Экспедиция историков в Германию: немецкие тюркологи, места памяти Джалиля и Татарская башня XIII века
Возвращение памяти: Институт истории им. Ш. Марджани начал изучать мемориальное наследие татарских солдат в Европе
На этой неделе группа казанских ученых из Института истории им. Ш. Марджани по заданию президента Татарстана Рустама Минниханова съездила в ФРГ. Главная миссия поездки историков — выявить и изучить захоронения татар в Европе. Также они провели презентацию сборника «Золотая Орда в мировой истории» (The Golden Horde in World History). Колумнист «Реального времени» Лилия Габдрафикова, посещавшая Германию в составе делегации, недавно вернулась из-за границы и специально для нашей интернет-газеты написала колонку по итогам первого этапа научного вояжа.
Рука об руку с немецкими исследователями
21 апреля 2017 года, скромный зал ратуши маленького немецкого городка Гарделегена. Сотрудники ратуши Руперт Кайзер и Габриэла Винкельман в окружении местных журналистов ждут гостей из Татарстана. Многие из них впервые слышат о татарах и с трудом записывают татарские слова. Между тем земля Гарделегена, впрочем, как и многие другие уголки Германии, хранят память о татарских солдатах разных войн. Когда-то в зале ратуши Гарделегена висело 12 деревянных люстр. В 1916 году их сделал военнопленный — некий казанский татарин Насибулла. То ли по своему желанию, то ли по указанию заказчика его имя было вырезано на люстрах. Пронзительная тоска по Родине даже через сто с лишним лет будто прорывается через эти деревянные узоры. Мы можем предположить, что это мог быть Гамаетуллин Насибулла — рядовой 14-й роты 138-го Болховского полка, пропавший без вести в июне 1915 года. Полный список потерь этого полка опубликован в нашей совместной с Халимом Абдуллиным монографии «Татары в годы Первой мировой войны (1914—1918 гг.)». Неизвестно как сложилась дальнейшая судьба мастера Насибуллы, вернулся ли он на Родину после репатриации в 1920-е годы или же его последней обителью стала германская земля. Но среди захоронений Вюнсдорфского лагеря недалеко от Цоссена, где он содержался, нет ни одного Насибуллы.
В двух мировых войнах XX века погибло более полумиллиона солдат-татар, многие из которых были захоронены на территории государств Европы. К сожалению, до последнего времени специальных исследований по учету таких захоронений не проводилось. В России братские могилы и воинские кладбища находятся под особой защитой общества и государства. В то время как о мемориальных местах солдат, в частности из числа татар, за пределами России имеется скудная и отрывочная информация. Поэтому в 2017 году Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ под руководством академика Рафаэля Хакимова начал реализацию масштабного проекта по выявлению и изучению мемориального наследия в Европе. По итогам этой работы планируется подготовка и издание Сводного каталога кладбищ и захоронений воинов, призванных из Казанской губернии и ТАССР.
В апреле этого года начались полевые исследования по данной программе. Истинные масштабы задуманной работы выяснились уже на месте. Для первого этапа были выбраны районы Нижней Саксонии, Саксонии-Анхальта и Бранденбурга. Здесь практически в каждой местности имеются военные некрополи (Kriegsgräberstätte), иногда захоронения солдат можно найти на общегородских кладбищах. Почти на каждом кладбище мы встречали татарские имена. За этими могилами в силу своих возможностей ухаживают местные жители. Сохранение памяти о жертвах войны — это неотъемлемая часть национальной идеологии Германии. Неслучайно в эти мероприятия активно вовлекают школьников. Это и акт покаяния, и вложение в гуманистическое будущее страны, где одна из задач воспитания подрастающего поколения — формирование уважения к личности. Здесь нет перекладывания ответственности за ужасы истории на мифическую власть — это сделал конкретный человек и его поддержали такие же люди. Поэтому многочисленные музеи и мемориалы на местах бывших лагерей ищут ответа на неудобные вопросы прошлого.
К проекту Института истории им. Ш. Марджани активно подключились и местные исследователи: сотрудники научных центров, музеев и архивов, а также просто неравнодушные люди. Мы благодарны голландскому историку Корнелиусу Адмиралу, который сопровождал нас по району Эмсланд. В годы Второй мировой войны здесь существовало 15 лагерей, где содержались как немцы (противники режима), так и военнопленные. По его словам, в этой местности изучение лагерного прошлого получило особое развитие именно в последние годы, и проводится огромная работа по увековечиванию исторической памяти. Действительно, различные информационные стенды, скульптурные группы можно увидеть не только на кладбищах или в местах лагерей, но и там, где работали военнопленные. Например, на бывших торфяных разработках вдоль северо-южной трассы Германии.
Одним из ключевых мемориальных объектов на северо-западе Германии является музей в Эстервегене. Директор музея Курт Букк поражает своим энтузиазмом. Он не только администратор и хранитель музейного фонда, но и фанатичный исследователь. Поэтому приезд татарских ученых, увлеченных аналогичной идеей поиска, он встретил с большим воодушевлением. Даже поверхностное ознакомление с документальным фондом музея Эстервегена выявило сразу несколько уроженцев Татарстана. Например, Мотыг Кафиатуллин, (Казань), Епифан Контрабаев (Казань), Сафа Валиуллов, Хадий Ситдиков (Пестречинский район). Безусловно, в окончательном реестре эти данные будут опубликованы уже в полном виде.
По следам Мусы Джалиля и Абдуллы Алиша
Пожалуй, самый знаменитый татарский узник времен Второй мировой войны — это Муса Джалиль. Мы не могли не посетить и места памяти, связанные с ним. Это специальное помещение с театральным занавесом в тюрьме Плётцензее в Берлине (часть музеифицирована, остальная часть тюрьмы и ныне действует). Здесь же казнили другого татарского писателя — Абдуллу Алиша (сейчас по его сказкам созданы татарские мультфильмы). Эти бедные деревенские парни, следуя эху дореволюционного джадидизма, выучились грамоте и писали татарские стихи и сказки для детей. Но их публично казнили как страшных государственных преступников (объявления о готовящихся казнях публиковались в газетах). В холодном помещении с торчащими в потолке крючками эта горечь истории ощущается особенно сильно.
Последние месяцы жизни Джалиля и его соратников прошли в маленьком городке Вюстрау. Директор местного музея истории Бранденбург-Пруссии Штефан Тайлиг показывает нам зал в частном здании, где собирались джалиловцы. Пропагандистский лагерь находился на берегу небольшой речки. В этом месте, как и в том зале, еще нет мемориальных табличек. Штефан определяет место лагеря, сопоставляя его со старыми фотографиями. Высокие деревья все те же, что и 73 года назад, а среди дикой зелени на берегу той самой речки пробился красный тюльпан. Почти как красная ромашка из стихотворения Мусы Джалиля…
Штефан Тайлиг, как и его коллега Мисте Хотопп-Рике, не просто историки, они еще и татароведы. В отличие от немецких журналистов, хорошо представляют историю татар: от Золотой Орды вплоть до татарских военнопленных времен двух мировых войн. Свои научные интересы они объединили вокруг Института кавказских, татарских и туркестанских исследований (ICATAT) в Магдебурге. Именно по их инициативе в конце мая этого года в Музее исламской культуры в «Кул-Шарифе» планируется проведение выставки, посвященной мусульманскому наследию в Бранденбурге. Та самая люстра Насибуллы из ратуши Гарделегена также будет экспонироваться на этой выставке.
К первой мировой и средневековым войнам
Если на северо-западе Германии были сконцентрированы в большей степени лагеря времен Второй мировой войны, то в Бранденбурге немало мест, связанных и с Первой мировой войной. Именно здесь на кладбище пропагандистского лагеря Вюнсдорф (г. Цоссен) сохранился памятный знак, установленный самими татарскими военнопленными в 1916 году в честь своих умерших товарищей. Первые смерти среди военнопленных этого лагеря датируются апрелем 1915 года (Ахметлатиф Ахметзянов, Хабибулла Файзуллин). Люди умирали в лагере и после окончания войны, так и не дождавшись репатриации — разрешения на возвращение. 19 декабря 1920 года здесь скончался Халиулла Сейфуллин.
Конечно, захоронения Вюнсдорфского лагеря составляют далеко не полный список потерь татарского народа в военном плену. Но здесь сохранилось наибольшее количество могил (более 1000). На этом кладбище хоронили не только российских мусульман. Обращают на себя внимание ухоженные ряды надгробий мусульман-индусов. Мемориал был устроен британским правительством. Имена же татарских солдат увековечены на общем памятном столбе. Сами могилы имеют лишь буквенные обозначения, там нет имен. Но их можно сопоставить с тем самым списком на столбе и устроить отдельные памятники. Данная практика реставрации довольно распространена в Германии: мы видели отдельные надгробия или мемориалы, устроенные как разными правительствами (например, Польши, Голландии), так и частными лицами — потомками военнопленных. К слову, некоторые страны (например, Франция) перенесли останки своих солдат на родину, а на месте гибели оставили лишь памятные знаки.
Надо отметить, что не только войны начала XX века привели татарских солдат на территорию Европы. В Германии сохранились и более древние военные захоронения татар, поэтому исследователям предстоит открытие и этих пластов истории в этой стране. Неслучайно сохранившаяся часть городской стены Магдебурга носит название Татарская башня (Tatarenturm). Она была возведена еще в 1241 году. Местные жители в страхе ждали наступления воинственных кочевников с другого берега Эльбы. Спустя столетия потомкам тех, кто стоял по разные стороны стены, предстоит изучение нашей общей истории. Поэтому большой интерес вызвал у научной общественности Германии выход монографии «Золотая Орда в мировой истории» (The Golden Horde in World History) на английском языке (издана при поддержке группы компаний «ТАИФ»). В рамках поездки презентация издания прошла в Магдебурге (ITACAT) и Берлине (Национальная библиотека).
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Лилия Рамилевна Габдрафикова — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан. Колумнист «Реального времени».
- Окончила исторический факультет (2005) и аспирантуру (2008) Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
- Автор более 70 научных публикаций, в том числе пяти монографий.
- Ее монография «Повседневная жизнь городских татар в условиях буржуазных преобразований второй половины XIX — начала XX века» удостоена молодежной премии РТ 2015 года.
- Область научных интересов: история России конец XIX — начало XX века, история татар и Татарстана, Первая мировая война, история повседневности.