Кто нас учит: треть учителей русского языка в Татарстане знают предмет хуже своих учеников

Срез знаний педагогов республики Минобраз проводит с 2015 года, двойку можно ставить учителям русского, татарского и информатики

Когда ученик превзошел учителя, но это не радует — примерно так можно описать результаты диагностического тестирования педагогов, которое в народе прозвали учительским ЕГЭ. Из них 1% не смогли преодолеть «порог», а 17,9% не набрали среднего балла единого госэкзамена в Татарстане по своему предмету. Причем особо «отличились» учителя ИКТ — 13% не набрали минимального количества баллов, а 38% не смогли дотянуть до среднего балла. Самыми образованными оказались биологи, подмочили репутацию педсообщества всего 6,8%. Подробности в материале «Реального времени».

Педагоги-двоечники

ЕГЭ для учителей провели, но итоги не озвучили, настолько печальными они оказались. Таблицу с результатами диагностического тестирования учителей демонстрируют на закрытых совещаниях, сопровождая вопросами «кто виноват и что делать?». Документ попал в редакцию «Реального времени», цифры там, мягко говоря, удивляют. Особенно это касается русского и татарского языков и информатики.

  • Из 1 274 сдавших профильный экзамен педагогов русского языка, восемь человек не прошли минимальный «порог», то есть, если бы они были учениками, аттестат об окончании средней школы им бы не дали. Не набрали средний балл ЕГЭ (в 2016 году он составил 73) по Татарстану 390 человек или 30,6%.
  • Из 2 368 учителей татарского языка не смогли преодолеть порог два человека, 1028 человек, или 43,4%, не дотянули до среднего балла, он составил 74,3.
  • Из 306 педагогов информатики 39 человек — это 13% — не набрали минимального количества баллов, а 118 человек, или 38,5%, не набрали средний балл, который составил 54.
  • Из 402 педагогов, сдавших ЕГЭ по обществознанию, 18 человек, или 12%, не преодолели минимальный порог, 120 человек, или 29,8%, не набрали средний балл, который по Татарстану в 2016 году был обозначен скромной цифрой 58.
Из 1 274 сдавших профильный экзамен педагогов русского языка, восемь человек не прошли минимальный «порог». realnoevremya.ru/Максима Платонова

Троечники с натяжкой

Продолжают список тех, за кого «весь класс краснеет», учителя химии. Из 211 человек четверо, или 2% от числа сдававших экзамен, не преодолели порог, 44, или 20,8%, не дотянули до среднего балла.

  • Из 1 388 учителей математики порог не смогли пройти 25 человек — это чуть менее 2%, средний балл не набрал 161 педагог, или 11,5%.
  • Из 380 педагогов физики трое не сдали ЕГЭ, 58 человек, или 15,2%, не набрали средний балл.
  • Географию сдавали 478 учителей, из них 10 человек, или около 2%, не преодолели «порог», а 75, или 15,6%, не набрали средний балл.
  • Из 508 историков 14 человек — это порядка 10% — не набрали минимального количества баллов, 50 человек, или 9,8%, не дотянули до среднего.

Твердые хорошисты

Лучше всего диагностическое тестирование прошли биологи. Из 454 педагогов трое не прошли порог — это менее процента, 31 человек — это 6,8% — не набрали средний балл по этому предмету по итогам ЕГЭ в 2016 году.

Всего «учительское ЕГЭ» в 2016 году сдали 11 622 человека. Из них 126 учителей не прошли порог чуть больше 1%, а не набрали средний балл 2 075 человек — 17,9% педагогов.

Из 1 388 учителей математики средний балл не набрал 161 педагог, или 11,5%. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Когда ученик превосходит педагога, но от этого грустно

Из этого среза знаний можно сделать еще один вывод, если сравнить средний балл, набранный учителями-предметниками и их учениками, сдававшими профильный предмет на ЕГЭ в 2016 году.

Удивительно, но педагоги-хорошисты, судя по данным, имеющимся в распоряжении «Реального времени», дают не такие хорошие знания своим ученикам, именно поэтому на их фоне выгодно смотрятся. Так, биологи на «учительском ЕГЭ» набрали в среднем 74 балла, а выпускники в ходе ЕГЭ в среднем — 53,6.

То же самое с историей: средний балл по тестированию у педагогов 62,4, у выпускников — 47,1

Математики-учителя написали ЕГЭ в среднем на 69,1 балла, а их ученики на 52,9.

Разница в 10 баллов у физиков, химиков и географов.

Практически на одинаковом уровне знания у учителей и учеников по обществознанию, русскому языку, татарскому языку и информатике. Педагогов по этим предметам, напомним, мы условно отнесли к «двоечникам». Самые печальные результаты у учителей информатики — своим ученикам они дали фору только в три балла. Сами набрали в среднем 57,9, а выпускники — 54 балла.

Это, конечно, прекрасно, когда ученик превосходит своего учителя. Но учитывая то, что выпускники изучают 14 предметов и вынуждены, чтобы попасть в вуз, знать хотя бы на «удовлетворительно» русский, математику и еще как минимум один предмет по выбору, а учителя сосредоточены только на профильном предмете, который усиленно изучали в вузе и преподают несколько лет в школе — это не совсем то, к чему надо стремиться.

Урок для учителя: педагогов снова посадят за парту

В Минобрнауки Татарстана, озадачившись провалом, решили провести тестирование выпускников педагогических вузов.

Не всех, конечно, только тех, кто изъявил желание. Самыми активными оказались выпускники Набережночелнинского педагогического университета. Испытать свои силы захотели 67% выпускников. На втором месте елабужский филиал КФУ: заявились 33,8% выпускников. Решили проигнорировать срез знаний студенты КФУ. Только 13% будущих педагогов рискнули пройти сертификацию.

Итоги вновь не обрадовали. 70% от максимального количества баллов набрали:

  • в Набережночелнинском педуниверситете 72% выпускников, сдававших экзамен,
  • в Казанском (Приволжском) федеральном университете — 51,1%,
  • в Елабужском институте КФУ — 37,2%.

Тему повышения квалификации учителей обсуждали на попечительском совете КФУ в марте этого года. Напомним, что сейчас отдельного педагогического вуза в Казани нет, подготовка учителей ведется в КФУ.

Учителя регулярно проходят повышение квалификации. Ректор КФУ Ильшат Гафуров посетовал, что сейчас этим занимается около 20 организаций, это ведет к размыванию ответственности и негативно сказывается на качестве подготовки. Он предложил сконцентрировать силы в КФУ. Кстати, КФУ потихоньку перетягивает госзаказ на повышение квалификации учителей. Если в 2016 году там обучилось 29% педагогов, то в этом будет 37%. Всего повышение квалификации в 2017 году пройдут 19 825 учителей.

Заваливших ЕГЭ не уволят, но и уговаривать работать в школе тоже не будут

ЕГЭ для учителей в Татарстане проводят с 2015 года, тестирование бывает в осенние каникулы. Педагогам предлагают решить задания, которые дают школьникам во время сдачи единого государственного экзамена. 2017 год не станет исключением. По предварительной оценке Ильдара Мухаметова, заместителя министра образования и науки Татарстана, за парты сядут 50% педагогов. Освобождены от проверки знаний учителя высшей квалификационной категории и те, кто недавно прошел аттестацию.

Как ранее рассказал Мухаметов корреспонденту «Реального времени», учителей, «заваливших» ЕГЭ, увольнять не будут.

— У нас нет цели уволить, наша цель — совершенствование. Тестирование мы проводим для выявления профессиональной компетенции педагогов, чтобы скорректировать свои дорожные карты, методическую работу. По результатам мы видим все западания и отрабатываем их, — сказал Ильдар Мухаметов

Вместе с тем и удерживать в школе учителей, не сдавших экзамен, не будут.

— Если человек после тестирования поймет, что учительство — это не его из-за того, что он не знает предмет, мы держать такого учителя не хотим. С нашими детьми должны работать высококвалифицированные педагоги. На местах примут решения сами учителя, если вдруг почувствуют, что не справились, — сказал замминистра.

Дарья Турцева

Новости партнеров