«Подрядчики же не волшебники — если два дня идет буран, то снег с дороги практически невозможно убрать»

Четыре богатыря госзаказа по содержанию автодорог Татарстана до 2018 года

Как уверяют в татарстанском кабмине, к зиме готовы и федеральные, и региональные, и казанские дороги. Залог готовности — работа в зимний период 4 крупнейших дорожных подрядчиков РТ. Впрочем, как выяснила корреспондент «Реального времени», несмотря на обещания готовности, и федеральные, и местные чиновники жалуются на низкие тарифы оплаты работ по содержанию дорог.

«Крупнейшие татарстанские подрядчики»

Сегодня на брифинге в кабинете министров РТ отчитались о готовности автомобильных дорог Татарстана к зимнему периоду. Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артем Чукин в своем выступлении рассказал, что к работам по зимнему содержанию дорог приступили с 7 ноября. Организованы круглосуточные дежурства по федеральным, региональным и местным автомобильным дорогам. «Сегодня можно сказать, что подрядные организации к зиме полностью готовы и все работы были проведены заблаговременно», — заверил чиновник.

Интересно, что основные заказы по уборке дорог отданы крупнейшим татарстанским подрядчикам — ОАО «Татавтодор», ООО «Татнефтедор», ОАО «Алексеевскдорстрой» и ОАО «Каздорстрой». По федеральным и региональным автомобильным дорогам с ними заключены долгосрочные государственные контракты до 2018 года.

«Татавтодор» на 100% принадлежит татарстанскому минзему, это крупнейшая дорожная компания. Ее генеральный директор — Айрат Шаймиев. ООО «Татнефтедор» входит в нефтесервисный «Таграс-холдинг», который, в свою очередь, связывают с именем экс-главы «Татнефти» Шафагата Тахаутдинова. «Алексеевскдорстрой» — один из главных строителей дорог в РТ в последнее время, более чем наполовину принадлежит бизнесменам из поселка Алексеевское, одноименного района республики Фоату Валееву и Алексею Демидову. Семья Демидовых, к слову сказать, достаточно влиятельная и известная.

«Каздорстрой» — одно из старейших дорожных предприятий столицы РТ. Им владеет несколько физлиц: Ахунова Эльвира Равилевна, Гарипов Равиль Касимович, Гарипова Лилия Рашитовна, Николаев Иван Иванович, Пинская Миляуша Рашитовна, Фоварисова Зайнап Ахатовна.

По словам Чукина, подрядчики отработали уже несколько сезонов и, «как вы видите, никаких нареканий в работе не возникло».

Напомним, в 2013 году на свет всплыл скандал с предыдущими подрядчиками, когда во время непогоды на дорогах случился дорожный коллапс и оказалось, что организации не могут справиться с уборкой дорог. Тогда еще вице-премьер РТ Асгат Сафаров раскритиковал «Стройсервис» и «Камдорстрой», у которых, по его словам, на уборку километровых дорог в наличии было несколько лопат и две единицы техники. С этими подрядчиками новые контракты не заключались.

Для республики — только соль и песок

Если говорить о цифрах, то в этом году в распоряжении подрядных организаций имеется 1 035 единиц спецтехники, из них 352 комбинированные дорожные машины, 131 автогрейдера, 106 роторов, самосвалы, оборудованные снегоуборочным отвалом, бульдозеры и трактора. В этот перечень входит и 36 единиц новой снегуборочной техники. Кроме того, вся техника подключена к ГЛОНАСС и заведена в систему мониторинга министерства транспорта, рассказали на брифинге.

Для содержания республиканских дорог заготовлено 49 баз противогололедных материалов, 241 тысяча тонн песчано-соляной смеси (с 20% содержанием соли) и 12 тысяч тонн соли. Кроме того, оборудовано 66 теплых стоянок и 54 помещения для дежурств и отдыха рабочих и водителей. На региональных автомобильных дорогах также имеется 26 метеостанций для мониторинга и быстрого реагирования на погодные условия.

6 подрядчиков на федеральные трассы

Что касается федеральных трасс, по словам главного инженера ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Александра Анисимова, для очистки дорог от снежных отложений будет задействовано 313 единиц спецтехники. Кроме того, на 23 пескобазах заготовлено 132 тысячи тонн песчано-соляной смеси, а на трассах должны функционировать 29 метеопостов.

По данным Анисимова, 500 км федеральных дорог обслуживает «Татавтодор», 116 км — «Алексеевскдорстрой», 207 км — «Татнефтедор», 77 км — «Каздорстрой». Кроме того, здесь работают еще 2 подрядчика: «Восток» обслуживает участок в 105 кми «Волгадорстрой» (контролирует Айрат Миннуллин) — 18 км.


Не меняли тариф 5 лет?

Отчитался о подготовке к зимнему периоду и председатель комитета внешнего благоустройства Игорь Куляжев. Казань перешла на зимний режим содержания дорог 15 октября. Для уборки снега в столице РТ будет задействовано 556 единиц дорожной техники, а работу будут осуществлять 4 подрядчика — по одному на каждый из районов города.

Всего в городе на посыпку дорожной сети запланирован выход 234 единиц техники. При необходимости ее количество можно довести до 1 000 единиц. Дороги I категории (где ходит общественный транспорт, центральные улицы) обрабатываются противогололедным материалом. Дороги II категории (во внутриквартальных проездах и поселковые дороги) обрабатываются песчано-соляной смесью, так как на данный момент средств на стопроцентный переход на химический реагент недостаточно.

Отвечая на вопрос корреспондента «Реального времени», Куляжев пояснил, что в Казани содержание дорог обходится в 30 копеек в день за кв. метр дороги I категории, а содержание дорог II категории — в 20 и 10 копеек в зависимости от участка. По его словам, «тарифы на зимнее содержание не менялись с 2010 года».

Однако известно, что зимний тариф был повышен в 2011 году сразу в 2 раза, с 15 до 30 копеек на квадратный метр для дорог I категории. Летние тарифы подняли накануне Универсиады, в феврале 2013-го — также в 2 раза, с 12 до 20 копеек. Напомним, летний период содержания дорог продолжается 214 дней в году, а зимний — 151 день.

Повторения коллапса не будет?

Анисимов в продолжение темы посетовал, что на содержание федеральных дорог тратятся совсем небольшие средства. Так, круглогодичное содержание километра федеральной дороги обходится примерно в 500 тысяч рублей. «Имейте в виду, это не такие большие деньги, и когда предъявляют претензию, почему у подрядчиков недостаточно техники в «Буран»… На 500 тысяч ее достаточно, иначе вся техника становится нерентабельной», — закончил спикер. К слову, согласно тендерной документации, обслуживание 1 км дороги I категории в республике в 2014 году обходилось в 308 тысяч рублей.

Интересно, что в Татарстане за 10 месяцев этого года статистика ДТП на дорогах снизилась с 10 до 4%. По словам чиновников, в зимний период ДТП вызваны не плохим качеством уборки дорог, а нерадивыми автолюбителями. Вспоминая прошлогодний коллапс на дорогах, Чукин заметил: «В данном случае были пробки на федеральной трассе М7, они складывались в основном потому, что происходили ДТП. Отмечу сразу: не по допущенным подрядными организациями плохим дорожным условиям, а именно по причине плохих погодных условий и нарушений правил дорожного движения».

Тут же вступился Анисимов, который еще раз заверил, что техники у подрядчиков достаточно, «но они же не волшебники — если два дня идет буран, то снег с дороги практически невозможно убрать». По его словам, проблем было бы намного меньше, если бы еще водители соблюдали все правила и ездили с нормальной резиной.

Мария Горожанинова

Новости партнеров