«Красное&белое» приходит в Татарстан

Как стало известно «Реальному времени», в Татарстан заходит одна из крупнейших в России сетей алкомаркетов «Красное&белое». В настоящее время компания присутствует в 40 российских регионах и насчитывает порядка четырех тысяч торговых точек. Компания позиционирует себя в нижнем ценовом сегменте, работает в формате магазинов у дома и продает не только алкоголь — порядка 30% ассортимента приходится на бакалею, кондитерские изделия, а также молочную, мясную продукцию и нонфуд.

100 магазинов в месяц

Сеть «Красное&белое» принадлежит семье челябинского предпринимателя Сергея Студеникова. По итогам 2016 года с состоянием в 400 млн долларов он вошел в топ- 200 богатейших российских бизнесменов по версии Forbs, в котором занял 193 строчку. По данным издания, в 2015 году выручка компании составила 82 млрд рублей. Тогда же компания заняла седьмое место в рейтинге самых быстрорастущих бизнесов страны. Бизнес-модель «Красного&белого» за редким исключением не предполагает покупки конкурентов — компания развивается органическим путем, открывая в среднем по 100 магазинов в месяц. По данным агентства «INFOline-Аналитика», в январе-октябре 2016 года количество объектов сети увеличилось на 1102.

В настоящее время компания открыла шесть вакансий в Татарстане на рекрутинговом портале размещена информация о поиске в Казани и Набережных Челнах, в том числе менеджеров по развитию, в основные обязанности которых входит поиск помещений под магазины. На запрос «Реального времени» о количестве магазинов, которую компания собирается открыть в республике, регионах присутствия и формате требуемых помещений в «Красное&белое» к моменту подготовки материала не ответили.

Отметим, согласно данным Госалкогольинспекции РТ, в регионе лицензией на реализацию алкогольной продукции обладают 7600 предприятий розничной торговли, в их числе 906 магазинов российских и зарубежных торговых сетей, 1100 из них — магазины «Арыш Мае» фирменной сети ОАО «Татспиртпром», 130 магазинов нижегородской компании «Альбион», развивающей сеть алкомаркетов «Бристоль», 73 магазина молодой татарстанской сети «РусАлка».

— Сеть «Красное&белое» ведет в хорошем смысле наглую коммерческую политику, — говорит руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя ЦИФРА Вадим Дробиз. — Продолжая экспансию в регионы, компания демонстрируют свою мощь — приходит и начинает «отжимать» свою долю рынка.

«Вообще без разницы»?

Сильнее всего сеть «Красное&белое» представлена у себя на родине в Челябинской области, где под этим брендом работает уже почти 700 магазинов. Осенью прошлого года компания заявила о намерении зайти в Санкт-Петербург — там «Красное&белое» планирует открыть не менее 500 точек из расчета один магазин на 10 тысяч населения. В интервью РБК в феврале 2015 года владелец «Красного&белого» Сергей Студенников рассказывал, что Санкт-Петербург — город с высоким проникновением алкогольных сетей, его компания планирует занять в течение пяти лет. Тогда же Студенников оценивал объем вложений в один магазин в 10 млн рублей. Таким образом, общий объем инвестиций компаний в питерскую экспансию может составить порядка пяти млрд рублей.

В том же интервью по поводу экспансии в регионы Студенников заявлял буквально следующее: «Три года. В любой регион заходишь, и через три года ты стопроцентно его накрываешь. Вообще без разницы». К слову, первый магазин сети в соседней Башкирии открылся три года назад; к настоящему моменту сеть включает в себя более сотни торговых точек, 66 из которых действуют в Уфе.

Впрочем, Вадим Дробиз считает, что время бурного роста сегмента специализированных алкогольных магазинов прошло:

— Предпосылки для мощнейшего роста алкомаркетов появились в 2012 году, когда в некоторых регионах всерьез заговорили о запрете на продажу алкоголя в обычных продуктовых магазинах, оставив это право только специализированным торговым точкам, — поясняет руководитель ЦИФРРА. — Кое-где, например, в Якутии, это даже было введено, однако власти уже поняли абсурдность затеи. Исчезновение угрозы обуславливает спад, который мы уже наблюдали в 2016 году. Какое-то время сети алкомаркетов еще будут развиваться, но это развитие скоро кончится, и, конечно, оно будет несопоставимым по темпам роста с 2014-м.

Схожего мнения придерживается заместитель руководителя Госалкогольинспекции РТ Рустем Арсланов:

— В Татарстане один из самых высоких в РФ показатель обеспеченности торговыми площадями, — говорит представитель инспекции. — Так что вероятнее всего, «Красное&белое» будет развиваться за счет помещений, которые ранее вынуждены были покинуть другие магазины, так что общее количество торговых объектов, реализующих алкоголь, изменится незначительно. Полагаю, что по присутствие в регионе «Красного&белого» по количеству магазинов будет сопоставимо с тем же «Бристолем» или «РусАлко».

И Дробиз, и Арсланов уверены в том, что заметную конкуренцию «Арыш Мае» челябинская сеть вряд ли составит. Хотя сам «Татспиртпром» в сотрудничестве с «Красном&белым» заинтересован — в декабре прошлого года состоялась трехсторонняя встреча Рустама Минниханова, генерального директора ОАО «Татспиртпром» Ирека Миннахметова и владельца «Красного&белого» Сергея Студенникова, в ходе которой, по сообщению официального сайта Президента РТ, «стороны обсудили перспективы взаимного сотрудничества, в частности, рассмотрели возможность реализации татарстанской алкогольной продукции в магазинах сети». Пока же присутствие продукции ТСП в сети можно назвать символическим — всего четыре наименования водки. Источник, близко знакомый с ситуацией, подтверждает будущее сотрудничество «Татспиртпрома» с сетью, заявляя, что объемы поставок продукции ТСП в магазины «Красное&белое» уже определены. Продаваться она будет во всех регионах присутствия сети.

Местные подвинутся

Если кому «варяг» и составит конкуренцию, так это местным торговым предприятиям и производителям, имеющим собственную сеть сбыта, — в этом уверены в алкогольной Ассоциации РТ:

— В той же Башкирии с приходом туда «Красного&белого» во всех торговых точках выручка снизилась в среднем на 15%, — говорит исполнительный директор Ассоциации Лейсан Шишкина. — Некоторые точки вообще прекратили существование. В основном закрылись магазины традиционной розницы.

По данным открытых источников, месячный оборот одного магазина сети «Красное&белое» колеблется от 3 до 5 млн рублей, в то время как в неорганизованной рознице он не превышает 1 млн рублей.

— Таким образом, один магазин «Красного&белого» замещает 3—7 торговых точек, — продолжает Шишкина. — И если в таком количестве местных магазинах работает 20 человек, то в магазине «Красного&белого» будет трудоустроено от силы шесть человек. Учитывая, что в основном местные магазины закрываются, в основном, в небольших населенных пунктах, это ведет не только к снижению налогов, но и к росту безработицы в регионе, — заключает представитель алкогольной Ассоциации РТ.

Шишкина полагает, что в этой ситуации было бы целесообразным на законодательно уровне закрепить условия, позволяющие рентабельно работать представителям малого и среднего бизнеса:

— А именно — ограничить 50 процентами общую долю торговых федеральных сетей на рынке города, региона или муниципального района и обязать федеральные торговые сети регистрироваться и платить все налоги по месту размещения торгового объекта, — поясняет Шишкина.

Татьяна Колчина

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

БизнесРозничная торговля

Новости партнеров