Михаил Черепанов: «Легионерам, выжившим после лагерей, до сих пор не удается доказать свою невиновность»
Как бойцы легиона «Идель-Урал» спасли честь татарского народа. Часть 2
Заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны, колумнист «Реального времени» продолжает вспоминать исторический переход 825-го батальона легиона «Идель-Урал», созданного немцами, на сторону партизан. В продолжение к предыдущей авторской колонке он сообщает, что не только Муса Джалиль начал работу по разложению фашистских подразделений, созданных из военнопленных. Имена многих настоящих героев остались забытыми, а клеймо «предатель» даже после смерти не снято.
Безвестные бойцы невидимого фронта
У того, кто внимательно читал книги о подпольной деятельности Джалиля и джалильцев, наверняка возникали сомнения, связанные с некоторой несостыковкой хронологии событий. Почти в каждом исследовании напрямую увязывается работа Джалиля-Гумерова в культвзводах легиона с переходом 825-го батальона на сторону белорусских партизан. Об этом говорил и Гази Кашшаф в книге «По завещанию Мусы Джалиля» (Казань, 1984), и Исхак Забиров в брошюре «Джалиль и джалильцы» (Казань, 1983), и Рафаэль Мустафин в книге «По следам оборванной песни» (Москва,1981), и Роберт Бикмухаметов в указанном ранее труде. Все авторы, прослеживая путь политрука Залилова после его пленения под Новгородом в июне 1942 года, упоминают факт, что по-настоящему принимать участие в подпольной работе он смог лишь с марта 1943-го, когда его переводят наконец в специальный лагерь в Вустрау под Берлином.
Исхак Забиров описывает переход 825-го батальона легионеров к партизанам, указывая дату: 14 февраля 1943 года получен приказ выступать в Белоруссию, 23 февраля — произошло восстание.
В очерках об одном из джалильцев — Ахмете Симаеве — многие исследователи признают: это был профессиональный журналист, подготовленный разведшколой для деятельности в тылу врага, заброшенный через линию фронта еще в феврале 1942 года. Есть предположение, что и в комитет «Идель-Урал» А.Симаев был внедрен для ведения подрывной работы уже в конце 1942 года. Именно под его руководством осуществлялся набор военнопленных татар и башкир в тот самый батальон, что восстал против немцев. Именно Симаев руководил изданием и распространением патриотических листовок по лагерям. Он же, по свидетельству Салиха Ганеева, нашел Джалиля в лагере для военнопленных и разъяснил возможность подпольной работы в легионе. Именно под его ответственность военнопленного Гумерова-Залилова перевели в комитет «Идель-Урал». Известно и то, что Симаев поручил Джалилю сформировать группу для связи с Красной армией. Именно за эту связь (по рации или через посыльных) немцы впоследствии приговорили Симаева к смертной казни в одном списке с Джалилем. Известно и то, что Симаев сам писал стихи и переводил на русский язык стихи Джалиля.
Все это говорится как бы между строк. Но это те самые упрямые факты, которые существенно меняют суть дела. Не с появлением Джалиля началась подпольная работа в легионе «Идель-Урал». И уж тем более велась она не под его руководством.
Приходишь к такому выводу и подробнее изучив деятельность еще одного так называемого «джалильца» — Абдуллы Алиша. Исхак Забиров в своем очерке об этом детском писателе, литературном сотруднике Татарского радиокомитета хотя и пытается оговориться, что до появления Джалиля подпольной организации в легионе не было, все же признает: «Абдулла Алиш проводил большую пропагандистскую работу среди военнопленных по подготовке к борьбе против врага еще до встречи с Джалилем».
Оставим на совести джалилеведов и утверждение, что именно Муса убедил Алиша надеть форму легионера, чтобы начать активную борьбу в подполье. Суть не в этом.
Главное, что официальная пропаганда все эти годы всячески подтасовывала факты таким образом, чтобы ограничить деятельность легионеров подпольным кружком под руководством Джалиля. То ли под давлением цензуры, то ли не решаясь поднять вопрос о политической реабилитации легионеров как таковых, исследователи постоянно оставляли за кадром масштабы антифашистского движения в национальных легионах.
Напомню, что только батальоны легиона «Идель-Урал» находились в нескольких городах Польши, Германии, Франции и Голландии. А подпольные группы легионеров действовали еще и в Чехословакии. И число участников этой деятельности намного превосходило официально признанную группу джалильцев. Их работа и героизм были признаны сталинской (а точнее, уже хрущевской) официальной пропагандой лишь в конце 50-х — начале 60-х годов, когда стало известно, что 11 подпольщиков были казнены.
Остальные легионеры либо были расстреляны частями НКВД, либо как предатели приговорены к различным срокам каторги и лагерей пострашнее тех, в которых их содержали фашисты.
С клеймом предателя
Тот факт, что ни один батальон легиона «Идель-Урал» не принимал участия в карательных и боевых действиях на стороне врага — факт, давно доказанный исследователями биографии Мусы Джалиля. Доказано, что оставшиеся после восстания батальоны легиона были расформированы самими гитлеровцами как политически неблагонадежные. Многим легионерам удалось попасть в отряды французских партизан, но большинство было возвращено в концлагеря в Германии и Польше.
Тем из легионеров, которые выжили после немецких и советских лагерей, до сих пор не удается доказать свою невиновность. Даже факты их участия в Сопротивлении остаются секретами КГБ. В каждом из районных военкоматов республики можно найти письма с грифом «совершенно секретно», которые содержат информацию о службе того или иного человека в легионе «Идель-Урал». Такие письма и сейчас являются основанием для лишения участников войны, бывших военнопленных, тех мизерных льгот, которые еще существуют в нашем государстве. Более того, принадлежность к легиону официально до сих пор считается предательством. Это вам подтвердит любой военком. Легионеры, имевшие дерзость не только не погибнуть в немецких застенках, но и не склонить голову перед врагом, умирают с тяжким клеймом предателей Родины. И эта печать позора лежит на всех родственниках. Особенно если семья живет в селе.
Именно ради немногих оставшихся в живых легионеров, ради памяти о тех, кто не дожил до реабилитации, ради их детей, наконец, ради высшей справедливости давно пора заявить во всеуслышание: полвека назад совершили подвиг не только 11 джалильцев. Народная намять должна чтить имена не только тех, кто казнен вместе с поэтом-героем. Были в легионе сотни и тысячи наших земляков, которые даже во вражеской форме оставались верными Отчизне. Забвение, как и сталинские репрессии, наносит смертельный удар по чести этих людей, а в конечном счете — по национальному самосознанию всего народа Татарстана (в легионе были не только татары). Так, может быть, хотя бы полвека спустя после массового подвига, совершенного легионерами в лесах под Витебском, восторжествует справедливость? Для этого нужна политическая реабилитация всех тех легионеров, которые не запятнали своего имени сотрудничеством с врагом, кто участвовал в подпольной работе, антифашистском Сопротивлении или просто был военнопленным. Нужен указ президента Республики Татарстан о необходимости реабилитации членов антифашистского Сопротивления, бывших военнопленных, более внимательное изучение истории этого формирования, тщательная запись воспоминаний легионеров, которые еще живут в разных районах нашей республики и за ее пределами.
Примечание
20 июля 1994 года принят Закон Республики Татарстан «О дополнительных льготах и социальных гарантиях граждан Республики Татарстан, награжденных медалью «За победу над Германией в 1941—1945 годах»...», в соответствии с которым бывшие военнопленные, в том числе и легионеры, приравнены к участникам войны на территории Татарстана.
Два документа из жизни легионера
До сих пор это событие Великой Отечественной войны и, пожалуй, истории татарского народа остается малоизвестным даже для жителей нашей республики. Между тем и докторская диссертация профессора Искандера Гилязова «Легион «Идель-Урал», и документальное расследование писателя Рафаэля Мустафина в соавторстве с кандидатом исторических наук Рустэмом Гайнетдиновым «Провал операции «Шаровая молния», и несколько публикаций автора этих строк убедительно доказали, что именно эта попытка легионеров в количестве целого батальона была началом развала гитлеровских планов использовать советских военнопленных на фронте в качестве «пушечного мяса». Этот переход стал результатом смертельно опасной, но эффективной подпольной деятельности советских патриотов-офицеров, известных многим под именем джалильцев-курмашевцев в глубоком тылу врага.
Подробный рассказ о подвиге наших диверсантов в составе воинской части вермахта — легиона «Идель-Урал» — лег в основу документального фильма «Война непрощенных», снятого в 2015 году режиссером Денисом Красильниковым. Цель фильма — рассказать подробности того события, поставить главный вопрос: кем были легионеры, перешедшие на сторону партизан — предателями или антифашистами?
В начале 90 годов я руководил рабочей группой редакции Книги Памяти Республики Татарстан, нам было поручено изучить более 30 тысяч фильтрационных дел бывших военнопленных, вернувшихся живыми. Более 7 тысяч из них побывали в легионах вермахта. Нелегко было найти их имена в списках пропавших без вести, чтобы они не попали в Книгу Памяти. Но предателями их назвать уже тогда не решался никто из тех, кто знакомился с подробностями дел. Сколько ни пытались следователи НКВД выбить из бывших узников фашистских лагерей признание о сотрудничестве с гитлеровцами, об участии в карательных операциях против партизан, им это не удавалось.
Полицаи и предатели были известны еще до ареста и допроса. Их либо казнили, либо сделали секретными агентами НКВД в лагерях. А подавляющему большинству побывавших в легионе «Идель-Урал» скрывать и стыдиться было нечего. Свидетельствуют об этом не только наши архивы, но и немецкие.
Предлагаю вниманию читателей лишь два документа о жизни одного из легионеров, уроженцев нашей республики, чудом выжившего на фронте. Судите сами, кем его считать — предателем или защитником Отечества.
Центральный государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан. 9 февраля 2016, № 81 «ф»
Архивная справка
В фильтрационно-проверочных делах Комитета госбезопасности ТАССР имеются следующие сведения о Хазиеве Зиннуре Хазиевиче, 1918 года рождения, уроженце д. Уразбахтино Мамадышского района ТАССР.
Будучи военнослужащим Советской Армии, на фронте Отечественной войны в 1941 году сдался в плен к немцам. Находясь в плену, в лагере военнопленных в г. Сельцы (Польша), в 1942 году добровольно вступил на службу в Волго-татарский легион «Идель-Урал». Там же принял присягу на верность службы фашистской Германии, проходил военную подготовку и был зачислен для прохождения службы в 1-825 батальон Волго-татарского легиона «Идель-Урал».
В составе 825-го батальона в 1943 году на территории Белоруссии, в районе г. Витебск, принимал участие в боевой операции против советских партизан. Будучи легионером, выдавал себя за Харитонова Зиннура.
В апреле 1943 года в числе 20 легионеров совершил побег и перешел на сторону советских партизан в районе г. Витебск (партизанская бригада Молчанова).
Летом 1943 года партизанский отряд присоединился к частям Советской Армии.
Других сведений не имеется.
Основание: фонд 8233, ф.д. 2003, лл. 5 об, 7, 7 об., 27 об., 33, 106, 137; ф.д. 15631, л. 4.
Директор В.Г. Хамидуллина
Наградной лист
Хазиев Зиннур (Х)азиевич, 1918 года рождения, д. Уразбахтино Мамадышского района ТАССР. Сержант, командир отделения 8-й стрелковой роты, 747-го стрелкового Келецкого ордена Богдана Хмельницкого полка 172-й стрелковой Павлоградской ордена Суворова дивизии.
Представляется к званию Героя Советского Союза.
Национальность — татарин. Беспартийный.
В Красной армии с сентября 1938 года.
Призван Мамадышским райвоенкоматом Татарской АССР.
Участник Отечественной войны с июля 1941 года, служил на Западном, Прибалтийском и Первом Украинском фронтах.
10 июля 1941 года легко ранен в Белоруссии, 10 декабря 1943 года тяжело ранен на Прибалтийском фронте. Ранее не награждался.
16 апреля 1945 года при форсировании реки Нейсе (Польша) первым со своим отделением переправился на западный берег реки, где ворвался в траншеи противника, навязал ему бой, тем самым отвлек огонь противника на себя и дал возможность нашим войскам беспрепятственно переправиться через реку.
В результате боевых действий отделения тов. Хазиева и быстрой переправы остальных подразделений полка было уничтожено 150 немецких солдат и офицеров, захвачено в плен 45 солдат противника, которые дали весьма ценные сведения.
18 апреля 1945 года при форсировании реки Шпрее под градом пуль и разрывами снарядов в момент переправы тов. Хазиев, пренебрегая смертью, первым бросился в брод и увлек за собой остальных бойцов. Переправившись одним из первых на западный берег реки Шпрее, быстрым броском ворвался в траншеи противника, где уничтожил 6 немецких солдат и 5 захватил в плен. За беспримерное геройство, храбрость и отвагу достоин высокой правительственной награды — присвоения звания «Герой Советского Союза».
Командир 747-го стрелкового полка полковник Помазков. 2 мая 1945 г.
Достоин звания «Герой Советского Союза».
Командир 172-й стрелковой дивизии гвардии генерал-майор Краснов. 12 мая 1945 г.
Достоин звания «Герой Советского Союза».
Командир 10-го стрелкового корпуса генерал-лейтенант Пузиков. 16 мая 1945 г.
Наградить орденом Красного Знамени.
Командующий войсками 13-й армии генерал-полковник Пухов,
член Военного Совета генерал-майор Козлов. 20 мая 1945 г.
Орден вручен 25 мая 1945 г.
И такая судьба — далеко не исключение. Посетители нашего Музея-мемориала при желании могут увидеть копии наградных документов и архивных дел, подтверждающие участие в антифашистской борьбе сотен других бойцов легиона «Идель-Урал».
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Михаил Валерьевич Черепанов — заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского кремля; председатель ассоциации «Клуб воинской славы»; заслуженный работник культуры Республики Татарстан, член-корреспондент Академии военно-исторических наук, лауреат Государственной премии РТ.
- Родился в 1960 году.
- Окончил Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина по специальности «Журналистика».
- С 2007 года работает в Национальном музее РТ.
- Один из создателей 28-томной книги «Память» Республики Татарстан о погибших в годы Второй мировой войны, 19 томов Книги памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан и др.
- Создатель электронной Книги памяти Республики Татарстан (списка уроженцев и жителей Татарстана, погибших в годы Второй мировой войны).
- Автор тематических лекций из цикла «Татарстан в годы войны», тематических экскурсий «Подвиг земляков на фронтах Великой Отечественной».
- Соавтор концепции виртуального музея «Татарстан — Отечеству».
- Участник 60 поисковых экспедиций по захоронению останков солдат, павших в Великой Отечественной войне (с 1980 года), член правления Союза поисковых отрядов России.
- Автор более 100 научных и научно-просветительских статей, книг, участник всероссийских, региональных, международных конференций. Колумнист «Реального времени».