Елабужские школьники на YouTube советуют Медведеву, шутят над Михалковым и идут на «днюху» президента Албании

Игорь Киняев — скромный учитель английского языка из провинциальной елабужской средней школы № 8 — на этой неделе стал героем на страницах ряда федеральных СМИ. Внимание журналистов он привлек как идейный вдохновитель, оператор, монтажер и сценарист видеороликов, где его ученики рассуждают на актуальные социальные и политические темы, проводят экскурсии по Елабуге и рассказывают о национальных особенностях той или иной страны. Посмотреть все ролики можно на канале школы № 8 на YouTube, существующего с 2014 года, но к которому внимание общественности привлекли федеральные СМИ только на этой неделе. В интервью «Реальному времени» Игорь Киняев рассказал, какая основная цель проекта, как на него отреагировали сами дети и администрация школы, и почему новый видеоролик будет посвящен дню рождения президента Албании.

«Здесь учатся дети, которым не чуждо творчество»

Канал школы № 8 на YouTube появился 27 декабря 2014 года. В описании канала значится, что это «Канал самой обыкновенной российской школы. Здесь учатся дети, которым не чуждо творчество». Практически за 2 года на него подписались 1 904 пользователя и было загружено 29 роликов, которые посмотрели общим счетом 134 тысячи раз. Одним из самых просматриваемых видео стал клип ко Дню Победы, который набрал 27 тысяч просмотров. Его обогнал, пожалуй, только клип «Об исследованиях космоса и любви к космонавтам», который собрал 57 тысяч просмотров и практически 400 комментариев. В среднем один ролик набирает не более 3 тысяч просмотров.

За последний месяц ученики школы успели выразить в видеороликах свои мысли по поводу детских боев в Чечне, нового налога для туристов (там дети на фоне школьной доски рассуждают о том, сколько налогов взимали в древнем Риме и стоит ли вкладываться в развитие туризма в современной России), дали дельные советы Дмитрию Медведеву и высказали свое мнение по поводу утверждения Мединского о необходимости защитить отечественное кино от Голливуда.

Сами ролики объединяют в себе как познавательный, развивающий момент, так и критику определенных процессов, происходящих в российском обществе. Информация подается предельно лаконично и по-взрослому. В ролике, посвященном высказыванию министра культуры, школьники практически с первой секунды говорят о том, что пока неизвестно, какими мерами собираются спасать отечественное кино, но на всякий случай они надеются, что их не будут принудительно сгонять на фильмы Михалкова и Федора Бондарчука.

Стоит отметить и креативность, с которой подошли к монтажу видеороликов. Когда речь заходит о режиссерах, на экране выскакивает довольный Никита Михалков, с улыбкой протягивающий свою руку к долларовой купюре. А вот высказывание Мединского про необходимость защиты нашего кинематографа от Голливуда сопровождается сценой из «Властелина колец». Правда, там Гендальф с головой грустного Владимира Мединского борется с чудовищем, к которому прифотошоплена голова… Леонардо ди Каприо. Но это не главное достояние ролика — по сути, за три с половиной минуты дети на полном серьезе критикуют сложившуюся на рынке киноиндустрии ситуацию и даже предлагают свои способы решения проблемы.

Не менее интересным оказался и ролик, в котором школьники дают дельные советы Дмитрию Медведеву. На самом деле речь идет о предложении премьер-министра переименовать кофе американо в русиано. Детям эта идея не только понравилась, они сами предложили еще несколько вариантов названий напитков. К слову, объявил об этом один из учеников школы, который сидел на фоне фотографии Барака Обамы, попивающего из чашки. В итоге вместо американо дети предложили использовать одно из следующих названий: роснано, банано, залдостано, дагестано, татарстано и квасиано. Интереснее подборка получилась для капуччино: трампуччино (причем логотипом кофе в этом случае станет голова Дональда Трампа, что-то экспрессивно высказывающая), улючино (с серьезным лицом Алексея Улюкаева) и мизулино (думаем, вы сами догадались, кто изображен на кружке). После своих предложений дети уже на полном серьезе рассказывают о том, откуда пошло название кофе американо и вообще имеет ли это какое-то отношение к США. Школьники также предположили, какими ответными мерами отреагирует Америка на переименование кофе.

О всех роликах рассказывать вам не будем, дабы вы сами при просмотре оценили творчество школьников. Но зато мы пообщались с создателем всех этих роликов — учителем школы № 8 Игорьем Киняевым, который в интервью «Реальному времени» и рассказал подробнее о своем проекте.

О реакции администрации и школьников

— Игорь, расскажите немного о себе и о том, как вообще родилась идея снимать видеролики со школьниками?

— Я поступил в Елабужский педагогический университет в 2006 году, а закончил его уже как филиал Казанского федерального университета. Работать в школу устроился в 2014 году — это было мое первое место работы. До этого я увлекался любительской видеосъемкой, причем снял пару видеороликов во время педагогической практики. Мне всегда было интересно работать с детьми, потому что они стараются себя как-то продемонстрировать, креативно подойти к этому делу. У меня была и остается цель: найти какой-либо грант или источник финансирования, чтобы создать в школе свою учебную видеостудию. У нас в Елабуге при университете есть своя видеостудия для студентов, но в школе пока что ни одной такой студии нет. Если мы когда-нибудь достигнем этой цели — будет здорово. Поэтому я с самого начала хотел научить детей сниматься: как говорить, держать себя перед камерой, чтобы имея какое-то уже накопленное количество материала и опыт, мы могли рассчитывать на студию.

Мне всегда было интересно работать с детьми, потому что они стараются себя как-то продемонстрировать, креативно подойти к этому делу

— Вы сейчас снимаете на GoPro, если не ошибаюсь? Все оборудование ваше?

— Оборудование — да, все мое. Камера, штатив и диктофон — на этом, собственно, все. Первые ролики в 2014 году были сняты на обычную камеру. Потом была GoPro, но я ее летом утопил в море. Поэтому сейчас у меня другая камера — тоже экшн, но не GoPro.

— Как на вашу инициативу отреагировали дети и, собственно, сама администрация школы?

— Сами дети реагируют позитивно, потому что им это интересно. Интернет — как раз их сфера обитания, поэтому выделиться среди остальных в таком формате, как YouTube, — это что-то значимое для них. У них есть личный стимул, но я бы не назвал его тщеславием, потому что это какое-то негативное слово — есть желание показать себя. Дети участвуют в съемках с большим интересом и их даже не надо упрашивать — они сами готовы воевать за то, кто будет сниматься в том или ином ролике. Так что в актерах недостатка нет.

Администрация также отреагировала очень положительно, особенно первый директор, при котором я работал, — Анатолий Иванович Остроумов (был директором школы с 1990 по 2015 годы, — прим. ред.). Он эту идею поддерживал, потому что, несмотря на свой возраст — он тогда работал уже последний год и был уже в преклонном возрасте, всегда пытался внедрить в школе что-то новаторское, выделиться на фоне остальных школ. Поэтому эту идею он поддерживал обеими руками. Понятно, что финансово администрация не могла поддержать, поскольку школы находятся на бюджетном финансировании, и просто так дать деньги на какие-то цели директор не мог. Но он поддерживал в моральном плане и путем различных надбавок и премий. Наш новый директор с прошлого года Миннечулпан Наилевна Сафина тоже поддерживает нас с большим интересом.

«К некоторым вещам они приходят сами, а какие-то я сам добавляю в сценарий»

— Получается, вы сами пишете сценарий и сами потом монтируете видео?

— Сценарий я предварительно всегда обговариваю с учениками: насколько хорошо они знают проблему, близка ли она им, согласны ли они с определенной точкой зрения? А монтаж делаю сам.

— Но на видео слова дети заучивают или говорят своим языком?

— К некоторым вещам они приходят сами, а некоторые я добавляю в сценарий. Но, естественно, без такого, чтобы я говорил через детей. Мы всегда обговариваем, согласны ли они с этими утверждениями. А сценарий прописываем все вместе.

— Сколько времени уходит на создание одного ролика?

— Бывает по-разному. Иногда видеоролики снимаются вообще без написания текста. Приходят дети, у которых подвешен язык, встают перед камерой, и я им говорю, на какую тему снимаем видео. И уже по ходу записываем. В одном из последних роликов мы рассказываем про Елабугу. Мы его снимали вообще на месте — приезжали к памятнику или музею, и дети с ходу рассказывали, что они о нем знают.

— А темы по какому принципу отбираете? Многие ролики сняты на актуальные и волнующие темы.

— Но не все. Просто эти темы волнуют многих и мне кажется интересным, когда это произносится устами тех, от кого ты этого не ждешь. Ну и я все-таки замечаю, что в каждом классе есть дети, которым действительно не безразличны эти темы. Они не занимаются целыми днями бесполезными занятиями — гуляют или сидят в интернете, с ними интересно работать, они могут сказать что-то толковое.

— Школьники каких классов принимают участие в съемках?

— В основном те классы, в которых я преподаю. На сегодняшний день это 8-е и 9-е классы. В прошлом году они, соответственно, были в 7 классе, до этого в 6-м — это все одни и те же ребята. Если что-то требуется, я иногда обращаюсь к другим учителям за старшими классами.

— Расскажите о своем новом ролике?

— Для следующего видеоролика, который я сейчас готовлю, я впервые набрал детей из 2-го класса. В нем я начал преподавать английский язык с нуля в этом году и как раз решил параллельно приобщить их к этой деятельности. Мы сняли видеоролик о дне рождении президента Албании, как бы это странно ни звучало. Может быть вы смотрели среди наших видеороликов про Китай? Он самый длинный у нас — 9 минут. Этот проект посвящен странам мира, и в нем мы просто рассказываем интересные истории о Китае. В планах также снять небольшие географические ролики о других странах. В этом году пришла идея снять про Албанию, потому что я там был летом — страна действительно мало изучена, в России о ней практически ничего неизвестно. Хотя рассказать есть о чем.

У нас это будет не просто сухое изложение материала — в этом видеоролике будут вставлены сценки, на которых как будто президенты всех стран собираются на днях рождения друг у друга и поздравляют. В этот раз будет день рождения президента Албании и другие президенты будут дарить ему национальные подарки. Президент Японии, скажем, дарит видеокамеру, президент Китая — веер, президент России — матрешек. Играть этих президентов будут дети из 2 класса. Мы подадим это достаточно просто, без каких-либо политических подтекстов. Ролик будет связан только с национальными особенностями — например, президенты Индии и Китая оденутся в национальные костюмы.

Сценарий я предварительно всегда обговариваю с учениками: насколько хорошо они знают проблему, близка ли она им, согласны ли они с определенной точкой зрения? А монтаж делаю сам

— Когда можно будет увидеть ролик?

— Я планирую загрузить его в воскресенье. Но он большой и много времени занимает монтаж — я делаю его уже месяц. Все будет зависеть от техники, от других обстоятельств, тем более мое расписание перегружено. Поэтому гарантировать не могу, но планирую на воскресенье.

Главная цель развивать детей

— За все время существования канала была ли какая-либо реакция на ваши ролики? Например, Сергей Шнуров не отреагировал на критику клипа «В Питере — пить»?

— Я думаю, Шнуров не знает об этом видеоролике. За все время этот сюжет набрал 2 тысячи просмотров, 1,3 тысячи из которых — за несколько первых дней. А вообще, в интернете такие вещи долго на себе внимание не задерживают. Наш самый популярный видеролик про космонавта Корниенко несколько недель погулял по соцсетям, набрал 2, может быть, 3 тысячи просмотров за это время и все. И реакции у тех, о ком мы снимали ролики, я не видел. Ни у космонавта Корниенко, ни у Шнурова, ни у еще кого-либо.

— Что вы хотите сказать этими видеороликами? Какова цель?

— Цель остается той, которая была изначально. В первую очередь — развивать детей. При съемке они учатся формулировать свои мысли, говорить, у них ставится дикция, развивается критическое мышление. Изначально задумывалась учебная студия, хоть я сам и не журналист по образованию. Тем не менее, я думаю, что какие-то базовые вещи я могу до них донести. Я действительно заметил, что дети, которые изначально не умели себя держать перед камерой, невнятно говорили и плохо учили тексты, стали излагать свои мысли намного лучше. Помимо учебной цели я бы хотел просто привлечь детей к этому роду деятельности. Ну и, само собой, это не было целью, но уже стало заметно как результат — повышение престижа школы. Не конкретно нашей, а школы, как социального института, потому что сейчас ходит такое мнение, что школа — это место, где детям прививают шаблонное мышление, убивают всю индивидуальность.

— В начале нашего разговора вы сказали, что хотели бы выиграть грант на создание учебной студии. Вы уже пытались подавать заявки на какие-либо конкурсы?

— Пока я даже найти их не могу. Вот сколько бы ни искали — у нас и завуч, и педагог-организатор по воспитательной работе интересовались… Но сейчас просто многие гранты упраздняются. Думаю, мы даже не будем долго ждать и в конце этого года или в начале следующего попробуем податься на краудфандинг (краудфандинговые платформы позволяют привлекать финансирование простых людей на тот или иной интересный им проект).

Мария Горожанинова, фото vk.com

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров