Спасать «погорельцев» Татфондбанка будут по примеру дольщиков «ФОНа»?

Комитет Госсовета Татарстана одобрил законопроект о помощи пострадавшим клиентам банков землей

Спасать «погорельцев» Татфондбанка будут по примеру дольщиков «ФОНа»?
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Сегодня Комитет по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Госсовета рассмотрел изменения в Земельный кодекс РТ. Основным пунктом были нововведения, связанные с расширением перечня оснований, по которым будет разрешено предоставлять инвесторам земельные участки без торгов, только с разрешения президента Татарстана. Парламентарии предложили дополнить кодекс пунктом, который позволит средства от передачи земли использовать в интересах клиентов рухнувших банков. Самих «погорельцев» новость не воодушевила.

Землю — «погорельцам»

Клиентам лопнувших банков помогут землей — вопрос практически решенный. Комитет по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике сегодня рекомендовал Госсовету принять предложение сразу в первом и третьем чтениях.

Речь идет о внесении изменений в Земельный кодекс Татарстана. Его депутаты предлагают дополнить еще одним пунктом. Суть в том, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальный собственности, без торгов будут предоставлять для реализации масштабных инвестиционных проектов, при условии, что средства, полученные от коммерческого использования этого участка, будут переданы в фонд помощи пострадавшим от банковского кризиса.

Сейчас законом предусматривается передача земельных участков без проведения торгов, если целью инвестиционного проекта, размещенного на этой земле, является один из четырех пунктов:

  1. Создание или увеличение количества рабочих мест;
  2. Требование к предполагаемому объему инвестиций;
  3. Увеличение ежегодных поступлений от налогов, взимаемых на территории Республики Татарстан;
  4. Строительство индивидуальных жилых домов и (или) многоквартирных жилых домов для предоставления мер по защите прав граждан — участников долевого строительства многоквартирных домов, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков.

Пятым пунктом будет: «Поддержка лиц, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков, а также лиц, пострадавших от деятельности кредитных или иных финансовых организаций, зарегистрированных на территории Республики Татарстан».

Напомним, в отношении дольщиков такой вариант пытаются реализовать в ЖК «МЧС», но там речь идет о федеральной земле, и с ее передачей — далеко не все гладко. А сегодня такого же решения потребовали и «свеевцы», указывая на муниципальные земли.

«Говорить пока не о чем. Это догадки»

Об изменениях в Земельных кодекс докладывал замминистра земельных и имущественных отношений Сергей Демидов, депутаты просили его уточнить, каким образом пострадавшим клиентам лопнувших банков будет оказана поддержка.

— Мы предлагаем следующий алгоритм, и он, скорее всего, будет основным: мы передаем инвестору инвестиционно привлекательные земельные участки, на которых будут реализовываться проекты. Часть средств от реализации данного проекта пойдет на удовлетворение требований лиц, пострадавших от действий финансовых, кредитных организаций и недобросовестных застройщиков, — ответил Сергей Демидов.

Какие это земли, есть ли конкретные проекты, которые могут быть реализованы на них, какой объем составит «часть средств» — таких подробностей нет. В Минземимуществе оперативно ответить на вопросы «Реального времени» не смогли. Учитывая эту неопределенность, новость самих пострадавших клиентов рухнувших банков никак не воодушевляет.

— Пока не о чем говорить. Какая земля и где — это догадки, это не озвучено, и оценить ее инвестиционную привлекательность не представляется возможным. И это решение не отменяет наших планов по формированию пула пострадавших, участия в процедуре банкротства — это наши намерения, к которым мы стремимся и будем идти, — говорит Александра Юманова, активист Союза пострадавших клиентов Татфондбанка и «ИнтехБанка».

По словам Юмановой, потери физлиц и юрлиц, державших деньги в Татфондбанке и «ИнтехБанке», составляют около 67 млрд рублей: 20 млрд — физлица и 37 млрд — юрлица.

— Сейчас в нашу армию снова добавляются «дэушники» — это еще 2,5 млрд, сначала их обнадежили, но теперь массово отказывают, а может, и заставят еще деньги назад вернуть. Плюс АСВ — им тоже деньги нужны, — сказала Александра Юманова «Реальному времени».

По словам Юмановой, потери физлиц и юрлиц, державших деньги в Татфондбанке и «ИнтехБанке», составляют около 67 млрд рублей. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Ранее «Реальное время» писало о массовых отказах Вахитовского районного суда в удовлетворении исков клиентов «ТФБ Финанс», которые утверждают, что стали жертвами мошенничества со стороны банка.

От идеи «скинуться» по 1% до земельного госфонда

Напомним, идея госфонда для спасения клиентов банка возникла еще в марте этого года в рядах пострадавших вкладчиков. Тогда активисты движения предложили крупным госкомпаниям республики «скинуться» по 1% от прибыли для выплат всем категориям клиентов, чьи деньги были похоронены под руинами Татфондбанка. Однако правительство РТ идею отклонило.

Тем не менее мысль о создании госфонда не забыли, а, судя по всему, вариант взяли в проработку. Официально вернулся к идее спустя полтора месяца уже президент РТ Рустам Минниханов. 26 апреля, докладывая президенту РФ Владимиру Путину об экономической ситуации в регионе, он отдельно остановился на этом вопросе.

«Конечно же, нам придется найти механизм: мы планируем создать специальный фонд, чтобы той категории вкладчиков, которые не смогут получить за счет распродажи, если активов не хватит, оказать поддержку», — сообщил тогда Минниханов. Никаких подробностей о новой структуре в правительстве РТ не раскрывали.

Идея госфонда для спасения клиентов банка возникла еще в марте этого года в рядах пострадавших вкладчиков. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Кроме идеи земельного госфонда, существует еще несколько вариантов создания фондов, предлагаемых различными силами. Во-первых, сохраняется идея заработать на облигациях федерального займа. Этот вариант предполагает, что один из действующих банков мог бы получить кредит Центробанка, вложить в ценные бумаги и формировать фонд спасения из полученной прибыли. Другой вариант — «народной санации» — предполагает, что бывшие клиенты Татфондбанка из числа юрлиц открывают свои расчетные счета в неком банке-партнере. В качестве платы за этот ресурс от банка будет требоваться производить регулярно выплаты пострадавшим клиентам. Наконец, сохраняется фонд выкупа банковских долгов Булата Бакеева.

Какой из этих проектов удастся воплотить — пока непонятно.

Дарья Турцева, Дмитрий Семягин

Новости партнеров