ на объекте «Торговый гостиничный развлекательный комплекс «Корстон» в Казани, гостиница «Корстон» 4*, 2-я очередь». «Таро лайт» через суд требовала с заказчика работ — ОАО «Комплекс гостиницы «Орленок» — более 17 млн рублей. Однако ни Арбитражный суд Москвы, ни апелляционный суд не встал на строну компании Михайловича.

Сколько нужно денег на восстановление двух объектов культурного наследия на Баумана, Лилия Давлетшина ответить затруднилась. Но отметила, что кадастровая стоимость земельных участков (коих в распоряжении ООО сразу 4) равна 54,3 млн рублей.

Минкульт: «Цель у нас одна — реставрация»

А пока дома продолжают стоять в полном запустении. Как сказала директор ООО «Дом на Проломной», на территории одного из старинных объектов планировалось создать небольшой ресторанчик, а второе здание оборудовать под офисы и магазины.

«Оба здания подлежат сохранению и реставрации. ООО «Дом на Проломной» своих обязательств по сохранению не выполняет, поэтому мы изымаем и обратились с иском в суд», — говорит Светлана Персова. realnoevremya.ru/Тимура Рахматуллина

— Один из домов является памятником регионального значения, второй — выявленным объектом культурного наследия, — рассказала «Реальному времени» заместитель министра культуры РТ Светлана Персова. — Но закон одинаково распространяется и на тот, и на другой, и они оба подлежат сохранению и реставрации. Именно с этой целью в 2012 году они были переданы ООО «Дом на Проломной». Общество это своих обязательств по сохранению не выполняет, поэтому мы изымаем и обратились с иском в суд. В комплекс входят два дома и три участка, так вот их накроили. Этим не мы занимались. Один из домов стоит сразу на двух участках. Цель у нас одна — реставрация. Новый собственник, который приобретет этот имущественный комплекс после того, как оно будет изъято, будет вправе определить его функциональное назначение. Не имеет права он располагать только взрывоопасные производства, которые могут физически нанести урон памятники. Но главное требование — чтобы памятник не разрушался, — резюмировала замминистра.

Александр Шакиров

Новости партнеров