Операция «Эвакуация»: Воронежский моторостроительный завод № 16 — ОАО «КМПО»

В 1931 году на базе завода «Взрыватель» для ремонта самолетов и моторов создается Воронежский завод № 16. На 1932 год завод имел объемную программу по ремонту моторов и самолетов. Однако в октябре 1931 года разрабатывается проект реконструкции завода — теперь уже для выпуска самолетов. За годы Великой Отечественной войны заводом было выпущено около 16 000 авиационных моторов. То есть каждые 50 минут с конвейера сходил готовый двигатель! О том, как это было, читайте в материале приуроченного к Великой Победе цикла статей «Реального времени».

  • Год основания: 1931
  • Название до войны: Авиационный комбинат «Казмаш»
  • Название после эвакуации: Казанский моторный комбинат № 27
  • Руководитель в военное время: Лукин Макар Михайлович (1942-1946)
  • Выпуск: В 1941-1946 гг. было собрано 18 126 моторов
  • Наши дни: В настоящее время основным направлением деятельности КМПО является серийное производство газотурбинных двигателей НК-16СТ, НК-16-18СТ и НК-38СТ и оборудования на их основе для перекачки и распределения природного газа (ГПА–16 «Волга»). Основным потребителем продукции КМПО является ОАО «Газпром». Также КМПО осуществляет поставки в адрес ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «НХК «Узбекнефтегаз», ГК «Туркменгаз», ГК «Туркменнефть» и др.

В начале 1932 года реконструкция в основном была завершена, значительная часть инженерно-технических работников прошла переподготовку на родственных предприятиях Москвы. В 1932 году решением Совета народных комиссаров СССР на северной окраине Казани были заложены первые камни будущих авиастроительных заводов. Тогда началось строительство «Казмаша».

В апреле 1935 года приказом Главного управления авиационной промышленности «Гипроавиапрому» было дано новое задание — спроектировать самолетное и авиамоторное производство на площадях завода имени Серго Орджоникидзе (завод № 124) и присвоить ему название «Самолетно-моторный комбинат № 1214-27». Но уже в следующем году встал вопрос о нецелесообразности размещения в одном корпусе самолетного и авиамоторного производств. В результате в апреле 1937 года из Москвы было получено разрешение развивать авиамоторный завод № 27 отдельно. В 1936-1937 годах завод занимался в основном ремонтом моторов, причем в очень малом объеме. 21 марта 1937 года поступил приказ Наркомата авиационной промышленности, согласно которому заводу приписывалось организовать производство авиационного центробежного нагнетателя АЦН-2 и авиационного нагнетателя АН-1.

7 июня 1939 года Наркомат авиационной промышленности издал приказ, согласно которому самолетно-моторный комбинат № 124/27 разделялся на два самостоятельных предприятия: завод № 27 моторного производства и завод № 124 самолетного производства.

Моторное производство ориентировалось на выпуск новых изделий и запчастей к ним. В октябре 1941 года был испытан мотор, собранный полностью из деталей производства завода № 27.

С 16 октября по 11 ноября 1941 года по решению Государственного комитета обороны произошла эвакуация Воронежского завода № 16 в Казань, на территорию завода № 27. Объединение позволило сконцентрировать в одном месте научно-конструкторскую мысль, материальные и трудовые ресурсы, на новой технической основе решать сложнейшие производственные задачи, выдвинутые необходимостью военного времени.

За годы Великой Отечественной войны заводом было выпущено около 16 000 авиационных моторов. То есть каждые 50 минут с конвейера сходил готовый двигатель!

С 1941 по 1945 годы на заводе работало поточное производство моторов ВК-105, а в ноябре 1942 года заводчане приступили к освоению нового форсированного мотора В. Я. Климова М105ПФ мощностью 1 200 лошадиных сил.

Наряду с выпуском серийной продукции коллектив завода занимался и созданием новых образцов моторов, модификацией серийных образцов. Среди них, помимо работ по созданию реактивных двигателей, модификация мотора ВК-105ПФ с повышением его высотности на 1 800 м, создание мощного бензинового мотора МБ-103 и др.

В 1943 году в опытно-конструкторском бюро, возглавляемом В. П. Глушко, был создан первый отечественный жидкостный реактивный двигатель РД-1. Он использовался в качестве вспомогательного двигателя-ускорителя для улучшения взлетных, скоростных и высотных характеристик самолетов. В тот период опытно-конструкторское бюро было укомплектовано высококвалифицированными учеными, конструкторами, экспериментаторами, технологами, металлургами, химиками. С 1942 по 1946 годы заместителем главного конструктора двигателей по летным испытаниям здесь работал С. П. Королев. По стечению обстоятельств на казанском заводе № 16 сосредоточились самые талантливые двигателестроители страны.

С заводом связана еще одна серьезная веха в истории авиастроения — на моторостроительном заводе № 16 осенью 1941 г. приступило к работе особое конструкторское бюро тюремного типа «шарашка», хотя формально оно было утверждено приказом Наркомата авиационной промышленности СССР только в январе 1942 года. Начальником ОКБ был назначен В. Я. Бекетов. Среди обитателей казанской моторостроительной спецтюрьмы было немало выдающихся ученых и конструкторов, ставших впоследствии гордостью советской страны. Среди них Чаромский, Стечкин, Жирицкий, Млынарж и др. Однако их работы казанского периода не оставили в истории ОКБ завода № 16 такого заметного следа, какой был оставлен В. П. Глушко и С. П. Королевым. Казань стала для них важным этапом на пути создания реактивной авиации и ступенькой на пути в космос. В начале января 1943 года приказом по особому конструкторскому бюро была создана группа реактивных установок, главным конструктором группы был назначен С. П. Королев, главным конструктором группы реактивных двигателей — В. П. Глушко. Главным достижением авиаконструкторов стала разработка и применение на самолетах Пе-2 реактивного двигателя, созданного в результате совместного труда В. П. Глушко и С. П. Королева. Серийный самолет Пе-2 с реактивной установкой РУ-1 был передан для испытаний лишь в августе 1943 г., далее были продолжены работы по доводке, усовершенствованию и внедрению реактивных двигателей в производство.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий правительства завод был награжден орденом Ленина. За время войны коллектив завода завоевывал переходящее Красное знамя Комитета обороны 19 раз. Решением ВЦСПС и министерства от 16 апреля 1946 года Красное знамя Комитета обороны оставлено заводу на вечное хранение.

Продолжение следует

Часть 4. Операция «Эвакуация»: Ленинградский авиационный завод № 387 — КВЗ

Часть 3. Операция «Эвакуация»: Московский завод №22 — КАПО им. Горбунова

Часть 2. Операция «Эвакуация»: подвиг татарстанских гвардейцев тыла

Часть 1. Операция «Эвакуация»: как спасали промышленность СССР в первые месяцы войны

Альберт Бикбов, Фаиль Гатаулин по материалам Главного архивного управления РТ

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров