С вип-огородников Нижних Вязовых спросят за «дачную амнистию»?
Не построившие дома вип-дачники, «непотерпевший» исполком и неарест-2
Глава Зеленодольского района Александр Тыгин получил «желтую» карточку следствия. Ходатайство Тыгина по делу его зама в Следкоме по РТ расценили как вмешательство в процесс расследования. О чем заявили накануне на заседании суда, который со второй попытки избрал не самую строгую меру пресечения для замглавы Зеленодольского района Фоата Шамсиева. Тем временем аналитики «Реального времени» выяснили имена владельцев земель на берегу Волги, которые следствие считает незаконно отчужденными. Среди них — председатель участковой избирательной комиссии, инспектор исправительной колонии и учредитель мясокомбината.
Тыгин не разделяет версию Следкома
Повторное ходатайство Следкома об аресте Фоата Шамсиева поступило в Советский райсуд Казани к судье Ольге Мельниковой. Той самой, что 20 июня посчитала позицию следствия необоснованной и освободила Шамсиева в зале суда. Только домой в тот день он не попал. Его задержали на двое суток по новому делу. А 22 июня судья Мельникова вновь отказала Следкому в реальном аресте подозреваемого чиновника. Но на сей раз постановила — водворить его до 20 августа под домашний арест. Его условия на селе, по сравнению с городом, мягче: Шамсиеву разрешено выходить во двор.
Напомним, в отношении зеленодольского чиновника возбуждены дела по двум эпизодам. Первый — по подозрению в злоупотреблении полномочиями — связывают с историей «дачной амнистии» в садовом некоммерческом товариществе «Воложка». Следствие считает, что 23 муниципальных участка близ берега Волги стали частными незаконно и безвозмездно, причем по документам участки находятся в СНТ, а по факту — выходят за его границы. Второй эпизод дела Шамсиева, по подозрению в мошенничестве, связан с земельными наделами его жены и брата в том же СНТ.
Руководство Зеленодольского района, включая главу Александра Тыгина, версию Следкома о незаконном отчуждении земель не разделяет.
— Наша согласованная позиция такая — муниципалитет не считает себя пострадавшей стороной. Мы заявление в суд не подавали! — заявил «Реальному времени» пресс-секретарь главы района Денис Анисимов. — Дело было возбуждено по итогам проверки в Палате земельных и имущественных отношений. И есть вопросы — действительно ли те операции, которые проводились 7—8 лет назад, являются незаконными. Если да, то почему на тот момент претензий у прокуратуры не было?!
Поделиться со СМИ служебной характеристикой на Шамсиева в муниципалитете в четверг не захотели. Но дали понять: вопросов к работе Фоата Назмиевича как к заместителю главы, а ранее главе Нижневязовского поселения не было, да и жалоб от населения на его действия не поступало. В суд стороной защиты были представлены сразу три письменных ходатайства. В первом Тыгин (адвокат, оговорившись, назвал его в суде главой Зеленодольского района города Казани) попросил суд по возможности не заключать Шамсиева под стражу. Второе подписали более 70 жителей поселка Нижние Вязовые, третье — главы не названных адвокатом районов Татарстана.
Следком ищет новые эпизоды, защита атакует
Следователь Вадим Максимов дал свою оценку непроцессуальному обращению зеленодольского главы. «Аналогичное письмо было направлено в Следственный комитет на имя руководителя управления Павла Николаева, и мы считаем, что это является вмешательством в действия следствия», — сообщил он суду. Необходимость ареста Шамсиева следователь обосновал так: «Сам факт его нахождения на руководящих должностях свидетельствует о том, что он имеет определенный ресурс и может оказать влияние на свидетелей, потерпевших».
На вопрос представителя Прокуратуры РТ, предъявлено ли чиновнику обвинение, следователь ответил интригующе: «Идет работа по установлению новых эпизодов».
Новый адвокат подозреваемого Александр Аношкин почти сразу перешел от защиты к нападению, довольно непрозрачно намекнув, что дело о «дачной амнистии» против Шамсиева строится на показаниях председателя СНТ Коклюгина, у которого может быть и свой интерес. Аношкин обратил внимание суда, что схема расположения участков СНТ из материалов дела утверждалась не его подзащитным, а еще Сергеем Когогиным (возглавлял Зеленодольский район в 1994—1999 гг., ныне — гендиректор ОАО «КАМАЗ», — прим. ред.). Эта подписанная геодезистом и директором компании «Идель-сервис» схема опровергает один из ключевых доводов следствия, заявил суду адвокат.
Далее Аношкин озвучил данные запроса правоохранительных органов о владельцах участков в СНТ и в частности двух господах Коклюгиных. «Это отец и сын, — уточнил защитник. — А основным документом, подтверждающим причастность моего подзащитного к деяниям, является как раз допрос [Олега] Коклюгина (председателя СНТ, — прим. ред.)». Допрашиваемый, по словам адвоката, объясняет, что под воздействием, а может и чарами его подзащитного он «подписывал бумаги, которые являлись основой, чтобы похитить эти участки». Резюмируя сказанное, Аношкин назвал причастность своего клиента к этой истории «достаточно призрачной» в отличие от его же «положительных со всех сторон характеристик».
В свою очередь следователь Максимов заявил суду, что сторона защиты раньше времени вторглась в область оценки доказательств.
«Не скрываюсь и не собираюсь»
Сам подозреваемый Фоат Шамсиев в суде выглядел подавленно. В перерыве спешил наговориться с женой и сыновьями и по их совету комментариев журналистам не давал. На заседании он попросил суд отпустить его домой, пока не наступит развязка следствия. «Я никуда не скрываюсь и не собираюсь. У меня такой характер», — сказал Шамсиев. По мнению защиты, у силовиков нет оснований считать, что от Шамсиева можно ждать побега, давления на свидетелей или иных помех ходу следствия. «Сам факт его нахождения на руководящих должностях в Зеленодольском районе свидетельствует о том, что у него имеется определенный ресурс воздействия на свидетелей. Кроме того, факт скрытия подозреваемого от следствия может быть подтвержден и доказан только самим фактом», — парировал следователь.
Адвокат же перечислил теоретические доказательства нехороших намерений и возможностей абстрактного подозреваемого чтобы скрыться: например, избавился от недвижимости в РФ, имеет доходы либо счета за границей, либо есть оперативные данные о подготовке к отъезду. «Считаю, что данный довод следствия не может быть принят судом», — констатировал он и выразил надежду, что «такая страшная мера пресечения» не будет избрана.
Так оно и вышло. Суд вновь отпустил заместителя Тыгина из-под стражи, правда, на сей раз под домашний арест. Вот только домой после заседания Шамсиев не поехал — его снова пригласили в Следком в сопровождении конвойных.
Кто-кто на берегу не живет?
Аналитическая служба «Реального времени» сопоставила данные Росреестра и публичной кадастровой карты об участках из первого дела Шамсиева. Выяснилось, что застроен лишь один из 23 участков. Его площадь 680 квадратных метров, владелец некий Андрей Алексеевич Фунтов. Любопытно, что одним из соседних участков владеет Оксана Александровна Фунтова (одноименное ИП в Зеленодольском районе занимается производством хлеба и кондитерских изделий, а также торговлей пищевыми продуктами).
Вышеназванный Фунтов в 2011 году приобрел у Геннадия Ивановича Коклюгина (отец председателя СНТ) еще один участок в 340 квадратов, а в 2013-м обменял его на участок такой же площади Салахутдина Назмиевича Шамсиева (брат подозреваемого замглавы, до 2010-го работал мастером в «Зеленодольскгазе», до 2012-го в статусе ИП занимался производством санитарно-технических работ, монтажом отопительных систем и систем кондиционирования воздуха).
Другие участки семьи Шамсиевых в электронной базе Росреестра не указаны. Под кадастровым номером надела Гульнур Шамсиевой (супруга подозреваемого), фигурирующим в материалах следствия, в базе с 2011 года зарегистрирован участок в 340 квадратов Светланы Геннадьевны Ситдиковой (ФИО совпадает с данными учредителя 20% Свияжского мясокомбината). В соседях у нее Фарид Мингарифович Калимуллин и Александр Петрович Марченко — «тезки» директоров ООО «Арко Плюс», ЗАО «Мир ванн» и завода теплоизоляционных материалов.
С марта 2012 года участком в 400 квадратов владела Вера Александровна Максименкова, младший инспектор свияжской исправительной колонии №5 (в декларации сотрудницы фигурирует участок той же площади, — прим. ред.), но через два месяца она продала его Любови Владимировне Коклюгиной, а та в 2013 году уступила эту землю Раушану Расилевичу Сыраеву (директор казанского ООО «Зернотрейд»).
Директор и соучредитель СНТ «Воложка», он же председатель участковой избирательной комиссии поселка Нижние Вязовые, Олег Коклюгин тоже не обижен. Один участок в 397 кв. м он оформил сначала на себя, а в 2016 году подарил Любови Анатольевне Коклюгиной. Другой участок в 495 кв. м Олег Коклюгин в 2012-м приобрел у некоего Александра Владимировича Демошина.
Многие из бывших-нынешних владельцев 23 участков безуспешно выдвигались кандидатами в депутаты разного уровня. Зато среди шести учредителей СНТ «Воложка» имеется настоящий депутат, член комитета по социальной политике Госсовета РТ, коммунист Валентин Иванович Кострин. Лидер зеленодольского отделения КПРФ в свои 72 года (!) руководит еще и двумя ООО «Лифт-Экс» и «ЗП-Лифт». Впрочем, за коммунистом интересующих следствие участков нет. Действиям остальных получателей земли Следком обещает дать оценку.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.