«Не черная пятница»: почему казанские застройщики не смогли найти покупателей в ТЦ?

Сегодня в рамках Казанской недели недвижимости в «Сувар Плазе» проходит «черная пятница», когда застройщики должны предлагать максимальные скидки покупателям на объекты недвижимости. Но корреспондент «Реального времени», побывавший на выставке, обнаружил, что большинство предлагаемых акций проходят еще с начала декабря, а покупатели вовсе не выстраиваются в очереди за квартирами.

Нонсенс на рынке недвижимости

Как проходит «черная пятница», знают все: ретейлеры привлекают покупателей большими скидками на свои товары, а те в свою очередь покидают торговые центры, предварительно отстояв длинные очереди. В последние годы стали популярны онлайн-распродажи, в которых активное участие принимают в том числе и татарстанцы.

С этой точки зрения «черная пятница» на рынке недвижимости фактически является нонсенсом. Все-таки покупку квартиры не сравнить с покупкой платья — она требует гораздо больших финансов, поэтому к ней люди готовятся гораздо более основательно: находят информацию о застройщике, сравнивают планировки и цены. И все же в Казани предприняли такую смелую попытку — в рамках недели недвижимости в «Сувар Плазе» 25 декабря должна была пройти «черная пятница», когда застройщики давали бы максимальные скидки на свои объекты.

Отметим, что Казань — не единственный город, где проводится такое мероприятие. Пальма первенства, конечно же, принадлежит Первопрестольной. В Москве оно проходило в этом году, с 17 по 19 июля. За это время было продано 196 лотов квартир на 1,03 млрд рублей. При этом скидки доходили до 36%. Идея онлайн-распродажи жилья принадлежала предпринимателям Джамилю Гусейнову и Филиппу Третьякову.

Один из организаторов недели недвижимости в «Сувар Плазе», владелец и редактор журнала First key Рамиль Усманов признается, что при подготовке «черной пятницы» в Казани, безусловно, учитывался опыт Москвы, но от услуг столичных специалистов пришлось отказаться. «Московские организаторы пытались предлагать в Казани подобного рода мероприятия, но их услуги стоят 1,5 млн рублей. Застройщики и так переживают не самое лучшее время. Конечно, казанский рынок недвижимости не настолько огромен, как рынок недвижимости Москвы, тем не менее мы стараемся делать интересные мероприятия», — рассказывает он.

Минус 1 000 рублей за «квадрат» и предложения для инвесторов

На казанской «черной пятнице» побывал и корреспондент «Реального времени». Но, пройдя между стендами, он обнаружил, что большинство представленных акций застройщики анонсировали еще в начале декабря на своих сайтах. О многих из них наше издание уже писало в материале, посвященном обзору предновогодних скидок от строительных компаний.

Так, например, квадратный метр во всех квартирах пригородного ЖК «Светлый» в Пестречинском районе от ООО «Антей» стоит 35 тыс. рублей. Скидка действует до 31 декабря. Напомним, что в рамках «июльских цен» стоимость «квадрата» и так снижалась до 36 тыс. рублей, правда, акция тогда распространялась не на все категории квартир.

Спецпредложения компании «7Я», по которым трехкомнатные квартиры стоят от 5,1 млн рублей, а однокомнатные — от 2, 4 млн, также появились задолго до «черной пятницы». Еще одна акция — при покупке от трех однокомнатных квартир стоимость каждой из них составляет от 2,2 млн рублей. Правда, ранее она позиционировалась как акция для инвесторов. Но сложно представить, что инвесторы будут прогуливаться по торговому центру в поисках объекта для финансовых вложений или спонтанно покупать сразу по три квартиры, придя за одеждой или продуктами.

Компания «Сити-строй» предлагает скидку в размере 150 тыс. рублей при покупке квартиры в большинстве своих жилых комплексов. В ЖК «Взлетная полоса» (застройщик — ООО «ИСК Варикус») готовы снизить стоимость «квадрата» на 1 000 рублей. Чтобы посчитать суммарную скидку, в качестве примера возьмем однокомнатную квартиру в 45 кв. м. Учитывая, что ее стоимость составляет около 2,4 млн рублей, дисконт в размере 45 тыс. не кажется таким уж огромным. Пожалуй, специальную акцию к распродаже в «Сувар Плазе» подготовили только в отделе продаж «Тандем-Д» (входит в группу «Дар» вместе с ИА РТ) — скидка 500 тыс. рублей на все квартиры в экопарке «Дубрава».

Один из крупнейших застройщиков «Сувар Холдинг» предлагает скидку в 8% на все жилые и коммерческие объекты.

Обращаем внимание, что в казанской строительной «черной пятнице», помимо «Сувара» и «Сити-строя», не стали участвовать ключевые татарстанские застройщики — «Унистрой», «Ак Барс девелопмент», «Грань», ЖИК г. Казань, ЮИТ и другие. Большинство из них отказались комментировать нам свое неучастие. По мнению Усманова, крупные компании воздержались от участия из-за страха перед новизной.

Имиджевая выставка вместо тотальной распродажи

Состав участников держался в секрете практически до самого открытия выставки. Объяснялось это тем, что клиенты, узнав о предстоящей «черной пятнице», могли бы отложить покупку в ожидании еще больших скидок. Но видимо, излишняя осторожность обернулась тем, что потенциальные посетители просто не узнали о предстоящем мероприятии — очередей у стендов мы не обнаружили. На невысокую проходимость сетуют и сами застройщики, участвующие в неделе недвижимости.

«Мы хотели, чтобы о нашей акции узнало как можно больше людей, это одна из возможностей привлечь клиентов. На этой выставке посетителей не так много, как хотелось бы. Тут оказали влияние несколько факторов. Во-первых, сейчас Новый год, у всех свои заботы. Во-вторых, если вы обратите внимание, не совсем понятно, что здесь проходит выставка, нас сложно найти», — рассказала Алена Олейникова, менеджер по рекламе компании «Антей».

Представитель компании «ИСК Варикус» также пожаловался на отсутствие знаков, указывающих на местонахождение выставки. По его словам, чаще всего к стендам подходят те, кто случайно проходит мимо, а доля тех, кто действительно заинтересован в покупке жилья, составляет около 1%.

Как считает Наиля Чабаненко, гендиректор «Сувар Холдинг», участие в выставке скорее предполагает поддержание имиджа, нежели активное привлечение покупателей скидками. «Мы всегда участвуем в выставках, потому что любая выставка, где бы она ни проходила, это прежде всего выставка имиджевая. Даже человек, который не хочет купить квартиру, проходя по этому торговому центру, видит название. Может быть, он еще и не задумывается о покупке, но он приходит в торговый центр и видит название компаний. Оно все равно у него откладывается. Таким образом, мы заявляем прежде всего о том, что такой крупный застройщик есть на рынке, и предлагаем жилую и коммерческую недвижимость. При этом есть люди, которые до последнего ждали, что в конце года обязательно будут скидки».

Три причины, почему «черная пятница» не стала «черной»

Прежде всего, стоит отметить, что подобные мероприятия на казанском рынке вообще не пользуются большой популярностью. К примеру, похожие выставки ежегодно проходят и на площадках Казанской ярмарки. Но как правило, ее самыми активными посетителями остаются сами участники, тогда как о реальных продажах и крупных сделках говорить не приходится, уверен Руслан Хабибрахманов, руководитель агентства недвижимости «Флэт».

«Причина «провала» казанской ярмарки, на мой взгляд, в не очень удачном охвате как населения, так и целевой аудитории», — считает и Анастасия Гизатова, руководитель агентства недвижимости «Счастливый дом».

Еще одна причина, по которой выставка в «Сувар Плазе» не имела ожидаемого успеха, — время ее проведения. Конечно, кажется, что Рождество — хороший повод для проведения интересных и красивых маркетинговых акций, когда рекламные баннеры можно украсить елочными ветками, Дедами Морозами или снежинками. Но тут важно учитывать специфику рынка недвижимости: застройщики начинают работать со своими клиентами и предлагать акции еще в ноябре, потому что в конце декабря уже происходит заключение сделок, а не выбор жилых комплексов. Если вспомнить московскую «черную пятницу», она проводилась в июле, когда рынок недвижимости переживал застой. Тогда распродажа вдохнула в него жизнь и активизировала продажи, поэтому ее проведение было более эффективным.

Вопросы вызывает и площадка, выбранная для проведения подобного мероприятия. «Все-таки в торговый центр приходят не с целью купить недвижимость, поэтому можно предположить, что это не совсем та аудитория», — считает Руслан Хабибрахманов. В данном случае можно рассчитывать скорее на ликбез, знакомство с застройщиками, нежели на реальные продажи.

И последнее: сами «черные пятницы», которые проходят в Казани и многих других российских городах, сильно отличаются от тех, какие можно наблюдать в Америке, Западной Европе или Австралии. Пока в нашей стране подобные распродажи не стали неотъемлемой традицией: даже ретейлеры не готовы давать баснословные скидки (не говоря уже о надежных застройщиках), поэтому и потребители не откладывают покупки в ожидании «черной пятницы».

«Любой пиар какую-то пользу приносит»

И все же делать выводы преждевременно, считает Анастасия Гизатова. «Об успехе данного мероприятия можно будет судить позднее, когда застройщики подсчитают реализованные сделки по поступившим денежным средствам, а не только проходимость. Хотелось отметить интересную рекламную кампанию, креативный подход», — говорит она.

Сходного мнения придерживается и Руслан Хабибрахманов: «Самое главное — чтобы строительные фирмы отслеживали эффект. Наверное, во время сниженного спроса любой пиар какую-то пользу приносит».

К слову, о креативном подходе. Обвинять организаторов в том, что они совсем ничего не делают для привлечения клиентов, нельзя. Ежедневно в «Сувар Плазе» проходят развлекательные мероприятия, которые должны привлечь внимание посетителей ТЦ. К примеру, буквально вчера здесь проходило шоу «Мулен Руж». Но, как отмечают участники, такие меры все же не могут обеспечить поток клиентов.

Гуландам Зарипова, фото автора

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров