40 лет «Ниве»: как советский автомобиль, созданный от бедности, добился мирового признания

Главный экспортозаместитель и любимец и горожан, и дачников, и колхозников отмечает юбилей

5 апреля ВАЗ 2121 «Нива» празднует юбилей. Первый экземпляр сошел с конвейра Волжского автозавода 40 лет назад в 1977 году. «Нива» стала самым успешным экспортным продуктом в истории отечественного автопрома, ее создатель Петр Прусов, главный конструктор АВТОВАЗа чуть-чуть не дожил до юбилея своего детища, он скончался 20 марта на 76-м году жизни. «Реальное время» об экспериментах Прусова с новыми видами топлива, в честь кого названа «Нива и какую роль первый советский внедорожник сыграл в развитии мирового автопрома.

Мыслил со скоростью света

Петр Прусов родился в Белорусской глубинке, коллеги и друзья отзывались о нем как об уникальном добряке, чудаке и фантазере. Так и не выветрив в себе провинциальную лексику, он никогда не стремился стать светским львом.

— Вначале своеобразная манера говорить могла отталкивать, а потом, становилось понятно, что необычная лексика, спотыкающаяся речь — это от того что его мысли опережают слова. В его голове было сто вариантов решения любой технической проблемы, а сказать о них оказывалось сложнее. Потому что мысль летит со скоростью света, а звук — все-таки со скоростью звука, — вспоминает Прусова главный редактор журнала «Авторевю» Михаил Подорожанский.

Сам Петр Прусов в интервью СМИ рассказывал, что легендарный автомобиль «Нива» был назван в честь его детей — Натальи и Ирины, и детей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева: Вадима и Андрея.

«Нива» — это от бедности

Одна из главных заслуг Прусова, если говорить о работе на АВТОВАЗе (а он только на АВТОВАЗе работал), то это «Нива». «Нива» — это от бедности. Изначально целевая аудитория автомобиля — колхозы.

Стране в то время требовался сельский внедорожник. Кроме того, автомобиль должен быть предельно дешевым, а значит о принципиально новых разработках, узлов и тем паче агрегатов — речи быть не могло. Есть основа, на которой построены «Жигули» «копейка», и Прусов с коллегами начал смотреть, что есть в распоряжении завода и как из этого можно смастерить. И когда начали компоновать автомобиль, действительно несколько очень остроумных решений было найдено — по работе подвески, организации трансмиссии. И вне всякого сомнения заслуга Петра Михайловича, прежде всего как конструктора-фантазера, была серьезной.

Эксперименты с водородом

Тогда конструкторы и не только они были очень ограничены в доступе к зарубежным технологиям, не говоря о готовых продуктах, и это все способствовало тому, что российская конструкторская автомобильная школа была самодостаточная. Ее люди настолько хорошо знали предмет и настолько хорошо мыслили, что могли делать уникальные вещи, потому что не были порабощены западными трендами.

Здесь была самостоятельная школа высочайшего уровня. Такие мастодонты, как главный конструктор АВТОВАЗа Петр Прусов, а до него главным конструктором был Георгий Мирзоев, это были профессионалы не то что мирового, а космического уровня. Они знали все — хочешь разработают автомобиль, паровоз, ракету… Они знали как устроен мир, а не только как из двух покупных деталей собрать конструкцию.

Были у Петра Прусова идеи по поводу использования в качестве топлива водород и использования в двигателе процесса сгорания, связанного с плазмой. Он пробивал лаборатории, были исследования и были построены автомобили на основе топливных элементов, когда электричество вырабатывалось на борту путем окисления водорода. Были серьезные эксперименты с электромобилем.

— Вопрос в том востребовано это было государством или нет, а то что были мозги, знания, люди, которые все это могли реализовать на основе нескольких ключевых законов физики, что отличало эту плеяду конструкторов, — говорит главный редактор журнала «Авторевю» Михаил Подорожанский.

Единственный продукт, который заинтересовал запад

«Нива» была самым успешным экспортным продуктом и в Южной Европе — это была самая популярная модель АВТОВАЗа. В середине 1990-х годов валютный доход страны на 10% был обеспечен работой АВТОВАЗа. И с точки зрения валютных поступлений огромную роль сыграла «Нива».

Дешевый неприхотливый внедорожник — первенец своего жанра с несущим кузовом, что означало комфорт, хорошее поведение на дороге. По большому счету, это был единственный за всю историю автопрома, прорывной продукт, который заинтересовал западного иностранного покупателя. Причем не только ценой, которая, конечно, является главным фактором для потребителя, но и всем остальным.

Прототип для Suzuki Vitara и путь к Shevrolet Niva

После того как появилась «Нива» уже и японские, и некоторые европейские производители поняли, что недорогой компактный внедорожник — это перспективная ниша и потянулись, конечно, со своими технологиями и масштабами.

На смену «Ниве» 2121, пришла та, которую потом назовут «шеви». Она была разработана на АВТОВАЗе, потом General Motors доводил ее до ума. У АВТОВАЗа не было ни денег, ни достаточных технологий. Грустная история началась с того, когда Владимир Каданников, (гендиректор АВТОВАЗа в 1988—2005 годах, — прим. ред.), принял решение уступить GM права на название автомобиля. И это тоже был самый популярный в России автомобильный бренд.

Дарья Турцева

Новости партнеров