Татары на железном коне: «телеги нечестивых», первые байкеры и отказ делиться машиной с фронтом

Татарские автолюбители и мотоциклисты в начале XX века

Историк и колумнист «Реального времени» Лилия Габдрафикова откликнулась на колонку другого нашего автора Льва Жаржевского про первые автомобили в Казани и специально для нашего издания подготовила свой материал — о том, как в стародавние времена татары приобретали невиданные доселе машины. С учетом, что на этой неделе произошло еще одно знаковое событие, которое, наверняка, войдет в историю — возвращение бывшего главного гаишника на госслужбу, мы не могли не порадовать своих читателей еще одной исторической зарисовкой.

Первые автовладельцы «арабов»

До конца XIX века транспорт был примерно одинаковым для всех слоев населения, отличаясь лишь стоимостью лошади, телеги или саней, а также тем, что кто-то был владельцем собственного экипажа, а кто-то нанимал его. Теперь подавляющая часть горожан была вынуждена пользоваться общественным транспортом, а представители богатых семей обзаводились еще и личными автомобилями. Социальная дифференциация населения становилась все более очевидной в том числе и в татарском мусульманском обществе.

Наиболее состоятельные татарские семьи в начале XX века приобрели автомобили. Но их, конечно, были единицы. Первые автомобили в Европе появились в 1880—1890 гг. В России же начало отечественного автопрома обычно связывают с 1896 годом, когда два изобретателя П.А. Фрезе и Е.А. Яковлев продемонстрировали легковой экипаж, рассчитанный на два места. Весьма любопытны в этой связи воспоминания дочери крымскотатарского просветителия Шафики Гаспринской о детстве.

Описывая жизнь своих родственников — симбирских фабрикантов Акчуриных, она упоминает некое «араба» (ударение на последний слог — прим. ред.). С турецкого языка это слово в основном переводится как автомобиль (в татарском «арба» — телега —прим. ред.). На этой машине Шафику и ее подружек катал дедушка — симбирский фабрикант Асфандияр Акчурин. Очевидно, это была одна из первых моделей автомобиля, и мощность ее не превышала трех лошадиных сил. Сама Шафика, записавшая мемуары уже в пожилом возрасте в Турции, так и называет: араба «старой модели». В воспоминаниях фигурирует ее мама З. Акчурина. Она умерла в 1903 году, стало быть, речь идет о времени до этой даты — о рубеже XIX—XX веков. Родившаяся в 1886 году Шафика Гаспринская тогда была подростком и без родителей гостила у дедушки в Симбирской губернии. К сожалению, она не пишет о том, какие чувства вызывала эта техническая новинка у нее и у окружавших ее людей. Судя по ее тону, они воспринимали «арабу» вполне спокойно.

При этом у большинства богатых татар первые автомобили появились в 1910-х. Хотя и таких автовладельцев было очень немного. Например, в 1912 году купил автомобиль фирмы «Гралле» на 30 лошадиных сил казанский купец Мухаметзян Каримов. В Троицке обладателем первого автомобиля стал купец Муллагали Яушев. Оренбургские купцы братья Хусаиновы также одними из первых обратили внимание на техническое чудо. В 1913 году они предоставили свой автотранспорт приехавшему в Оренбург ученому-востоковеду Василию Бартольду. В Вятской губернии до лета 1914 года пользовались личным автомобилем в семье дворянина Шейх-Али, с началом войны транспортное средство было конфисковано.

«Телеги нечестивых оскорбляют религию»

Новый транспорт, не имевший ранее никаких аналогов, был принят российским обществом неоднозначно. И не только в России. В сознании людей транспорт был прочно связан с образом основного перевозчика — лошадью. Поэтому в некоторых проектах первым автомобилям пытались придать внешний облик лошади. Например, капот делался в виде головы животного, остальная часть автомобиля представляла с собой экипаж на колесах. Основным мотивом таких проектов была забота о лошадях, которые якобы могли испугаться самодвижущихся экипажей. Но, вероятно, сложно было перестроиться и самому человеку.

Не менее сложным было отношение к новым видам транспорта у татарского населения. Тем более, в мусульманской среде традиционно ко всему западному (иноверному) относились с недоверием. «Говорят, в магазин тетушки Садыйк кто-то обманом доставил автомобиль. Напишите об этом. Мол, телеги нечестивых оскорбляют религию», — с усмешкой писал поэт Г. Тукай в 1912 году.

Первое время автомобили называли «каретой без лошади», «самодвижущимися экипажами» и их могли позволить себе не все богатые люди. Но интерес к данному виду техники неуклонно рос с каждым годом. Например, в Уфе еще в 1907 году было всего 3 автомобиля. К 1914 году в губернском центре в личном пользовании их насчитывалось уже 15, остальные 4 были служебными машинами. В Уфимской губернии перед Первой мировой войной проживали всего 25 автовладельцев. Судя по всему, первые машины в Уфе появились в 1906 году, именно тогда городская дума установила сбор с автомобилей (по три рубля в год). Из мусульман в Уфе являлись владельцами «самодвижущихся экипажей» торговец В. Вахитов, ему принадлежала легковая машина «Ольдмобиль» на 10 лошадиных сил, и землевладелец, известный общественный деятель С. Джантюрин. Его «Форд» тянул на 18 лошадиных сил. Интересно, что татарские купцы вскоре уже начали торговать автомобилями и сопутствующими деталями. Например, в уфимском торговом доме братьев Каримовых в 1915 году предлагали автомобильные камеры и шины фирмы Мишленъ.

Как машины «косили» от призыва в армию

Хотя к этому времени многие счастливые обладатели новых транспортных средств уже распрощались с ними. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, наряду с воинской мобилизацией была объявлена и автомобильная повинность. К сожалению, реестры сданных гражданами автомобилей сохранились не в полном виде, либо не везде указаны хозяева. Мы не можем представить полную картину. Например, в Самарской, Саратовской, Пензенской губерниях, не было ни одного татарина-автовладельца. В Вятской губернии, как уже было указано ранее, проживал только один автолюбитель — дворянин Шей-Али. В Уфимской — С. Джантюрин, В. Вахитов.

Житель села Набережные Челны Мензелинского уезда Г. Муллин крестьянского сословия сдал мотоциклет фирмы «Гоган Пушъ». Муллин занимался торговой деятельностью и за четыре года до этого, в 1910 году женился на дочери елабужского дьякона Л. Зубаревой из Вятской губернии. Дочь православного священнослужителя приняла ислам. Очевидно, одним из проявлений успешности челнинского торговца являлось и владением новым транспортным средством.

«Форд» С. Джантюрина, по всем параметрам отвечающий требованиям автомобильной повинности, предстал перед уездным исправником в абсолютно разбитом состоянии. В ходе проверок выяснилось, что автовладелец выехал на нем 20 июля из своего имения в д. Килимово Белебеевского уезда в г. Вятку, оттуда направился в Петроград (там у Джантюрина был собственный дом), а «в 20-х числах августа автомобиль привезли поломанным» обратно в имение. Остается неясным, машина намеренно была доведена до такого состояния или это лишь стечение обстоятельств.

Аналогичный случай произошел и с казанским предпринимателем и общественным деятелем Бадретдином Апанаевым. В 1914 году он купил у Царевококшайской уездной земской управы четырехместный автомобиль «Форд» на 22,5 л. с. На момент объявления военно-автомобильной повинности новый хозяин даже не успел перевезти машину из Царевококшайска в Казань. В результате, первый осмотр Апанаев пропустил, потом сослался на то, что автомобиль подлежит ремонту (он был сломан по дороге в Казань). После починки комиссия признала машину непригодной для армии.

Предтечи байкеров

Среди татарской молодежи, как уже упоминалось выше, были любители быстрой езды на мотоциклах. Например, если в Казани долгое время единственным владельцем автомобиля был купец Каримов, то на мотоциклетах ездили А.Б. Апанаев, М.С. Монасыпов, Даутов, Аитов. Это были транспортные средства небольшой мощности на 1,5—2,5 л. с. В Мензелинске в конце 1917 года единственным владельцем мотоцикла был сын местного купца Сеитбатталова. В уездном центре, где велосипедистов насчитывалось всего 5 человек, это было заметным явлением.

Причем мотоциклы имелись не только у городских татар, но и у сельских. Так, кроме челнинского мотолюбителя Г. Муллина, еще один обладатель мотоцикла фирмы «Дукс» на 2,5 л. с. проживал в деревне Старые Чечкабы Свияжского уезда Казанской губернии. Крестьянин Валиахмет Шагиахметов купил модное транспортное средство в марте 1914 года.

Таким образом практическая польза новых видов транспорта довольно быстро была признана мусульманским сообществом Волго-Уральского региона, а автомобили и мотоциклы нашли своих почитателей среди членов семей татарских предпринимателей и чиновников. Техническая подготовка некоторых из них пригодилась в годы Первой мировой войны. Например, выходец из села Гурьевка Симбирской губернии (там находилась Акчуринская суконная фабрика) Абдулла Арифуллович Резепов служил в воздухоплавательном отряде, воевал на Западном фронте в качестве летчика. Выпускник московской гимназии в качестве своей довоенной профессии в анкетах указывал обычно «шофер».

Лилия Габдрафикова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Лилия Рамилевна Габдрафикова — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан.

  • Окончила исторический факультет (2005) и аспирантуру (2008) Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
  • Автор более 70 научных публикаций, в том числе пяти монографий. Колумнист «Реального времени».
  • Ее монография «Повседневная жизнь городских татар в условиях буржуазных преобразований второй половины XIX — начала XX вв.» удостоена молодежной премии РТ 2015 года.
  • Область научных интересов: история России конца XIX — начала XX вв., история татар и Татарстана, Первая мировая война, история повседневности.

Новости партнеров