Где активы «ФОНа»: дольщикам рассказали об аресте дома Ливады и поисках офшоров на Кипре
На стройку в ЖК «МЧС» пригласили следователя, в комплексе нашли владельцев 10 и более квартир
Традиционный пятничный объезд в ЖК «МЧС» начался с диалога дольщиков со следователем ГСУ МВД по РТ. Говорили о поисках активов «ФОНа», которые могли бы помочь в достройке домов. Как стало известно «Реальному времени», арестован дом Анатолия Ливады, в Интерпол направлены запросы с просьбой найти офшоры застройщика, а в комплексе есть инвесторы с 10 и более квартирами. В блоках Д и В первого дома ждут инспекторов ГАСН для приемки работ по электрике, отоплению и сантехнике. В секции Б, где работа, по словам дольщиков, встала, решение найдено, результат обещают через неделю.
Дом Ливады под арестом, офшоры ищет Интерпол
В непривычном формате прошло сегодня пятничное заседание штаба в ЖК «МЧС». На стройку пригласили следователя ГСУ МВД по РТ Марину Пронозу — рассказать, как в рамках уголовного дела идет работа по выявлению активов застройщика. Но никакого ранее невыявленного имущества или оформленного на подставных лиц у «ФОНа», по ее словам, не нашли. Обременение наложено на активы всех организаций в составе ГК «ФОН», в том числе и на личное имущество руководителей компаний.
— Арестован дом Ливады, имеется в виду дом в Нижнем Услоне, там производственная база. Это большая территория, арест наложен на земельный участок и само строение, — сообщила Марина Проноза.
На все имущество «ФОНа» наложено обременение. Но в ГСУ МВД по РТ часто поступают запросы о снятии ареста с некоторых площадей, чтобы продать их и направить деньги на достройку домов. Здесь замглавы исполкома по вопросам градостроительной политики Азат Нигматзянов решил прояснить этот момент дольщикам. Оказалось, что прецедент по снятию ареста с активов «ФОНа» создали будущие жильцы «Царицынского бугра».
— Инициативная группа жильцов изъявила желание эти активы по тем ценам, по которым работают в первом доме, превратить в источники. Подписали соответствующее соглашение между подрядчиком, УКС, инициативной группой и «ФОНом» о том, что данный дом достраивается в счет покупки этих активов, — разъяснил Нигматзянов.
Вопрос согласовали с премьер-министром РТ Алексеем Песошиным, Минстроем РТ, и сейчас он находится на стадии решения. Дольщики также поинтересовались, как следствие ищет активы застройщика, выведенные за пределы России и, возможно, в офшорные зоны.
— ГСУ направило запросы в Интерпол, но это все не быстро, сами понимаете. Запросы отправлены, ответов пока нет, — ответила следователь.
«Ощущение, что не к дольщикам, а к инвесторам еду»
Спросили и о списке реальных дольщиков и владельцев трех и более квартир. По словам представителя ГСУ, он все время меняется, «потому что идет переуступка прав». И каждый раз нужно допрашивать новых покупателей. Тем не менее предварительный список составлен.
— Я был, мягко говоря, удивлен, потому что в списке очень много людей: и «физиков», и «юриков», которые обладают 10 и более квартирами. Что такое реальный дольщик? Если человек купил эти 10 квартир, по ФЗ №214 он дольщик, но, с другой точки зрения, если человеку негде жить, и у кого-то 10 квартир, в моральном понимании — это разные вещи, — отметил Азат Нигматзянов.
По той же причине даже присутствующих дольщиков попросили представляться поименно и называть количество квартир, которыми они владеют. «Не обижайтесь, будет неправильно, если сегодня город, республика вместо того, чтобы активы попали в бюджет, направит на то, чтобы решать вопросы бизнеса. Я считаю, что те, кто купили 10 и более квартир — это все-таки бизнес» — пояснил Нигматзянов.
По той же причине всех дольщиков приглашают в ГСУ для дачи показаний. Следователь сообщила, что в ЖК «МЧС» осталось допросить еще 500 человек. Часть из них проходят по делу как свидетели, остальные — как потерпевшие. У последних в дальнейшем в суде будет право на компенсацию за ущерб.
Дольщик третьего дома вернул разговор к теме подставных лиц, через которых «ФОН» продавал квартиры. Семья мужчины также купила жилплощадь у одного из таких перекупщиков — по фамилии Семичихин.
— Это явно подставное лицо. Потому что день в день оформили договор. Сначала между Семичихиным и «ФОНом», и тут же, через 15 минут, — договор переуступки с нами. Это однозначно аффилированное лицо, и, если у него имеется 10 и более квартир, — это явно скрытые активы «ФОНа». Мы даже деньги Семичихину в руки не давали, а сразу отдали их бухгалтеру «ФОНа», то есть Семичихина за шкирку притащили, он быстренько написал расписку и убежал. Может ли реальный владелец квартиры так относиться к своим деньгам? — справедливо заметил дольщик.
Марина Проноза сообщила, что следствие проверяет и эту информацию. По ее словам, Семичихин, Мамлеев и Хафизов (всех троих дольщики называют перекупщиками «ФОНа») большую часть квартир уже реализовали, а те, что еще остаются, под арест не попали. При этом только один из них — Хафизов, проходит по делу как подозреваемый, остальные — в статусе свидетелей.
Чтобы точно узнать всех владельцев квартир и какую оплату они внесли, исполком поручил УЖП на время приостановить процедуру переуступки прав. По словам Нигматзянова, конечные списки помогли бы найти скрытые активы «ФОНа», которые можно было бы использовать для достройки домов.
— Когда я предварительный список увидел, у меня уже желание пропало сюда ездить. Такое ощущение, что я общаюсь не с дольщиками, а с инвесторами. Хотя сюда-то, может, приходят дольщики, — посетовал замглавы исполкома.
На пятый дом есть подрядчики и посильнее
Жительница Набережных Челнов приехала на встречу штаба с вопросом о судьбе домов 3/4. Женщина рассказала, как обошла несколько подрядчиков, и те не отказались приходить достраивать высотки. Однако ей объяснили, что отпугивает компании, когда они все-таки доходят до стройки, так же, как это уже было с фирмой «Грань». Речь об обременении в виде квоты МЧС.
Инициативная группа этих домов передала свои предложения городу. В частности, часть денег от передачи земли новому застройщику вблизи ЖК «МЧС» «выделить дольщикам домов 3/4 в счет доли обременения эмчеэсовцев для оплаты проекта и экспертизы наших домов». Люди выразили готовность к доплатам, просят оставить в дольщиках «физиков» и «юриков», подтвердивших свое право в суде, продлить срок аренды земли под стройкой и т.д.
По пятому дому люди просили диалога с УКС, «ФОНом», и «СКА-Строй». Подрядчик уже определил цену, но дальше этого не пошло. «У нас на эту площадку есть подрядчик посильнее «СКА-Строй», но мне нужно время», — сообщил Нигматзянов.
В части работы с Росимуществом на следующей неделе дольщикам обещали сообщить входящий номер письма, которое получат из Татарстана в федеральном ведомстве. Правда, речь пока не об окончательном варианте документа. Тем не менее все замечания федералов уже отработаны, заверил замглавы исполкома.
«Вашу боль я тоже понимаю, но я как между молотом и наковальней»
Представителей блока Г из первого дома вновь нечем утешить: «источников пока нет», сообщил Азат Нигматзянов. На этом разговор в штабе завершили и перешли к обходу стройки. Осмотрели колодец во дворе, заглянули в подвал и квартиры блока Д, В и Б. В последней секции возникла проблема с подорожанием сметы в 1,5 раза. По словам дольщиков, с прошлого четверга работа в блоке не идет. Но сразу после обхода представитель исполкома поспешил успокоить будущих жильцов обещанием: «Блоком Б занимаемся, через неделю увидите, что здесь происходит».
По секциям В, Д и Е сейчас готовят окончательные соглашения с подрядчиком, чтобы можно было назвать дольщикам конкретные сроки работ.
— Есть такая проблема, все-таки источники с подрядчиками надо подкреплять. Этого пока не происходит. Вашу боль я тоже понимаю, но я сейчас как между молотом и наковальней. Через неделю будет более ясно, — сообщил замглавы исполкома.
В блок В и Д собираются подать заявку в ГАСН по трем видам работ: электрика, сантехника и отопление. Представители пятого дома пожаловались, что с их площадки воруют стройматериалы, даже забор хотели унести. Вопрос с охраной обещали решить.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.