Начальник УБЭП: руководство Татфондбанка уличили в уводе 1,7 млрд, а контролеров — в бездействии

МВД Татарстана намерено найти виновных в информационных атаках на банки и тех, кто способствовал краху Татфондбанка и обману вкладчиков

В период проблем Татфондбанка в 2016 году у него увели имущество на 1,7 млрд рублей. Следственными органами ведется проверка связей казанских банкиров с офшорами и одновременно поиск их имущества в России и за рубежом. Этой информацией, с журналистами поделился сегодня начальник УЭБ и ПК МВД Татарстана Ильдар Сафиуллин. Накануне 80-летия службы, некогда боровшейся с расхитителями соцсобственности, руководитель татарстанского подразделения прошелся по больным точкам банков и вкладчиков — со ссылкой на тайну следствия. Подробнее — в материале «Реального времени».

Новое дело для Мусина и Ко

Банковский сектор лишь в прошлом году попал в сферу проверок УБЭПа, именно так, по-старому, называет Ильдар Сафиуллин свое подразделение. После обвала Татфондбанка было возбуждено два дела — в МВД (по уводу вкладов на 90 млн рублей «в доверительное управление «ТФБ Финанс») и Следкоме по РТ (по хищению заведомо невозвратного кредита Центробанка РФ на 3,1 млрд рублей). На подходе — третье.

Сафиуллин сообщил журналистам, что в ходе проверок его подчиненные накопали новый эпизод — увод имущества банка после начала серьезных проблем в 2016-м. Ущерб предварительно оценен в 1,7 млрд рублей. Однако процессуальное решение по этому эпизоду пока не принято. По словам Сафиуллина, решение — за Следкомом, куда материалы будут направлены в ближайшие дни.

Напомним, именно Следком уполномочен вести дела в отношении депутатов и крупных госчиновников. Впрочем, в МВД Татарстана предполагают, что в будущем все дела, так или иначе связанные с ТФБ, могут быть переданы в Следком и объединены.

Достанется и ревизорам?

Легко посчитать, что с учетом нового эпизода предварительный ущерб — около 5 млрд рублей, однако, по данным Центробанка, дыра в Татфондбанке была раз в 15 больше. Так что смело можно прогнозировать появление новых эпизодов.

В МВД Татарстана предполагают, что в будущем все дела, так или иначе связанные с ТФБ, могут быть переданы в Следком и объединены. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Полковник полиции Сафиуллин заявил, что проверки оперов не ограничатся банковскими структурами. «Есть еще ряд контрольно-ревизионных органов, к которым у нас тоже будут вопросы. Есть надзирающие органы, кто это просмотрел», — сказал он, будто в ответ на чаяния обманутых людей, предпринимателей и предприятий, чьи деньги зависли в банке.

Надзорные структуры, которые годами закрывали глаза на ситуацию в татарстанском банке и его «дочках», а потом признали его недостойным санации, Сафиуллин называть не стал.

Слабое звено — операционисты

Оперативники уже получили подтверждение, что заявления вкладчиков ТФБ об обмане с переводом вкладов в доверительное управление — не голословны. «Есть информация, что ряд сотрудников [рядового звена] вводили людей в заблуждение», — сообщил начальник УЭБ и ПК. На вопрос «Реального времени», стоит ли ждать привлечения к ответственности этих операционистов, он ответил — решение за следствием, но:

— Скорее всего, операционистам тоже давалась какая-то установка… Надо определить лицо, которое давало эти установки. И наша задача — найти его.

Также Сафиуллин сообщил о розыске имущества фигурантов двух дел, подозреваемых в хищениях: «Перечень имущества установлен, сумму не могу назвать. Но там дома, участки, машины. Дополнительно выявляем имущество, в том числе то, что может находиться за границей». Информация о возможных связях банка с офшорами также проверяется следственными органами, сказал спикер.

Напомним, по делу «ТФБ Финанс» под стражей находятся пять человек, включая гендиректора этой «дочки» ТФБ Тимура Вальшина, Вадима Мерзлякова с Сергеем Мещановым, работавших в банке в ранге заместителей председателя правления. По делу о хищении кредита под арестом пока лишь бывший председатель правления Роберт Мусин.

По делу «ТФБ Финанс» под стражей находятся пять человек. realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

Виртуальные удары по банкам

Отдельно полковник полиции остановился на информационных атаках. По его словам, в Центробанк и к нему лично с заявлениями обращались представители двух региональных банков. Пережив нашествие паникующих вкладчиков, кредитные организации расценили это как «попытки дестабилизировать работу», а по сути — «обрушить банк». Называть авторов заявлений Сафиуллин не стал, но озвученные журналистами названия «Спурт» и «Ак Барс» Банк не опроверг.

Начальник УЭБ и ПК фактически опроверг заявления представителей кредитных учреждений, что источник вброса дезинформации в сети уже найден. «Лиц, которые распустили эту информацию, мы пока не установили. Проводим комплекс мероприятий», — сказал Сафиуллин. И добавил, что при желании можно привлечь почти любого получателя рассылок в мессенджерах…

Тут полковник признался, что тоже получал сообщение от знакомых о проблемах в банковском секторе. Что делал с ними дальше — не рассказал.

Ирина Плотникова

Новости партнеров