Энгель Фаттахов: «Нам учителя-троечники не нужны!»

Как глава Минобрнауки РТ отбивал атаку на учительский ЕГЭ, качество подготовки в вузах и преподавание татарского языка

Энгель Фаттахов: «Нам учителя-троечники не нужны!»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Министр образования и науки РТ впервые встретился с будущими учителями как основной заказчик. То, что это произошло только сейчас, назвал своим личным упущением и обещал исправиться. В кулуарах встречу назвали продолжением нашумевшего диспута о качестве высшего образования. Напомним, на последнем заседании Совета при президенте РТ по образованию и науке ректор КФУ разразился критикой в адрес татарстанских вузов. Мол, подготовка специалистов ориентирована на запросы даже не сегодняшнего, а вчерашнего дня. Энгель Фаттахов согласен, что образование определяет будущее, «а без соответствующих кадров мы не сможем конкурировать». Но он считает, что в Татарстане не все так уж плохо с высшим образованием. На мероприятии был и корреспондент «Реального времени».

Нам троечники не нужны!

Магистрантам КФУ, будущим учителям, глава Минобрнауки рассказал, что на образование в Татарстане привыкли не скупиться. Ни в одном регионе нет столько программ: ежегодно строятся и капитально ремонтируются сотни детсадов и школ, создаются ресурсные центры. Вот, дескать, какую поддержку нам оказывают. «С нашей же стороны задача обеспечить качественное образование!» — обратился Энгель Фаттахов к потенциальным коллегам.

По его словам, раньше в этом вопросе не было рычагов воздействия, сейчас появились. Вот уже два года Минобрнауки совместно с главами районов назначает в Татарстане начальников РОО и директоров базовых школ. В этом году взялись и за завучей.

В ответ на жалобы, что в школу сегодня не идут работать молодые и почти нет учителей-мужчин, запустили проект «Целевой прием». Набрали до 200 первокурсников. С каждым провели беседу: почему он выбрал профессию учителя.

— Мы также пообщались с их родителями, школьными педагогами. Но все равно главный критерий для нас — это результаты ЕГЭ, чтобы не ниже 70 баллов. Зимой они успешно сдали экзамены. Есть, конечно, среди них троечники. Но троечники нам не нужны. Будем смотреть итоги летней сессии, — предупредил студентов Энгель Фаттахов.

Западающим звеном в школах министр назвал профориентационную работу с учениками. К 9-му классу ребята все еще не могут определиться с выбором пути. С учетом предстоящего чемпионата мира по рабочим профессиям в Казани дела обстоят плохо. Хотя в ресурсные центры закачивают большие вложения, должного эффекта пока нет. Недаром Рустам Минниханов устроил выволочку за работу в данном направлении другому профильному ведомству — Минсвязи РТ.

ЕГЭ для учителей: предмет должны знать на отлично!

Речь зашла о сертификации выпускников педвузов. Пока это идет на добровольной основе, но в будущем станет нормой. Оценивают молодых учителей работодатели. Для обладателей сертификатов учредили специальный грант, таким педагогам ежемесячно платят прибавку к зарплате в 10 тысяч рублей. В целом на грантовую поддержку учителей уходит около 300 млн рублей в год.

Важно, чтобы деньги шли по адресу, а для этого необходимо объективно оценить уровень знаний педагога. Но в последнее время с аттестацией были перекосы, признал министр. Например, есть районы, где учителей первой высшей категории около 85 процентов, а по качеству образования и рейтингу они на самом последнем месте: «Ну это же неправильно, необъективно!» — отметил он. По этой же причине республика третий год проводит ЕГЭ учителей.

— Чтобы что-то планировать, мы должны знать, чем мы владеем. Это как бы инвентаризация… Аттестация учителей как предметников. Мы все-таки считаем, что учитель должен знать свой предмет на отлично, — убежден глава Минобрнауки.

Хромает в последнее время и дошкольное образование. Из 100 заявившихся будущих воспитателей детсадов сертификаты смогла получить только четвертая часть.

«С каждым годом мы теряем свой татарский язык»

На этом вопросе министр остановился отдельно: «Да, конечно, языками должны заниматься и в семье. С каждым годом мы теряем свой татарский язык, есть проблема». Поэтому Энгель Фаттахов напомнил, что в республике два государственных языка, и идеальный вариант для выпускника педвуза знать минимум три: русский, татарский и английский. «А если еще и китайский, испанский будет знать, тогда вообще — это наше богатство будет».

Еще одна задача — освоить новые федеральные стандарты, до сих не все школы к ним готовы. Не забывают в Минобрнауки и пресловутую сингапурскую методику. Утверждают, что в последние годы изучили опыт всех передовых стран Европы и Азии в системе образования. Шаблонно их копировать не стоит, у нас должны быть свое видение и адаптация этих методик. Но знать международные исследования нужно. Кстати, в этой области на следующий год мы хотим заявиться отдельно как республика, а не от всей России, сообщил министр. Другое важное направление, по его словам, — система оценки качества.

— Мы должны уйти от ажиотажа вокруг ЕГЭ. И для учеников, и для учителей — это должно стать обычным явлением. ЕГЭ — это как бы подтверждение результатов обучения. Поэтому мы постепенно внедряем эту систему и на уровне начальной школы. Есть пилотные школы и районы, — отметил Энгель Фаттахов.

К качеству высшего образования в Татарстане в последнее время также высказывают множество претензий. Достаточно вспомнить недавнюю жаркую дискуссию на заседании Совета при президенте РТ по образованию и науке, где ректор КФУ Ильшат Гафуров разразился критикой в адрес вузов. Мол, наши заведения чуть ли не на полвека отстают от ведущих мировых университетов и готовят специалистов скорее для вчерашнего дня, нежели востребованных сегодня.

Энгель Фаттахов продолжил непростой разговор. В республике за четыре года оптимизировали 25 вузов и процесс еще продолжается. Впрочем, по его словам, сегодня создаются новые мощные образовательные центры. Например, крупный центр машиностроения по проекту «Иннокама» в Набережных Челнах, центр по нефтехимии на базе филиала КНИТУ в Нижнекамске, Альметьевская нефтяная академия, которая недавно вошла в структуру КФУ.

— По всей территории нашей республики будут мощные образовательные центры, чтобы наши выпускники школ могли получить высшее образование, не уезжая за пределы Татарстана, — подытожил Фаттахов.

1/24
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Василя Ширшова

Новости партнеров