«Их нравы»: как османский обычай собирать апрельский дождь дожил до нас

Традиция, заложенная поэтом Джелаледдином Руми, дожила до времен Ататюрка

Казанский исследователь Булат Ногманов, чьи публикации, как выяснилось, читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о том, как культура древней Османской империи проникла в быт современной Турции. В своей сегодняшней колонке он рассказывает о… собирании дождевой воды.

Как говорил Мавляна…

Во многих городах современной Турции сохранилась старая традиция собирать апрельскую дождевую воду. Считается, что эта вода, собранная в период между 14 апреля и 14 мая обладает целебными свойствами и излечивает от множества болезней. Этот обычай восходит к Джелаладдину Руми и к суфийскому братству «Мавлявия», но об этом чуть позже.

А пока перечислим некоторые свойства апрельского дождя:

  • Существуют поверье, что яд змеи, жемчуг, пчелиный мед и многие другие великолепные дары Аллаха образуются именно из этой воды.
  • Апрельский дождь является милостью от беспокойств, лечением от страстей и исцелением от болезней.
  • Вода апрельского дождя считается самой чистой водой среди всех прочих вод. Некоторые утверждают, что эта вода обладает свойствами воды из источника «Зам-зам».
  • Если промокнуть под апрельским дождем, то считается, что эта одежда не сгниет, а волосы не выпадут. В пользу этого утверждения, существует хадис, переданный Абу Хурайрой, где говорится, что Посланник Аллаха (с.г.в.) и сподвижники обнажали головы, когда начинался дождь первого месяца в году. А пророк Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Дождь — это самое последнее и новое творение, которое создал наш Господь, и в нем самое большое благо».

Существуют и другие хадисы с подробными инструкциями о применении данной целебной воды…

Однако, дотошные турецкие граждане не ограничились одними хадисами и на кафедре микробиологии одного из университетов провели научные изыскания по этой теме и, в целом, подвели довольно убедительную доказательную базу, объясняющую возможность обладания водой апрельского дождя вышеперечисленными свойствами.

Братство «Мавлявия» и «апрельская чаша»

Джелаладдин Руми в одном из своих стихотворений писал: «Старайся избегать осеннего дождя, потому что он сделает тебя больным, подобно тому, как заставляет опадать листья. Но весенний дождь оживит тебя, подобно тому, как оживляет природу».

В городе Конья, в мавзолее Руми, в зале, который именуется «Хузуру Пир», находится так называемый «Нисан Тасы» (не путать со знаменитым районом Стамбула «Нишан Ташы», о котором пойдет речь в одной из следующих заметок) — «Апрельская чаша».

Эта медная чаша, весом в 43 килограмма, диаметром 95 сантиметра и высотой в 143 сантиметра была изготовлена по велению правителя Ильханидов ( потомки Хулагу, внука Чингис-хана; монгольская династия, правившая на Ближнем и Среднем Востоке в середине XIII — середине XIV вв. — прим. ред.) Абу Саид Бахадир Ханом в 1396 году в Мосуле и подарена мавзолею Руми в 1397 году. Буквально каждый сантиметр этой чаши оформлен различными молитвами, хвалебными одами в честь хана, написанными куфийским шрифтом, и украшен растительными узорами и сценами охоты. На крышке помещена фигурка петуха со сломанным хвостом.

Особенностью этой чаши является то, что в апреле ее устанавливали под «зеленым куполом» мавзолея, и туда стекала дождевая вода, именуемая «Дестар Суйу», которой угощали посетителей. А в засушливые годы этой водой по чуть-чуть поливали поля для увеличения благодатности почвы. Перед началом полевых работ, а так же для увеличения благодатности, в этой чаше хранили рожь, пшеницу и ячмень. Затем эти семена смешивались с основной массой посевных культур. Этот обычай сохранялся вплоть до 1925 года, когда практически все дергахи в Турции были закрыты.

«Апрельская чаша» является наглядным примером того, как традиция сбора дождевой воды, считавшейся священной, сохранилась вплоть до первой четверти XX века и не забыта до сих пор.

А во дворце турецких султанов Топкапы в Стамбуле, служащие кладовых султана в апреле тоже собирали дождевую воду в специальные серебряные и золотые чаши, украшенные различными молитвами, и подносили султану, за что правитель их щедро вознаграждал.

Булат Ногманов
Справка

Булат Ринатович Ногманов — переводчик.

Родился 31.10.1985 в с. Апастово Апастовского района Республики Татарстан. В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения», в 2010 году — магистратуру Анкарского университета по той же специальности. Участник этнографических экспедиций.

Член Татарстанского отделения Русского географического общества.

Владеет английским, турецким и казахским языками.

Новости партнеров