Хлеб — всему голова: кто накрутил цены на хлебобулочные в Казани?

Виновниками подорожания хлеба на 10—15% производители называют торговые сети, а те переваливают вину обратно на заводы

Хлеб — всему голова: кто накрутил цены на хлебобулочные в Казани?
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Как выяснила аналитическая служба «Реального времени», за март хлеб в Казани подорожал на 10%, а батон — на 15%. Официальная статистика рост в марте не зафиксировала, зато отметила подорожание в течение года. Производители уверяют, что отпускные цены держат, а накручивают их торговые сети. Отчасти это подтверждается неодинаковыми темпами подорожания. Но в ответ ретейлеры уверяют, что свои наценки не меняли. Ситуация показала, что, судя по всему, джентльменское соглашение, достигнутое между заводами и магазинами в прошлом году при президенте РТ, не действует. Подробнее — в нашем материале.

Хлеб — на 10%, батоны — на 15%

С начала марта батоны в казанских магазинах подорожали на 15%, хлеб — на 10%. Таковы данные исследования аналитической службы «Реального времени», которая ведет ежедневный мониторинг цен в казанских магазинах сетей («Пятерочка», «Магнит», «Эдельвейс», «Бахетле») и составляет свой индекс продовольственной корзины. Один батон сегодня обойдется в 30 рублей 20 копеек, буханка сельского хлеба в 30 рублей. За год эти продукты в Казани подорожали на 13% и 19% соответственно.

Однако это, что называется, средняя температура по больнице. В «Эдельвейсе» цены за месяц не изменились. В «Бахетле» также не повышалась стоимость «Сельского», а батон подорожал на 10%. Основными сетями, взвинтившими цены, стали «Пятерочка», где ценник на батон изменился почти на 31%, а на буханку хлеба — на 25%, а также «Магнит» — на 21% и на 17% соответственно.

Традиционно официальная статистика роста не замечает. По данным Татарстанстата, цена на ржано-пшеничный хлеб (именно таким является «Сельский») в марте сохранялась неизменной вплоть до 27 числа (дата, на которую опубликованы последние данные). Но данные Татарстанстата показывают подорожание за год: хлеб и хлебобулочные изделия в феврале этого года в сравнении с данными за февраль прошлого года подорожали на 13,5%.

Производители: «Наши цены контролируют»

На 10% хлеб дорожал и в марте прошлого года. Тогда на этот шаг впервые за полтора года пошли сами казанские производители хлеба и объясняли повышение цен общей инфляцией и удорожанием сырья. Однако на вопрос: с чем связан нынешний скачок цен, производители заявляют, что в этот раз они ни при чем.

— Оптовые цены на хлеб заводами не поднимались. Мы специально обзвонили все наши крупные заводы, которые входят в союз, и убедились, что они свои цены не поднимали. Поэтому, кто поднял цены в этот раз, — это или сети, или те заводы, которые не входят в наш союз. Сейчас же очень много производителей на рынке, — пояснил председатель правления Союза хлебопроизводителей РТ Ильдар Никифоров.

По его словам, заводам поднимать цены на хлеб невыгодно — это сразу сказывается на объемах продаж, а дела у производителей и так идут не слишком хорошо.

— Поэтому мы цены поднимаем только в самом крайнем случае, когда уже в убыток начинаем работать. Мы берем только за подъем цены на муку. Только когда мука дорожает, мы тоже вынуждены поднимать цены. Но мы консультируемся с Минсельхозом РТ. Наш союз в партнерских отношениях с государством. Мы здесь никаких произвольных действий не выполняем, — пояснил Никифоров.

Подтверждает слова главы союза и коммерческий директор «Казанского хлебозавода №3» Павел Прыгунов: «Это сами магазины накручивают. Мы свои цены не поднимали. Последнее повышение было только в прошлом году, и то не на всю продукцию. Мы не имеем права повышать больше чем на определенный процент. А во-вторых, не делаем этого просто ради повышения. У нас все цены прайсовые для сетей, нет такого, что одним отпускаем ниже, другим — выше». Подорожание хлебобулочных изделий в магазинах может быть продиктовано внутренней ценовой политикой сетей, считают производители.

Отчасти этим может объясняться и неодинаковое повышение цен в разных сетях.

Сети: «Мы не поднимали»

Объем рынка социальных сортов хлеба в Татарстане — это 2,5 млрд рублей в год. Правительство и Минсельхоз РТ прилагают усилия, чтобы сдержать отпускные цены на продукт, но его конечную стоимость формируют многочисленные участники торговли. Только в Казани работают 1 100 малых и крупных компаний, которые самостоятельно определяют отпускные цены на хлеб.

В федеральной сети «Пятерочка» Х5 Retail Group, где больше всего подорожал хлеб, удивились новости: «Нет, нет, по нашей торговой сети уровень наценок не менялся. Скорее всего, это рост цен от производителей хлеба», — заверил заместитель директора по работе с государственными органами дивизиона «Приволжский» сети «Пятерочка» Х5 Retail Group Тимур Баймуллин. Другие сети повышение предпочли не комментировать.

Интересно, что год назад на заседании совета по предпринимательству в ходе работы группы, состоящей из крупных производителей хлеба и представителей торговых сетей, удалось договориться о едином подходе к формированию цен на социально значимый хлеб. В итоге был принят меморандум, однако, видимо, вопрос о том, как работается по этому меморандуму, придется поднимать на новом собрании совета.

Василя Ширшова

Новости партнеров