Директор «ТФБ Финанс»: «Средства направлены на приобретение облигаций. Ситуацию считаю форс-мажором»

Проклятия и пожелания здоровья сегодня выслушал от пострадавших вкладчиков подозреваемый в хищении более 90 млн рублей

Директор «ТФБ Финанс»: «Средства направлены на приобретение облигаций. Ситуацию считаю форс-мажором»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Не усидел на двух стульях 36-летний Тимур Вальшин — гендиректор инвестиционной компании «ТФБ Финанс» и замдиректора департамента инвестиционного бизнеса ПАО «Татфондбанк». Сегодня казанский суд отправил его за решетку на 1 месяц и 27 суток. Виновным себя Вальшин не считает. По его мнению, передача банковских вкладов в доверительное управление инвесткомпании не была аферой, а решение о применении такой схемы принималось советом директоров, который «обычно проходил с участием Роберта Мусина». Подробнее — в материале «Реального времени».


Чертова дюжина следователей и Бердников

Заседание по аресту Вальшина было назначено на 14 часов, но началось ближе к 16 часам. Без приглашения на суд явились три десятка журналистов и часть пострадавших вкладчиков нескольких категорий.

«Дробильщики» ТФБ рассказывали, что поддались на уговоры работников банка о дроблении своих вкладов и оформлении их на родственников.

«Дэушники» ТФБ и «ИнтехБанка» говорили, что подписали договоры о передаче денег в доверительное управление «ТФБ Финанс», поверив, что деньги будут застрахованы. На суд пришла и женщина, назвавшаяся вкладчиком-«превышенцем» «ИнтехБанка». Сумма ее вклада превышает 1,4 млн рублей — максимальный размер страхового возмещения со стороны АСВ.

Все пришедшие считают себя пострадавшими от банкиров и полагают, что расследование дела должно им помочь. Несмотря на то, что поводом для возбуждения уголовного дела в отношении Вальшина стала лишь история с передачей вкладов ТФБ в «ТФБ Финанс» и официального статуса потерпевших у людей, которые пришли сегодня в суд, пока нет. Тем не менее часть «дэушников» уже побывали на допросах в ГСУ, а больше 100 — написали заявления о преступлении. Представитель этой группы пострадавших сегодня рассказала «Реальному времени», что обманутых «дэушников» не меньше 450 человек: «У каждого вклад был на сумму не меньше 1 млн рублей, а ведь были и те, кто вкладывал по 5 млн. Так что общая сумма ущерба не меньше полумиллиарда рублей».

Пострадавшим от банкиров объявил себя и казанец Дмитрий Бердников, лидер движения против преступности и беззакония, в свое время претендовавший на пост мэра Сочи и более высокие должности. В разговоре с «Реальным временем» он признался — часть своего вклада раздробил, другую — перевел в доверительное управление «ТФБ Финанс». Назвать общий размер зависших денег Бердников журналисту постеснялся, но сказал: «Пока не банкрот».

Перед началом заседания активист демонстрировал удивительную осведомленность о ходе расследования. В частности, рассказывал собравшимся: задержка заседания связана с тем, что в суд должны привезти всех троих подозреваемых по делу «ТФБ Финанс», с которыми оперативники в данный момент решают тактическую задачу, обещая домашний арест в обмен на признание вины. По словам Бердникова, по делу работают аж 13 следователей. Впрочем, в МВД Татарстана эту информацию не подтверждают.

«Преступление под видом исполнения агентского договора»

На суде слово Бердникову и другим вкладчикам не предоставили. Судья Сергей Аптулин объяснил: право выступать на заседании есть лишь у тех, кто официально признан потерпевшим по делу, и других сторон по делу. В качестве слушателей на заседании присутствовала супруга подозреваемого Тимура Вальшина.

В суд гендиректора «ТФБ Финанс» доставили в наручниках несколько оперативников под прицелом фото- и видеокамер. Вальшин сказал, что против ведения съемки: «Потому что сегодняшний день запомнят все, а когда будут оправдывать, этого не вспомнит никто...»

Следователь ГСУ МВД по РТ Марина Проноза попросила арестовать подозреваемого до 2 апреля. Из оглашенной ею версии следствия: с 1 августа по 15 декабря 2016 года Вальшин, Абдульманов и Тимербаев с другими неустановленными лицами под видом исполнения агентского договора между Татфондбанком и «ТФБ Финанс» ввели в заблуждение более 100 вкладчиков банка, похитили «под видом перевода в доверительное управление «ТФБ Финанс» более 90 млн рублей и распорядились ими по своему усмотрению.

Напомним, о задержании Абдульманова и Тимербаева, «совмещавших» работу начальниками управлений ТФБ с руководством отделами «ТФБ Финанс», стало известно еще утром. А на суде выяснилось — «совместителем» был и гендиректор «ТФБ Финанс», с 2015 года работавший в департаменте инвестиционного бизнеса ПАО «Татфондбанк» в качестве замдиректора. Следователь считает, что на свободе Вальшин может скрыться и помешать Фемиде, оказать давление на свидетелей и сотрудников банка и ИК.

Показаний против Мусина не давал?

Суд огласил часть доказательств следствия, включая протоколы допросов. Большинство сотрудников банка уверяли следователей, что предложение о переводе вкладов в «ТФБ Финанс» не было обманом — «не говорили клиентам, что вклады застрахованы, напротив, подчеркивали, что это не так». А одна из операционисток банка призналась: «Руководством банка ставились нормативы — привлекать [для перевода в «ТФБ Финанс»] не менее одного человека в день».

Сам задержанный гендиректор «ТФБ Финанс» на допросе сообщил, что на одном из заседаний топ-менеджмента, «на которых, как правило, присутствуют Мусин и другие, было предложено изучить возможность применения новой стратегии» и переданные в доверительное управление средства «направлять на приобретение облигаций Татфондбанка» по цене 1 тысяча рублей за штуку с учетом купонного дохода. Кто из руководства предложил это, Вальшин не помнит, но уверяет: «Воспринималось предложение как настоятельная рекомендация». В результате средства «дэушников» не попали в перечень застрахованных АСВ, и люди своих денег не получили.

Виновным себя Вальшин не считает, полагает, клиенты «сами недопоняли условия договоров», либо эти условия им были «неправильно доведены сотрудниками банка». «Хищения не было, деньги вкладывались в облигации», — резюмировал на допросе подозреваемый.

А вот пострадавшие заявили следователям о другом. Один вкладчик рассказал, как в банке ему пообещали при переходе на ДУ ожидаемый доход 14%, а гарантированный 10,5%, «при этом они несколько раз сказали — вклад застрахован». Другая вкладчица слышала от операционистов и про риски, и про страховку, в итоге различий между вкладом и передачей денег в ДУ не видела.

Защита: подозреваемый может ослепнуть

Старший прокурор отдела по надзору за следствием в органах внутренних дел прокуратуры РТ Камиль Даишев ходатайство поддержал. Адвокат подозреваемого Оксана Исаева просила об освобождении под подписку. Она представила характеристику из ТФБ о том, что с 2002 года нареканий на работу Вальшина не было, сотрудником он был дисциплинированным и внимательным к людям, и его подразделение неоднократно получало высокие рейтинги «среди крупнейших инвестиционных компаний».

Адвокат заявила, что в данный момент супруга Вальшина не работает и вместе с 7-летним ребенком находится на иждивении ее подзащитного. А еще представила суду амбулаторные карты со словами: «У Вальшина имеется ряд тяжелых прогрессирующих заболеваний, он практически не видит… Содержание под стражей может привести фактически к его слепоте». Озвучивать все диагнозы она не стала. По мнению защиты, помешать следствию гендиректор «ТФБ Финанс» не сможет, даже если бы хотел, поскольку уже ответил на все вопросы, а вся документация компании и банка изъята.

Сам задержанный был краток: «Вину не признаю. Все средства были направлены на приобретение облигаций. Ситуацию считаю форс-мажорной».

Стоило уйти судье в совещательную комнату, как одна из потерпевших подняла крик: «Сволочи! Обворовали всех нас! А теперь она больная, он больной?!.» Секретарь потребовала удалить женщину из зала, та ушла сама, но продолжила выступление в коридоре. Остальные вкладчицы недоумевали, как человек с такими болезнями мог занять такую должность…

Судья Сергей Аптулин ходатайство об аресте удовлетворил. Прощаясь с арестантом, одна из пострадавших заявила: «Выздоравливайте, Тимур Рустэмович, вы нам здоровым нужны...»

1/24
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Ирина Плотникова, фото Максима Платонова

Новости партнеров