«Над всей республикой зонтик не поставишь: где-то случатся обильные снегопады, где-то гололед»

В Казани снег решили складировать вдоль обочин дорог из-за нехватки денег на вывоз

«Над всей республикой зонтик не поставишь: где-то случатся обильные снегопады, где-то гололед»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

С наступлением зимы дорожная ситуация заметно осложняется, но и в этот раз дорожники снова дали клятву бороться с неблагоприятными погодными условиями изо всех сил. И не зря! Ведь бюджетного финансирования для нормативного содержания дорог в зимнее время достаточно, оно даже ежегодно индексируется на 10%, заявил министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин. В пересчете на один километр больше всего денег тратится на федеральные трассы — до 900 тыс. рублей, на региональные — до 200 тыс. рублей, а больше всего хлопот с муниципальными дорогами, как выяснил корреспондент «Реального времени».

Не последняя зима?

Предстоящая зима станет для татарстанских дорожных подрядчиков «переходным этапом» для выхода на очередные многомиллиардные тендеры на ремонт и содержание дорог федерального и регионального значения. В июне этого года истекают трехлетние контракты на обслуживание дорог регионального значения, заключенные с ГКУ «Главтатдортранс», а еще через полгода заканчиваются контракты на обслуживание дорог федерального значения, заключенные пять с половиной лет назад с ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» общей ежегодной стоимостью до трех млрд рублей. Их ключевыми исполнителями являются четыре дорожные компании: ОАО «Татавтодор», ОАО «Алексеевскдорстрой», ООО «Татнефтедор» и ОАО «Каздорстрой», которые на протяжении многих лет отвечают за качественное содержание дорог, но в этот «заключительный» зимний сезон им предстоит работать «без сучка и задоринки».

По всей видимости по этой причине на отчетный брифинг о готовности дорожного комплекса к зиме прибыли лично министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин, глава ГКУ «Главтатдортранс» Эдуард Данилов, глава ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Ильдар Мингазов и председатель комитета внешнего благоустройства Казани Игорь Куляжев. После катастрофического ледяного дождя, который по их общему мнению оказался стихийным бедствием, дорожникам придется быть готовым к любым природным катаклизмам. Тут, правда, Ленар Сафин оговорился, заметив, что по нормативу время ликвидации зимней «скользкости» по федеральным и региональным трассам составляет четыре часа, а на остальных автодорогах — шесть часов.

Дорожникам проиндексировали бюджет на 10%

Дорожники входят в зиму с завидным бюджетом. Отвечая на вопрос «Реального времени» о достаточности финансирования на содержание дорог, Ленар Сафин сообщил, что в этом году на эти цели было выделено 3,5 млрд рублей из дорожного фонда РТ, из которых 60% суммы будет направлено на оплату долгосрочных контрактов в зимний период. Таким образом, зимнее содержание дорог в Татарстане обойдется республиканскому бюджету в 2,1 млрд рублей. Причем, эта сумма индексирована на 10%, что даже выше уровня инфляции.

«Никаких задержек и нехватки финансирования на сегодняшний день у нас нет, — заверил министр. — По заданию заказчика подрядчики выполняют все объемы работ в полном соответствии с контрактами, — подчеркнул он. — На сегодняшний день у наших основных подрядных организаций техника обновлена более чем на 80%. В контрактах жестко прописаны требования: срок, год выпуск техники — все это отслеживается. Более того, мы с коллегами объезжаем все подрядные организации, чтобы удостовериться, насколько они подготовлены». В свою очередь глава ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Ильдар Мингазов добавил, что в этом году на обслуживание федеральных дорог, проходящих по территории Татарстана, выделено 906 млн рублей. Из них также 60% суммы придется на зимнее содержание дорог.

Отдельная проблема — освещение дорог. «Обязательного норматива по освещенности дорог нет, поэтому это точечное мероприятие для ликвидации мест концентрации ДТП. И впредь — нет задачи осветить все 13,5 тысячи километров дорог в РТ, — пояснил Данилов. — Ежегодно мы строим по 200 км искусственной сети освещения. — Но опоры освещения ставятся в основном в местах концентрации ДТП, на сложных участках и на участках дорог, которые пролегают рядом с общеобразовательными учреждениями. Около 200 млн рублей идет на содержание линий электроосвещения — на оплату электроэнергии, замену светильников, на кабели, замену опор при ДТП».

Минусовое сальдо в 400 км федеральных дорог

Заметим, что в этом году география обслуживаемых ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» изменилась. Как рассказал «Реальному времени» Ильдар Мингазов, общая протяженность дорог уменьшилась на 400 км и составила 1 775 км. «Мы получили в обслуживание территорию Ульяновской области и отдали Коми и Киров. Это минус 400 км», — отметил он. Интересно, что при этом бюджетные средства «не потерялись», т. к. за управлением закрепились дороги первой технической категории Ульяновской области, которые в стоимостном выражении оплачивают выше, а «ушли» дороги второй технической категории. «Общая сумма выделенных средств на все регионы составила 1,6 млрд рублей, из которых 900 млн пришлось на Татарстан», — уточнил он. Надо отметить, что в прошлом году ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» выделило на зимнюю дорожную компанию почти вдвое меньше — 500 млн рублей. Таким образом, при сокращении протяженности ремонтируемых дорог, подрядчики получили большую смету, и расходы на зимнее обслуживание 1 км федеральных дорог составили 871 тысячу рублей. Расходы на 1 км региональных дорог, по оценке Сафина, составляют 150—180 тысяч рублей.

Татарстан дорожных подрядчиков не меняет

Среди крупных исполнителей Ильдар Мингазов выделил ОАО «Татавтодор», которое выполняет более половины контрактов, и «Алексеевскдорстрой». Их работа не вызывает замечаний у заказчиков. Отвечая на вопрос «Реального времени», приходилось ли им менять подрядчиков по долгосрочным контрактам, Сафин и Мингазов были единодушны — недобросовестных подрядчиков в обойме нет. «Были определенные нарекания, но мы ни один контракт не расторгли, поэтому проблем с заменой подрядчиков нет, — подчеркивает Сафин. — На муниципальных дорогах возникают такие проблемы, но мы стараемся эту ситуацию мониторить. Понятно, что подрядные организации там несколько слабее, поэтому приходится помогать за счет региональных предприятий». «Все подрядчики, которые работают на федеральной сети дорог постоянные, недобросовестных мы пока не выявили», — заверил Мингазов.

Причем, заказчики рассчитывают на сохранение действующего состава подрядчиков. В беседе с «Реальным временем» глава «Главтатдортранса» Эдуард Данилов заметил, что только при подаче тендерной заявки нужно серьезное заявочное обеспечение, поэтому «фирмы с ручкой и печатью» к нам не заходят.

Меньше всего денег — у Казани

Глава комитета по внешнему благоустройству Игорь Куляжев не мог рапортовать о достижениях, скупо сообщив, что в этом году на казанские дороги выделено 1,2 млрд рублей, из них 839 млн рублей — на зимнее содержание. По его словам, выделяемая сумма каждый год уменьшается примерно на 5070 тыс. рублей в связи с тем, что бюджет Казани ограничен в своих возможностях. При этом им приходится не только счищать снег с дорог, но и убирать, и утилизировать его. «В последний раз расценки на текущее содержание дорог в зимний период в Казани принимались в 2010 году, и они не менялись», — пожаловался он. Из-за нехватки денег в этом году подрядчики будут вывозить снег только с автодорог первой категории.

В отличие от федеральных и региональных управлений, Казань выбирает подрядчиков только на один год, хотя при этом их состав тоже не меняется. «Текущим содержанием дорог занимаются подрядные организации, до конца этого года с ними заключен контракт. В начале следующего года по итогам проведенных открытых торгов будет определена подрядная организация», — сообщил он.

Луиза Игнатьева

Новости партнеров