От малого к большому: казанский архитектор предлагает начать градостроительную революцию с подъездов и дворов

Эксперт «Реального времени» о том, какое зло несет масштабная многоэтажная застройка

К стартовавшей накануне градостроительной дискуссии подключился к казанский архитектор Артур Айтбагин. Он специально для «Реального времени» подготовил авторскую колонку, в которой делится с нашими читателями размышлениями на модную сейчас тему общественных пространств. Запущенная с легкой руки президента и курируемая Наталией Фишман тема скверов и парков, по мнению эксперта, имеет еще один важный аспект, который остается в тени — это благоустройство дворов и подъездов. Именно с них, как считает Айтбагин, можно запустить процесс трансформации города в новом направлении, дружелюбном для горожан.

Начни с себя, то есть со двора и подъезда

Вопросы улучшения городской среды для человека актуальны всегда. Меняется образ жизни людей, возникают различные новые тенденции в строительстве, в общем, множество различных факторов определяют развитие городской среды. Казань в последние годы пережила довольно бурное строительство, и в связи с этим хочется напомнить нам всем о том, что главной целью являются не статистические квадратные метры, а человек. Удобство, комфорт и безопасность городской среды — вопрос приоритетный и комплексный. Многие социальные проблемы снимаются при создании грамотных общественных пространств. Наши власти взялись за реконструкцию и создание общественных пространств (парки, скверы), и это здорово, город постепенно преображается. Но работы еще много, и думаю, некоторые моменты стоит рассмотреть ближе. Например, наши жилые районы. Как известно, квартира — это личная территория, а подъезд и двор — это первое общественное пространство горожанина. И зачастую не самое приятное.

«Двор — это первое общественное пространство при выходе из квартиры, и человеку должно быть уютно в нем». Фото airfoto.cheb.ru

Я подчеркиваю, что это первое общественное пространство при выходе из квартиры, и человеку должно быть уютно в нем. Хочется рассмотреть это на примере определенных категорий жителей. Вот представьте наших инвалидов, пожилых сограждан, беременных женщин, женщин с колясками или с малолетними детьми. Что у них у всех общего? То, что они не особо мобильны. Эти люди должны выйти в комфортный и безопасный двор и там прогуляться, посидеть, пообщаться, в общем, как-то провести время. Они не могут накручивать километры до ближайшего парка в силу возраста или прочих ограничений. У них преимущественный радиус мобильности — это 50 метров от подъезда. Если суммировать вышеперечисленные категории граждан, это довольно значительный процент населения и все они довольствуются унылыми скамейками в метре от дымящей машины. Это крайне несправедливо по отношению к нашим старикам и к нашим детям. Завтра стариками будем мы, а наши дети, не видя лучших вариантов, продолжат наши ошибки. Давно назрела необходимость делать новое зонирование придомовых территорий, ведь у нас в стране единицы обустроенных комфортных и безопасных дворов. Городскую среду надо проектировать для стариков и детей, они должны быть в приоритете, другие же (активные) возрастные категории жильцов при этом также получат больше комфорта.

Дожить до времени, когда двор будет без машин

Например, уже давно обсуждается тема про двор без машин, но это комплексная работа, начиная от правильного градостроительного планирования до конкретных объектов. Требуется переуплотнение застройки, иной взгляд на масштаб городской среды. Мы все знаем размашистые жилые районы советской эпохи 1970—1980 годов, где двор — это необъятное пространство с кучей транзитных людей и транспорта.

«На личных автомобилях ездят далеко не маломобильные граждане, но, по иронии, именно они ближе всех остальных оказываются к своим квартирам». Фото prokazan.ru

Несмотря на большие размеры двора, автомобили не где-то там на расстоянии, а чуть ли не подпирают входную дверь в подъезд. К слову, на личных автомобилях ездят далеко не маломобильные граждане, но, по иронии, именно они ближе всех остальных оказываются к своим квартирам. Кроме того, безграничные дворы довольно небезопасны даже для самих жильцов в вечернее и ночное время. Они не подконтрольны. Согласитесь, довольно странно, если человек чувствует себя в меньшей безопасности в собственном дворе, нежели в центре города. У людей нет теплого, уютного отношения к двору, он не является для человека приватной территорией, люди не говорят гордо — это мой двор, по сути, он им не принадлежит. Это все проблема организации придомовых пространств и характера застройки. Как правило, это характерно для высокоэтажной застройки, которая преобладает в последние годы в крупных городах нашей страны. Масштаб застройки не человечный, а соседи годами даже не знают друг друга. Дворы сделаны по условному принципу, лишь бы нормативы соблюсти. Как правило, люди, не находя интересна в скудном благоустройстве, выезжают семьями куда-нибудь.

Ввести степень приватности для публичных пространств

Мы недооцениваем более компактную застройку, где масштаб здания более человечен и люди знают почти всех соседей. В таком масштабе проще решается и идея двора без машин. Меньшие разрывы между зданиями позволяют сделать более комфортное благоустройство. Легче сделать понятное зонирование общественных пространств по степени приватности. То есть проще выстроить цепочку «квартира — подъезд — свой двор (с зонами для спокойного досуга) — общая территория на несколько домов (с площадками для спорта, игр и т. п.)».

«Меньшие разрывы между зданиями позволяют сделать более комфортное благоустройство. Легче сделать понятное зонирование общественных пространств по степени приватности». Фото openvlz.ru

Хочу отметить преимущества малоэтажной застройки:

  • больше развиты социальные связи (соседи знают друг друга), соответственно выше безопасность и сильнее социальный самоконтроль;
  • теплое бережливое отношение к двору;
  • меньше проблем с парковкой автомобилей, проще сделать концепцию «двор без машин»;
  • небольшие дворы легко обслуживать и контролировать;
  • в такой застройке более равномерная транспортная нагрузка на город, меньше скачки пиковых нагрузок на ближайшие дороги;
  • учитываются все возрастные группы;
  • наличие уютного двора провоцирует людей больше гулять, хочется быть во дворе. Люди вовлечены в досуг в своем дворе;
  • развитое хорошее благоустройство удовлетворяет людей и нет необходимости слишком часто выезжать с семьей в какой-либо парк, торговый центр и т. п. чтоб провести время. Соответственно, меньше нагрузка на дороги, бюджет семьи и на экологию.

Хочется призвать всех принять участие в улучшении нашего города. Властям — разработать регламенты для реализации таких решений, бизнесменам — уделить более серьезное внимание именно разработке проекта, может, проводить конкурсы, специалистам (архитекторам) — чаще предлагать решения и вообще заявлять о проблеме, ну а жителям — быть неравнодушными.

Артур Айтбагин
Справка

Артур Айтбагин родился 29 декабря 1978 года в Павлодаре. Окончил Казанскую архитектурно-строительную академию по специальности «архитектура». Автор таких проектов, как мечеть «Куддус» в Советском районе Казани, мечеть «Хаят» в Высокогорском районе, автосалон Audi на проспекте Победы, вилла в Зеленодольском районе РТ, ряда общественных и жилых зданий. Финалист конкурса на реконструкцию набережной реки Казанки. Победитель второго республиканского конкурса в области архитектуры и проектирования в номинации «Лучший проект общественного здания» за ТГК «Юнус Плаза». Автор идеи велополитена в Казани.

комментарии 18

комментарии

  • Анонимно 29 мар
    дворы и подъезды - это как душа, а улицы и дома - как тело. душу сложнее изменить, но всё возможно, идея интересная
    Ответить
    Анонимно 29 мар
    думается изменить можно. Простым жителям даже хотя бы просить от комитета благоустройства проект реконструкции своего двора. И вместе его обсудить
    Ответить
  • Анонимно 29 мар
    Идея отличная и реальная если будет поддержка властей
    Ответить
  • Анонимно 29 мар
    зло не то слово! надо бить тревогу
    Ответить
  • Анонимно 29 мар
    Вот и проблема архитектора, он ни когда не считает деньги. Даже при строительстве дома от 3-х этажей, необходимо создавать инфраструктуру, дороги, парковочные места и тд, а как известно земля и вся инженерка не дешевое удовольствие в городе) поэтому застройщику не выгодно строить малоэтажные дома, плюс кажды хочет заработать на новый рэндж ровер (не только застройщики), а людей к сожалению не исправить, с учетом того что сейчас минимум 30 процентов жильцов в домах это те кто снимает квартиру, плюс 20-30 процентов пенсионеры, 30 процентов молодеж 90-2000 годов помешанных на гаджетах, то им всем не до этого, остаються только 10 процентов кто готов поставить машину на парковку и дойти домой пешком, у остальных только и останеться жажда поставить машину поближе к подьезду (не важно газон это или тратуар), К тому же нормы раньше были другие вообще (для старой застройки) и машиноместо во дворах вообще не учитывалось (его даже в проектах не закладывали) только в 80-х ачаи делать в "коробках" нечто подобное, но никто не учитывал какими темпами будут появляться авто!!!! также и с дорогами в городе, к Универсиаде построили развязки на квартале некоторые по проекту 1985 года!!! Так что начать с себя не получиться!!! человека очень тяжело перевоспитать, только кнутом!!! (штрафы сделали большие, но некоторые так и ездят по автобусной и через 2-ю сплошную разворачиваются), все это зависит от воспитания, не только домашнего, но и социального!!!!
    Ответить
    Анонимно 29 мар
    Вы правы, но в статье и говорится что это комплексная работа и многое зависит от городских регламентов, т.е. от воли властей города.
    Ответить
    Анонимно 29 мар
    В перегруженных автомобилями дворах нужно планомерно ликвидировать парковочные места во дворах, переводя их площадь в полезные общественные пространства. Жёстко пресекать незаконную парковку в окрестностях, например, на тротуарах и газонах. Тогда собственники жилья на собраниях наконец-то разродятся идеей платной парковки во дворе (откуда будут взяты средства на установку шлагбаума и прочее благоустройство). Ставить машину под окнами будут лишь те, кому это крайне необходимо (льготное, но не бесплатное резидентское разрешение для инвалидов), кому это нужно редко, либо те, кому некуда девать деньги. Остальные шагают до ближайшего многоэтажного паркинга, либо продают машину, благо в век убера и доставки всего отовсюду это можно позволить, не лишаясь комфорта.
    Ответить
    Анонимно 29 мар
    при грамотной организации города, личный автомобиль не нужен будет остро необходим. Будет равномерная нагрузка на дороги, больше хорошей среды поблизости к дому и пробок станет меньше, а значит будет более развит и востребован общественный транспорт. Тут надо всем начинать. и властям и с самих себя. Нужен диалог и обсуждения.
    Ответить
  • Анонимно 29 мар
    Простите, но привыкли мы много и в общем рассуждать...
    Конкретно. Например, подъезд №4 ул.Ново-Светлая, д.16. Казань.
    В нем не было ремонта никакого и сдавался без должной отделки.
    В течении последних 10-ти лет жильцы обращались в УК "Заречье", прокуратуру Кировского р-на и др.орг. , чтобы сделали хотя бы косметический ремонт. Получили ответы различные, а ремонта до сих
    пор нет.
    Собственники квартир этого подъезда ежемесячно годами оплачивают за все (долгов нет), а имеют ужасный подъезд. Иногда сами за свой счет что-то подкрашивают, сажают возле дома цветы. Но хотелось бы, чтобы этим занимались те -кому за это платят и обязаны.
    К кому обратиться с этой просьбой еще ? Кстати, на темы в статье мы уже тоже рассуждали, но хочется уже жить в чистом, красивом подъезде.
    Может, начнем с конкретного, мелкого, а большое - исходя из этого в хорошее само сложится у нас у всех?!
    А.
    Ответить
    TY-214 29 мар
    Прежде всего нужно определить, кто собственник дома и прилегающей территории — от этого всё начинается. Если это маленький ТСЖ, тогда жителям проще посмотреть, сколько у них денег и как их потратить на благоустройство. Если это большая УК, то можно и судиться. А ещё лучше отделиться и решать судьбу небольшим коллективом жильцов.
    Ответить
  • Анонимно 29 мар
    Принимаем предложение архитектора!
    Дворы и подъезды должны быть красивыми и чистыми.
    Ответить
    Анонимно 29 мар
    мы сами себе архитекторы, надо только приложить чуть фантазии и сил, и тогда даже из унылых подъездов и дворов сами жители могли бы сделать что-то креативное и красивое общими силами
    Ответить
    Анонимно 29 мар
    Самое интересное что если двор осязаем (не бездонный), он сам по себе становится чистым. У людей появляется личное отношение к двору, уже не хочется мусорить у себя "дома" и в плане криминала это профилактика.
    Ответить
  • Анонимно 29 мар
    этот вопрос давно уже назревал, надеюсь, изменения в положительную сторону начнутся
    Ответить
  • Анонимно 29 мар
    Проблема неправильной застройки не только в том что она неправильная, а в том что её уже лет 100 не снесешь)) в целом конечно же верно что высотки в большом количестве это зло.
    Ответить
    Анонимно 29 мар
    Высотки не только зло, но и источник проблем. По той же земле, они не сильно её экономят. При высотном строительстве надо делать большие разрывы, учитывать тень от здания при размещении других домов или дет.площадок, размещать парковку на довольно большое количество автомобилей или делать паркинги от которых санитарные разрывы по 50 метров (опять таки разрывы) При этом среда неуютная, криминогенная, грязная и неухоженная, с сильными пиковыми нагрузками (как и говорится в статье) транспорта и инженерных систем. Этих проблем нет при строительстве 5-7 этажных домов
    Ответить
  • Анонимно 29 мар
    А как увязать эту идею при строительстве арендного жилья?
    Ответить
    Анонимно 29 мар
    всё включить) и благоустройство тоже
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров