От «синего кита» излечит психбольница: девушку из Казани в «группе смерти» нашел «дельфин» из Иркутска

А тем временем Казань, согласно исследованию «Молодой гвардии», вошла в тройку городов по количеству участников суицидальных пабликов

Восемь школ Казани собираются на днях посетить «молодогвардейцы». В этих учебных заведениях активисты организации выявили детей, состоящих в «группах смерти». По словам руководителя проекта Анны Рогачевой, с директором и классными руководителями проблемных учащихся проведут беседу по схеме оказания психологической помощи. Ранее, правда, без участия «Молодой гвардии», попытка привлечь взрослых к спасению от суицида учащейся колледжа привела к обратному эффекту — руководство учебного заведения просто отчислило девушку, а после этого ее направили в психиатрический диспансер. Подробности выясняло «Реальное время».

«Поддержали» в трудный момент

Якобы за участие в «группе смерти» 18-летнюю Ирину К. (имя изменено, — прим. ред.) исключили из одного из колледжей Казани. Историю девушки узнала активистка из Иркутска Ксения Н. (имя изменено по ее просьбе, — прим. ред.), которая причисляет себя к так называемым «дельфинам» (людям, которые ищут «китов» — подростков, стоящих на грани суицида — и пытаются им помочь, — прим. ред.). Она, пройдя по хэштегам, наткнулась на профиль Ирины и забила тревогу.

По рассказу активистки, о том, что на странице девушки есть подозрительные хэштеги и посты, узнало руководство учебного заведения. В колледж вызвали маму Ирины и попросили забрать документы дочери.

У администрации другая версия — отчислили девушку за плохое поведение.

То, что у Ирины непростой характер, «Реальному времени» подтвердил брат девушки: «Она училась, ну могла огрызнуться, но не более того. Она не одна в этой группе состояла, там были еще другие ее подруги. Но просто ее сделали козлом отпущения, побоялись, что она что-то с собой сделает, и выкинули», — рассказал парень «Реальному времени».

Любить жизнь научат в психбольнице

— Когда обнаружили страницу девушки и поняли, что она находится в сложной жизненной ситуации, что и повлекло ее участие в подозрительных группах, мы, неравнодушные к подобным случаям люди, обратились в Следственный комитет и, как и положено в подобных случаях, девушка сейчас проходит реабилитацию, — рассказала Ксения «Реальному времени».

Реабилитация в таких случаях проходит в психиатрической больнице. Там Ирина находится уже две недели. Как рассказал ее брат, она чувствует себя нормально и скоро ее выпишут.

— Она сильно переживает, что ее отчислили. Звонила ее мастер из колледжа, хотела с ней встретиться, но насчет восстановления — она не подтвердила, что ее будут восстанавливать, — рассказал брат Ирины.

Администрация колледжа «Реальному времени» не смогла сказать ничего, кроме того, что бывшая студентка сейчас в больнице.

В прокуратуре Татарстане начали проверку на предмет законности действий руководства колледжа, отчислившего девушку, и факта участия ее в «группах смерти».

Казань в лидерах по участникам суицидальных групп

К таким группам у следственных органов в последнее время пристальное внимание. На днях прокуратура Кукморского района Татарстана выявила 17-летнего юношу и 16-летнюю девушку, состоящих в «группах смерти», и потребовала от властей района привлечь к работе с ними психологов, а от чиновников управления образования — организовать работу «по выявлению и пресечению фактов участия школьников в деструктивных группах в социальных сетях».

По данным «МедиаГвардии» — проекта всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия», 7,41% школьников, состоящих в «группах смерти», проживают в Казани. Больше только в Москве (21,3%) и Санкт-Петербурге (14,8%). Активисты изучили профили 75657 подписчиков суицидальных групп с количеством от 150 до 10 000 пользователей. Выяснили, что более 35% участников (а в некоторых случаях и более 50%) — это дети от 14 до 17 лет; 30% — молодежь в возрасте от 18 до 21 года.

— Анализируемые группы уже заблокированы, то есть можно сделать вывод о том, что в этих группах реально велась суицидальная игра. Некоторые группы были закрыты, но их также можно анализировать по школам, по городам, что и удалось сделать. Более того, можно заметить, что школьники неслучайно зашли в группу. Большинство аккаунтов содержат в статусах слово «киты», посты на стенах. Это именно те дети, которые готовы к игре, к самоубийству, те, с кем необходимо работать, — рассказала «Реальному времени» руководитель проекта Анна Рогачева.

Об «играх» доложат классным руководителям

Рогачева отмечает, что только 3% детей в аккаунтах указывают школу, в которой учатся. Тем не менее, активистам удалось вычислить образовательные организации, чьи ученики были активными участниками деструктивных групп.

— В Казани, по последнему нашему исследованию, восемь школ. Это кажется мало в обычном понимании, но это много, если говорить о жизнях детей. Наши ребята уже связались с представителями этих школ и поедут туда для дальнейшего информирования директора, классного руководителя. Есть школы, в которых играет несколько человек. Для нас это маркер, что на них необходимо обратить особое внимание, — говорит Анна Рогачева.

Классным руководителям раздадут методички с рекомендациями о том, как помочь детям и их родителями. Это, по словам «медиагвардейцев», наиболее эффективный метод. Они пробовали списываться с участниками игры, внедряться в группы и общаться с кураторами, но это желаемого результата не принесло.

— И, наконец, основная наша задача — это помогать органам власти бороться с этой проблемой. Мы сами не психологи, мы выявляем подобные аккаунты и передаем их для дальнейшей работы в органы — в МВД, СКР, Минобр. То есть сейчас из обычного инфополя работа переходит в точечную помощь каждому через общение с родителями и учителями. Это намного эффективнее, и это правда работает. Нашим ребятам уже удалось спасти нескольких школьников из разных регионов, потому что вовремя обратили внимание на их аккаунты, — говорит Рогачева.

Госдума в раздумьях

То, что на проблему, наконец стали обращать внимание, подтверждает и активистка из Иркутска Ксения Н.

— На примере Иркутской области могу вам сказать, что в декабре и январе-феврале этого года мне самой пришлось давать свидетельские показания именно по участию подростков в «группах смерти» и склонению их к суициду. Нашла их страницы в сети в самый критический момент, случайно, они были из других городов. Тогда же я недвусмысленно дала понять в Следственном комитете, что, поскольку наблюдаю эти движения в сети очень подробно с мая 2016-го, то могу помогать разбираться, что есть что в этой теме. Увы, никому это не надо было. Конкретные меры стали приниматься только после нашумевшего двойного самоубийства девушек из Усть-Илимска в феврале 2017 года. Проводятся беседы психологов с учениками, собрания с родителями и даже медосмотры на предмет обнаружения порезов, — рассказывает Ксения.

Над тем, чтобы ужесточить наказание за побуждение детей к суициду, задумались политики. Сейчас в Госдуме лежат несколько законопроектов: один из них предложен «Молодой гвардией», другой — Ириной Яровой, третий — еще в июне 2016 года сенатором Антоном Беляковым. Первый предусматривает изменение статьи 110 УК РФ «Доведение до самоубийства», новую статью за склонение к самоубийству, а также административное наказание за пропаганду суицида, предусматривающее штрафы от 4000—5000 рублей для граждан и до милллиона для юридических лиц. Ирина Яровая предлагает давать до 12 лет лишения свободы тем, кто в социальных сетях склоняет детей к самоубийству. Причем наказание может наступить, даже если подросток не совершил суицид. Законопроект, внесенный Беляковым, предполагает за склонение к самоубийству несовершеннолетних и содействие «советами, указаниями, предоставлением средств и орудий совершения самоубийства» наказывать лишением свободы сроком до 8 лет.

Предложения были поддержаны профильными комитетами, но когда будут рассмотрены на заседании парламента, пока неизвестно.

Дарья Турцева

Новости партнеров