Самокритичная Фемида: за интим с несовершеннолетней татарстанского водителя лишили прав

Приговор-анекдот, непримиримый судья, УДО убийцы и другие судебные ошибки в анализе зампреда Верховного суда РТ Максима Беляева

Самокритичная Фемида: за интим с несовершеннолетней татарстанского водителя лишили прав
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

22 февраля в Казани прошла XII конференция судей РТ, на которой служители Фемиды тайно голосовали за новый состав Совета судей и двух коллегий — квалификационной и экзаменационной. Председатель Верховного суда Татарстана Ильгиз Гилазов констатировал, что в среднем на федерального судью приходится по 79 дел в месяц. К чему подчас приводит такая высокая нагрузка стало понятно из выступления его заместителей. «Реальное время» предлагает читателям разбор несистемных судебных ошибок-2016 от зампреда по уголовным делам ВС РТ и одного из авторов криминальной серии «Бандитская Казань» Максима Беляева.

Качество приговоров в цифрах

Начал свой рассказ Максим Беляев с утверждения, что большинство уголовных дел в ушедшем году рассмотрены татарстанскими судами качественно и в срок. Несмотря на рост нагрузки: в 2014 году было 10 тысяч дел, в 2016-м уже 10,6 тысячи. Количество апелляционных жалоб на приговоры в сравнении с прошлым годом выросло на 10%. Приговоры в отношении 122 лиц были отменены (1 человек оправдан, 8 — вынесли новый обвинительный приговор, в отношении 22 лиц дела прекращены, в отношении 79 — направлены на новое рассмотрение). В число отмененных попали и 5 из 11 оправдательных приговоров.

Самое высокое качество рассмотрения уголовных дел — без отмен приговоров — в 2016-м показали четыре суда: Атнинский, Черемшанский, Кукморский и Ютазинский. А хуже всего уголовные дела рассматривали в Мензелинском райсуде, где по итогам года оказался самый низкий «процент утверждаемости». В «индивидуальном зачете» в лидеры вырвался один из аутсайдеров-2015. Судья Зеленодольского суда Виталий Гаврилов учел критику: в 2016-м в апелляции оспаривалось 19 его приговоров в отношении 28 несогласных лиц, и все приговоры устояли.

Абсолютное качество показали еще пять татарстанских судей: Алсу Ракипова (Дрожжановский), Евгения Бикмухаметова (Ново-Савиновский райсуд Казани), Артем Идрисов (Вахитовский), Дмитрий Игонин и Марат Макаров (Московский). Последний, напомним, выносил приговор проректору КНИТУ-КХТИ, а сейчас решает судьбу обвиняемых в хищениях с «Оргсинтеза».

В то же время председатель Апастовского райсуда Роберт Ахунов третий год подряд попадает в зону критики. Утверждаемость его приговоров невысока: 2014 год — 0%, 2015-й — 66,7%, 2016-й — 0%. Стоит отметить, что последний ноль образовался потому, что апелляция поправила один-единственный обжалованный приговор Ахунова. Столь же низкий результат у судьи Натальи Мишаниной из Алексеевского района. «Такие низкие показатели уже не являются случайностью в работе или просто невезением, а показывают несерьезное отношение к своей работе», — считает Беляев.

Ильгиз Гилазов констатировал, что в среднем на федерального судью приходится по 79 дел в месяц. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Виртуальный подсудимый и срок за шуруповерт

Дальше зампред ВС РТ назвал причины отмен приговоров — невнимательность, небрежность, а иногда и правовая безграмотность. В результате допускаются неустранимые в апелляции процессуальные ошибки и приходится «рассматривать дела по второму кругу и повторно мучить участников уголовного судопроизводства», — сказал Беляев. Подобранные им примеры зал слушал с большим вниманием. В прошлом году Беляев рассказывал про домашний арест бездомному и посадку условно осужденного. 2016-й преподнес новые сюрпризы.

Челнинский судья Агля Сахипов рассмотрел уголовное дело обвиняемого в краже банковской карты Евстафьева, забыв про требование УПК РФ о присутствии подсудимого в зале суда. Участие фигуранта «обеспечили» путем видеоконференцсвязи с СИЗО Ижевска. Подобная мера могла бы быть принята судом по ходатайству сторон в целях безопасности арестанта. В данном же случае Верховный суд РТ счел права Евстафьева нарушенными и отменил приговор.

Незаконным был признан и приговор Апастовского суда, вынесенный Эльвирой Нигматзяновой по делу о краже велосипеда. Подросток был наказан несмотря на то, что оступился впервые, ущерб возместил и с потерпевшим примирился. Еще одной ошибкой Беляев назвал бугульминский приговор Барышеву за нанесение побоев: «Потерпевшая просила прекратить дело за примирением [сторон], но суд необоснованно отказал. А все знают, что дело о побоях возбуждают только по заявлению потерпевшего, и оно подлежало прекращению… Жаль, что об этом не знает судья Бабичев!».

Максим Беляев назвал причины отмен приговоров — невнимательность, небрежность, а иногда и правовая безграмотность.

Образец неправосудного решения нашелся и в Нижнекамске. Судья Рустам Тыгин дал два года колонии не судимому ранее отцу пятерых детей. Он был признан виновным в краже шуруповерта и других инструментов на общую сумму 23 тысячи рублей, сам написал явку с повинной, а потерпевший просил суд прекратить дело. Апелляция заменила реальное наказание условным.

И смех, и грех

Тем временем дело нурлатцев Зартынова и Сажнова, осужденных за изнасилование, вернули на второй круг. Основанием для отмены приговора стала «техническая» ошибка: в обвинении дважды описали действия лишь одного подсудимого, что делал второй осталось неясным, но осудили обоих!

«Имеются и анекдотические примеры!», — предупредил докладчик, изложив приговор председателя Заинского суда Рустема Хакимова: за секс с несовершеннолетней некий Мустафин осужден условно, зато реально наказан лишением права управления транспортом. «Назначение дополнительного наказания суд мотивировал тем, что добровольные половые сношения с потерпевшей совершены в автомобиле обвиняемого. А если бы у него были не «Жигули», а велосипед? Он ведь осужден за половые преступления, а не за ДТП!», — не оценил логику коллеги Максим Беляев. В общем, права водителю Верховный суд РТ вернул.

«Амнистия» вышла и оскорбившей представителя власти жительнице Казани Махмутовой. Мировой судья Владимир Кузнецов приговорил ее к обязательным работам, проглядев справку о беременности подсудимой. Но уголовных отработок для находящихся в законном декретном отпуске российский УК не предусматривает. Искать альтернативное наказание Беляев советует и по статьям, где в качестве санкций предусмотрены принудительные работы. По закону, назначать трудовую повинность суды вправе с января 2017 года, но исправительные центры для принужденных пока есть лишь в Тюмени, Тамбове, Приморье и Ставрополе.

Раскритиковал зампред ВС РТ постановление по жалобе на следователя. Судья признал незаконным отказ следователя засветить в СМИ размер вознаграждения за помощь в раскрытии поджога ресторана «Нарат». realnoevremya.ru/Максима Платонова

Страсти по УДО и «Нарату»

Раскритиковал зампред ВС РТ постановление казанского судьи Дамира Гильфанова по жалобе на следователя. Судья признал незаконным отказ следователя засветить в СМИ размер вознаграждения за помощь в раскрытии поджога ресторана «Нарат». «Зачем путать газетную рекламу с Конституцией? Эта жалоба даже не связана с осуществлением уголовного преследования и оснований для ее рассмотрения в порядке статьи 125 УПК РФ не имелось!», — считает Беляев.

Пример необоснованного условно-досрочного освобождения нашелся в Приволжском райсуде. Судья Валентина Серова освободила осужденного за убийство и грабеж Ахметзянова на основании его положительной характеристики из последнего места отбывания наказания. Оценки поведению Ахметзянова в течение всего срока суд не дал, а ведь этот «примерный зэк» шесть раз за нарушение режима водворялся в ШИЗО и дважды в помещения камерного типа, на его счету еще пять взысканий. Его поощрения были получены незадолго до обращения в суд с ходатайством об УДО, сказал участникам конференции Максим Беляев.

— Таким образом убийцы выходят на свободу, а укравшие мелочь работяги остаются за решеткой, несмотря на то, что их умелые руки на воле готов принять Центр социальной реабилитации и адаптации, — сказал он. — Надо семь раз подумать, кого мы досрочно освобождаем… Рецидивная преступность в республике за 2016 год выросла на 4% и составляет 16%, то есть обратно за решетку возвращается каждый шестой из тех, кому мы ошибочно даем шанс!

1/21
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
Ирина Плотникова

Новости партнеров