Цветочный рынок начал оживать после двухлетней кризисной «зимы»

Эксперты «Реального времени» рассказали об основных тенденциях и трендах

Продолжая изучать цветочный рынок, «Реальное время» после анализа цен опросило экспертов, попытавшись определить основные тенденции на рынке, состояние покупателей и поставщиков, уровень конкуренции. Несмотря на снижение покупательской способности, многие предприниматели отмечают оживление на рынке и надеются на удачный год. Основными поставщиками на рынке по-прежнему являются иностранцы, а отечественные производители пока не могут конкурировать с ними даже по цене.

Цветочный рынок начал оживать

Последние два года оказались тяжелыми для цветочного рынка.

— За последние годы темпы роста цветочного бизнеса снизились примерно на 20 процентов, что связано с кризисом, снижением покупательской способности населения. Это касается не только торговли цветами, такая же ситуация сложилась во всех сферах бизнеса, — рассказывает Арам Мазманьян, руководитель оптово-розничной цветочной базы «Армфлор».

Однако, несмотря на явные кризисные тренды в экономике, участники цветочного рынка отмечают заметное оживление в этом году.

— Ситуация застоя наблюдалась на рынке цветов в 2015 и 2016 году, рост продаж не превышал и 10% по сравнению с предыдущими периодами, — рассуждает Талия Ахметова, представитель службы доставки цветов «Флорист.ру». — В этом году ситуация меняется, первый цветочный праздник — 14 февраля — прошел для продавцов на ура, интернет-продажи показали прирост до 300%, розница выросла до 100% относительно прошлого года. Праздничные продажи 2017 года для цветочных компаний уже показали высокие результаты.

По мнению экспертов, на улучшении положения сказался и сильный рубль, закрепившийся в этом году: «Мы очень зависим от сильного рубля. Будет стабилизироваться ситуация на рынке — будет выравниваться спрос на цветы. Наши аналитики прогнозируют, что ситуация постепенно будет выравниваться», — поясняет Эльмира Адиатуллина, директор представительства федеральной сети цветочных центров Starlight в Татарстане.

В то же время участники рынка отмечают снижение покупательской способности и, как следствие, снижение среднего чека. «Покупатели за последний год не стали покупать меньше букетов, но при этом значительно снизился средний чек — почти на 17%. Это может быть связано не только с покупательской способностью, но и с тем фактом, что сами цветочные компании стали предлагать своим покупателям больший выбор бюджетных цветочных подарков», — считает Ахметова.

— Развитие цветочного рынка полностью зависит от платежеспособности населения, — подытоживает Мазманьян, — если экономика будет себя чувствовать хорошо и люди будут получать хорошую заработную плату, которой будет хватать и на покупку цветов, то рынок будет только расти. Цветы — товар, зависящий от настроения, если у людей все хорошо, они будут с удовольствием их покупать.

Рынок устоялся

При том, что последние два года были не самыми лучшими для рынка, эксперты отмечают высокую конкуренцию. «Конкуренция на рынке высокая, даже скажем «безобразная», считает Арам Мазманьян. — Некоторые игроки готовы работать себе в убыток, лишь бы вытеснить с рынка конкурента. Практика показывает, что такая стратегия не работает в пользу ее инициатора, игроки, сильно снижающие цены, долго на рынке не задерживаются. Тренд последнего года — все больше появляется фирм, продающих цветы упаковками, в определенном количестве розничным покупателям по низким ценам. Такие магазины представляют большую угрозу для розничных продавцов, привыкших торговать цветами поштучно.

«Наш бизнес нишевый — игроков рынка немного, почти все знают друг друга в лицо, и репутация играет важнейшую роль. В рознице ситуация иная. Мелких торговых точек и работающих частным образом флористов с каждым годом становится все больше. Простому потребителю разобраться в том, что хорошо или плохо, довольно сложно. Когда клиент розничной точки покупает цветы, которые «не протянут» и до вечера, страдает вся отрасль. Ведь обманутый клиент, чтобы не рисковать в следующий раз, купит не цветы, а воздушные шарики, шоколад, открытку… Так складывается репутация отрасли в целом», — говорит Эльмира Адиатуллина из Starlight.

В то же время, Талия Ахметова из «Флорист.ру», считает, что число серьезных игроков устоялось, а мелкие «однодневки» не могут реально конкурировать в долгосрочной перспективе: Ситуация с конкуренцией осталась на прежнем уровне. При этом, как это часто бывает, открывшиеся перед праздниками магазины быстро «прогорают» и стремительно закрывают свой бизнес по прошествии 8 Марта. На рынке за последние два года остались устойчивые крупные продавцы, которые могут гибко подстроиться под покупательскую способность своих клиентов и за счет объемов держать нужную маржу.

Эльмира Адиатуллина также считает, что в последнее время на рынке появился тренд на создание разных форматов цветочных розничных торговых точек.

Голландским цветам открыли путь

Основные поставки цветов в Татарстан по-прежнему идут из зарубежа.

— Большая часть цветов, реализуемых в стране, как известно, импорт — почти 90%, — рассказывает Талия Ахметова из «Флорист.ру». — 60% этих поставок приходится на Нидерланды, 30% — на Эквадор, Кению и Колумбию. Из южных стран в основном привозятся розы. А европейские производители обеспечивают экзотическим и редким сортовым ассортиментом. На российских производителей приходится не более 8—10% всех закупок.

При этом антиевропейские санкции, по мнению экспертов, практически не оказали влияния на цветочный рынок: «На рынке больше всего представлены цветы из Голландии, Колумбии, Эквадора. Запрет на голландские растения распространяется не на все цветы, поэтому они все еще есть на рынке. Зачастую бывает и так, что голландские производители размещают цветочное производство в других странах с более теплым климатом, таких как Кения, Эквадор и прочих», — говорит Арам Мазманьян из «Армфлор».

При этом в Россельхознадзоре «Реальному времени» пояснили, что сейчас запрет и вовсе снят.

— Сейчас запрета на ввоз голландских срезанных цветов нет, ввоз разрешен, — комментирует ситуацию Сергей Ахмедьянов, заместитель начальника отдела фитосанитарного надзора и надзора за качеством зерна и семенного контроля управления Россельхознадзора по РТ. — Все импортируемые цветы проходят фитосанитарный контроль и часто бывает так, что в них находят карантинные объекты. В частности, цветы бывают поражены вредителем под названием западный цветочный трипс, его находят и в горшечных растениях, и в срезанных цветах. Помимо цветов, вредитель опасен и для тепличных овощных культур. Такая продукция подлежит уничтожению, сжигается. Впрочем, прямой импорт цветов в Татарстан небольшой, чаще всего их привозят через Москву и другие регионы.

Однако, по мнению Эльмиры Адиатуллиной, кризис сказался на поставках: среди поставщиков стали появляться недобросовестные игроки, предлагающие некачественный товар: «Сейчас все участники в логистической цепочке нашего (цветочного) рынка хотят сэкономить и решаются покупать дешевые товары в ущерб качеству растительного материала. Мы обеспокоены появлением недобросовестных компаний, которые, работая по серым схемам, предлагают флористам и розничным торговым точкам цветы ненадлежащего уровня качества. От этого страдают в первую очередь потребители, но не только».

Импортозамещать нечем

Что касается отечественных производителей, то они пока не готовы к полноценному импортозамещению: «В России производится очень мало цветов. Даже если наши предприниматели и занимаются выращиванием цветов, расходные материалы, такие как саженцы, клубни, химия и прочее, также закупаются за границей. Получается, российский рынок цветов полностью зависит от условий, диктуемых зарубежными поставщиками», — рассуждает Арам Мазманьян из «Армфлор».

— Основной вид нашей деятельности — это выращивание овощных культур в теплицах, но помимо этого выращиваем и тюльпаны к 8 Марта и однолетние растения для озеленения городов, рассказывает индивидуальный предприниматель Лилия Зайнуллина из Апастово. — Не могу сказать, что кризис как-то повлиял на наши продажи, меньше тюльпаны покупать не стали. С каждым годом мы увеличиваем объемы, к предстоящему празднику вырастили два миллиона тюльпанов. Основными нашими покупателями являются торговые предприятия из Татарстана, Самары, Ижевска, Ульяновска.

Впрочем, и Зайнуллина подтверждает, что посадочный материала покупается в Нидерландах.

Мазманьян рассказывает, что «Армфлор» из российских производителей работает с предпринимателями из Подмосковья и Удмуртской республики. Однако, по его словам, порой импортные цветы, даже с учетом таможенных пошлин, бывают дешевле, чем местные: «Российские производители зачастую уверены, что отечественная продукция самая лучшая, качественная, и цены ставят соответствующие. К сожалению, это не всегда так, у нас пока не умеют выращивать цветы на уровне зарубежных производителей».

Но, по мнению Зайнуллиной, качество все-таки остается за российскими производителями, хотя бы потому, что цветы срезают непосредственно перед поступлением в продажу.

— Конкуренция на рынке большая, на рынке довольно много игроков, выращивающих тюльпаны в небольших объемах, 50 000—250 000 единиц, — рассказывает предпринимательница. — Конкуренцию составляют и импортные цветы, однако перед ними у нас есть несомненное преимущество — качество наших цветов гораздо выше, так как они срезаются непосредственно перед поступлением в продажу. Если импортные тюльпаны начинают срезать уже в конце января, мы же приступаем к срезке только в конце февраля.

Дмитрий Семягин, Лилия Хафизова
АналитикаБизнесРозничная торговля

Новости партнеров