«Черная пятница — 2016»: большой раскол, участие казанской полиции и распродажи без скидок

Акция для любителей предновогоднего шопинга отметилась не только серьезным расширением спектра товаров, но и серией скандалов

В этом году «черная пятница» в России отметилась почти двукратным увеличением числа магазинов и сразу серией скандалов. На рынке развернулась целая борьба за брэнд «Black Friday». АКИТ воспротивилась монополизации распродаж, а к старту акции появилась альтернативная площадка. При этом среди покупателей укрепляется мнение, что сэкономить в период «черной пятницы» сильно не получится. Тем не менее Казань уже успела отметиться молодежным столпотворением вокруг прилавков.

В Казани в «черной пятнице» поучаствовала полиция

«Черная пятница», уже традиционно стартовавшая в последних числах ноября, не вызвала американского ажиотажа и километровых пробок на дорогах. Однако в Казани без эксцессов все-таки не обошлось. Курьезный случай произошел утром в пятницу у магазина одежды и обуви Outpac на Чистопольской. Толпа молодежи, скопившаяся у входа в магазин, привлекла внимание сотрудников патрульно-постовой службы.

— Никакого вызова полиции не было, — пояснил «Реальному времени» Рашид Хамидуллин, начальник отделения по связям со СМИ УМВД по Казани. — Магазин объявил большие скидки в «черную пятницу», и люди туда побежали. Полицейские увидели скопление народа, остановились и проверили. Все в порядке. Сам магазин не обращался, происшествий никаких не было.

Такое явление, скорее, редкость для России. Русская «черная пятница» обычно не балует покупателей большими скидками, да и сама акция получила большее распространение среди интернет-пользователей, а не среди поклонников оффлайн-шопинга. К тому же этот год отметился небольшой смутой в рядах продавцов.

Большой пятничный раскол

Несколько лет подряд «черную пятницу» в России проводит компания ООО «Блэк Фрайдэй», зарегистрированная, согласно системе «Спарк-Интерфакс», еще в 2013 году и создавшая свою площадку blackfridaysale.ru. В этом году компания зарегистрировала и товарный знак Black Friday на территории России, попытавшись окончательно застолбить за собой предновогодние распродажи. Монополизации американской традиции в РФ воспротивилась сеть «М.Видео» и подала в арбитраж иск с требованием отменить регистрацию товарного знака, но добиться этого не смогла.

Однако с монополией «Блэк Фрайдэй» на распродажи не стали мириться и в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и создали свой проект «Настоящая черная пятница» и отдельную площадку realblackfriday.ru. На сайте blackfridaysale.ru параллельно вывесили баннер со штампиком «Original». Но главное, в ответ на действия АКИТ компания «Блэк Фрайдэй» подала иск в арбитражный суд по защите прав на товарный знак в отношении ООО «Эксперт Таун», которое является оператором площадки realblackfriday.ru. Тяжба пока не закончилась.

«АКИТ ставит своей целью популяризацию формата распродаж и в частности «черной пятницы». Идея такова, что она должна принадлежать всему рынку и каждая компания должна иметь возможность проводить свою «черную пятницу» тогда, когда ей захочется. Нельзя монополизировать эту распродажу на какой-то одной площадке-агрегаторе», — заявила «Реальному времени» PR-директор АКИТ Юлия Галеева.

Позицию «Блэк Фрайдэй» узнать не удалось: к моменту публикации ответ от компании получен не был.

Как АКИТ перетягивает «черное» одеяло на себя

Как рассказала «Реальному времени» Мария Комендантова, PR-директор проекта «Настоящая черная пятница», их площадка не ориентируется на blackfridaysale.ru и строит свою работу независимо от конкурента: «Мы не конкурируем с ООО «Блэк Фрайдэй» никоим образом. У нас нет такой задачи. Мы не сопоставляем показатели. У нас разные списки участников, у нас разные площадки, разные условия. Мы выступаем за то, чтобы больше компаний проводили распродажи подобного формата. Мы хотим, чтобы была традиция, что с какого-то дня начинаются предновогодние распродажи».

Тем не менее АКИТ серьезно подпортила дела «Блэк Фрайдэй». Так, изначально blackfridaysale.ru заявляли о предполагаемых 500 компаниях-участниках. Однако сейчас в списке магазинов — 306 брендов. Примерно такое же число было в прошлом году. На акитовской площадке выставили свои товары около 200 магазинов. То есть общее число составило как раз прогнозируемые 500 участников.

Говорить о том, что новая площадка привлекла и новых участников, однозначно нельзя. С blackfridaysale.ru на realblackfriday.ru перекочевали многие традиционные участники предновогодних интернет-распродаж. Новую площадку выбрала зачинатель судебных тяжб за «черный» бренд — сеть «М.Видео». За ней последовали «Эльдорадо», «220 вольт», «Детский мир» и другие крупные игроки.

Кроме того, «Настоящая черная пятница» выстрелила на день раньше. Продажи на ее сайте стартовали в ночь со среды на четверг, а на сайте «Блэк Фрайдэй» — в четверг.

Наконец, сами компании стали проводить свои «черные пятницы». Та же «М.Видео» запустила акцию за неделю до массовых распродаж. В «Настоящей черной пятнице» проблемы в этом не видят: «Здесь разные цели у компаний, — поясняет Мария Комендантова. — Когда компания проводит распродажу на собственной площадке, по большей части, она ориентируется на собственную аудиторию, которая уже знакома с брендом. Здесь цели — простимулировать спрос у своей аудитории, возможно, вернуть аудиторию, повысить лояльность. А когда компания участвует в масштабной распродаже, цель — привлечение новой аудитории».

От еды до жилья

Как бы то ни было, свара между устроителями вдохнула новую жизнь в саму идею «черных пятниц» в России. Среди продавцов — успех очевиден. Об этом можно судить как минимум по количеству участников.

Растет и спектр предложений. Если раньше в распродажах участвовали преимущественно продавцы техники и одежды, то теперь в списках магазинов на площадках можно найти самые разные отрасли. На blackfridaysale.ru в этом году можно увидеть представителей рынка недвижимости (о неудачном татарстанском опыте риелторов читайте в материале «Не черная пятница»: почему казанские застройщики не смогли найти покупателей в ТЦ?»), туристических услуг.

Необычных участников подключили и к realblackfriday.ru: «Мы не видим, чтобы волна популярности таких распродаж сходила на нет, интерес и со стороны покупателей растет, потому что люди действительно заходят и покупают, растет количество заказов у наших партнеров-участников. Мы видим и большой интерес со стороны ретейлеров. К нам в этом году, например, присоединился производитель Ford. Это вообще впервые. Не только интернет-магазины, но и компании из других сегментов также подключаются к проведению распродаж. У нас есть компании, которые предлагают страхование, сервисы заказа уборки, еды, услуги стоматологии.

Татарстанские автодилеры опробовали формат этой осенью, но в общей «черной пятнице» участвовать не стали.

Ретейлеры заявляют скидки до 80%, но покупатели не верят

В рамках распродаж ретейлеры заявляют скидки вплоть до 80% на определенные категории товаров. Так «Связной» заявил новые цены на 1000 позиций ассортимента в онлайн- и оффлайн-каналах. Впервые в рамках акции «Черная пятница» ретейлер также снизил цены на различные модели iPhone и iPad.

— В «Связном» ожидают, что в 2016 году еще больше покупателей воспользуются возможностью приобрести товары по сниженной стоимости в рамках «Черной пятницы», — рассказал «Реальному времени» Сергей Тихонов, руководитель пресс-службы ретейлера «Связной». — Это связано с несколькими факторами. С одной стороны, все больше клиентов целенаправленно ждет глобальных распродаж, чтобы купить гаджеты и аксессуары к ним по выгодным ценам. С другой — в рамках подобных акций растет количество спонтанных покупок, о чем говорит увеличивающийся с каждым годом спрос на аксессуары и носимую электронику. Кроме того, на популярность акции в «Связном» положительно повлияет выбор омниканальных сервисов. Покупатель может сделать заказ на сайте, через электронные каталоги в магазинах или зарезервировать гаджет в салонах ретейлера. По итогам «Черной пятницы» в 2016 году компания планирует увеличить продажи в онлайн-канале не менее чем в 2 раза относительно среднего показателя ноября, а количество заказов — более чем в 3 раза.

Схожие планы строят и другие сети.

На сколько все это действительно привлечет покупателей, пока неизвестно. Среди уже опытных участников-покупателей «черных пятниц» распространилось мнение, что серьезно сэкономить в эти дни зачастую нельзя. А подтверждение этих слов легко можно найти в соцсетях. Например, пользователь Maximus_880 в своем «Твиттере» выложил фото, сделанное в одном из магазинов бытовой техники и электроники.

Дмитрий Семягин, Лина Саримова

Новости партнеров