«Химики в законе»: свои люди в охране, мечты Закарии о производстве и неявившиеся в суд свидетели

В Московском районном суде возобновился процесс по делу о многомиллионных хищениях на «Казаньоргсинтезе». В преступное сообщество было вовлечено более 20 человек, в том числе работники предприятия. С мая 2011 по март 2012 года сообщники похитили полиэтилен низкого и высокого давления, поликарбонат, а также другую продукцию на общую сумму почти 340 млн рублей. В ходе слушания были оглашены показания девяти свидетелей, которых с августа месяца пытаются привести в зал судебного заседания, но все попытки тщетны. Некоторые из показаний пролили свет и вскрыли новые детали преступных махинаций Закарии Закирова. Подробности в репортаже «Реального времени».

«Не мог даже предположить, что можно красть в таких масштабах»

Очередное заседание по делу о многомилионных хищениях с «Казаньоргсинтеза» продолжилось после недельного перерыва уже в новом здании Московского районного суда на улице Правосудия. На слушание был вызван целый ряд свидетелей, однако в храм Фемиды явились только трое. И все они в свое время приобретали продукцию у фирм, принадлежащих главному фигуранту процесса — Закарие Закирову.

Эмиль Сабитов, генеральный директор ООО «Тургай», с 2010 по 2012 годы работал заместителем директора «Компания Регион 116». Фирма занималась оптовой реализацией полимерных материалов. По словам свидетеля, компания с 2011 года покупала полиэтилен марки 11-9 у одной из фирм Закирова «ТК Стирол», расположенной по улице Гвардейская. «На базе я бывал, но внутрь никого не пускали, — рассказал Сабитов. — Я видел, что есть ангары, склады, шла погрузка. Мне было этого достаточно». Из подсудимых свидетель не узнал никого, фамилии Закиров и Шалда также мужчине ни о чем не сказали. Все же слова Сабитова разошлись с показаниями, данными в ходе предварительного следствия, которые зачитала прокурор Ольга Зарипова. Продукцию КОСа компания приобретала у ряда предприятий — дилеров «Казаньоргсинтеза». О том, что есть «ТК Стирол», стало известно в ходе взаимоотношений с другими поставщиками. Как выяснилось, на Гвардейской, 53 продавали полиэтилен низкого давления по цене ниже, чем у дилеров КОСа. Правда, от кого поступила такая информация, Сабитов не помнил. Приехав на базу, свидетель познакомился с Гульсиной Шалда (бывший бухгалтер предприятий Закирова. — прим. авт.), с которой в последствии и заключил договор о сотрудничестве. Все отношения с «ТК Стирол» в дальнейшем осуществлялись только с Шалда. Кто являлся хозяином по учредительным документам, Сабитов также сказать не мог. Однако не раз слышал, как во время погрузки часто звучало имя некоего Закарии. Если возникали проблемы, грузчики говорили: «Сейчас Закария приедет и разберется». В дальнейшем работа с «ТК Стирол» прекратилась, на смену пришла фирма «Стирол Синтез». Продукция здесь была та же, что и у предыдущей фирмы, руководила процессом также Шалда. По словам Сабитова, о том, что продукция краденая, он не знал, так как предположить даже не мог, что можно красть в таких масштабах.

Очередное заседание по делу о многомилионных хищениях с «Казаньоргсинтеза» продолжилось после недельного перерыва уже в новом здании Московского районного суда. Ирина Плотникова/realnoevremya.ru

Следующему свидетелю, Гумеру Сафину, начальнику правового обеспечения логистики ООО «СафПласт», названия фирм-продавцов Закирова вообще ни о чем не сказали. Компания закупает полиэтилен напрямую у «Казаньоргсинтеза». Как стало известно из зачитанных свидетельских показаний, данных в ходе предварительного следствия, в деле фигурирует накладная о реализации поликарбоната за наличный расчет у компании «Технопромпласт», дочки «СафПласта». Тут возник вопрос у главного фигуранта по делу о хищениях Закарии Закирова: «В 2010—2011 годах реализовывали ли вы на сторону продукцию?». На что свидетель ответил, что реализацией занимался только «Технопромпласт». В результате попыток собственного допроса свидетеля обвиняемый потребовал вызвать в суд генерального директора «СафПласт» Евсеева. «Сторона обвинения закончит и будем вас потом слушать, Закиров», — ответил ему судья Марат Макаров.

«Они все меня пытаются оговорить!»

Во второй части заседания решался вопрос об оглашении показаний свидетелей, которые, несмотря на неоднократные попытки привода, так и не явились на суд. Между тем, личная явка некоторых из них могла бы полнее восстановить полную картину преступных действий. Видимо, поэтому главный фигурант дела Закария Закиров так активно упорствовал оглашению. «Они все меня пытаются оговорить! Пусть в суд приходят», — настаивал обвиняемый. Впрочем, после недолгих препирательств с судьей было принято решение огласить все показания так и не явившихся свидетелей, поскольку очередные попытки привода замедлят уже порядком растянувшийся процесс. Первым зачитали показания Рустема Сафиуллина, бывшего начальника трубного цеха завода ППНД «Казаньоргсинтез», продукцию которого в течение долгого времени и покупал Закиров. Удивительным оказался тот факт, что обвиняемый Закиров сошелся со стороной обвинения в вопросе оглашения показаний Сафиуллина. Хотя до этого времени Закария был категорических против, усердно настаивая на явке последнего в зал суда. «Вас не поймешь», — отметил судья Закирову, настроение и действия которого и в правду меняются со стремительно.

Бывший начальник трубного цеха завода ППНД Рустем Сафиуллин уволился с предприятия и скрылся вскоре после того, как началось следствие. На данный момент местонахождение свидетеля неизвестно. А в зачитанных показаниях протоколов допросов, как таковой новой информации не было. Сафиуллин рассказывал следствию о дне, когда была обнаружена машина с похищенной продукцией, и о недостаче, которая обнаружилась вскоре после повторных проверок. По словам Сафиуллина, Закирова он знал давно, но только как частного предпринимателя, регулярно приобретавшего продукцию «Казаньоргсинтеза». Примечательно, что жили они в одном доме. Закиров сам подошел к нему во дворе и представился, как покупатель КОСа. Со слов свидетеля, с 2010 года Закирова он больше не встречал.

Другой сотрудник, начальник отделения трубного цеха завода ППНД Дмитрий Соловьев состоял с обвиняемым в дружеских отношениях. В свое время Закиров помог свидетелю с врачебной помощью — давал деньги на лечение. Из его слов значилось, что Закиров показывал ему экструзионную линию, хотел запускать производство полиэтиленовых труб. Поэтому Закиров предложил наладить выпуск полиэтиленовых труб и полиэтиленовых деталей. Соловьев сделал ему расчет рентабельности и дал технические рекомендации, на этом общение по данному поводу завершилось.

Отработанные преступные схемы обвиняемого

Среди зачитанных на суде показаний выделяются сведения, предоставленные Олегом Долговым. Сотрудник отдела экономической безопасности «Казаньоргсинтеза» рассказал, что Закиров неоднократно пытался познакомиться с ним, что в конечном итоге ему все-таки удалось. При личной встрече обвиняемый предложил свидетелю сотрудничество. Долгову было нужно купить отдельный телефон и сим-карту для общения с Закировым (к слову, это постоянно используемая обвиняемым схема для соблюдения мер безопасности и для того, чтобы не быть обнаруженным при хищении продукции «Казаньоргсинтеза»). А дальше в нужный момент, по звонку или смс-сообщению Закирова, Долгову необходимо было оставаться в кабинете и не ходить по предприятию с проверкой. Естественно, как любая работа, это щедро оплачивалось в лучших традициях обвиняемого. «Я пошел на это, потому что условия тогда тяжелые были. Жена беременная, ипотека», — значилось в показаниях Долгова. Так, за свое сотрудничество с Закировым, Долгову за год удалось дополнительно «заработать» около 700 тысяч рублей. Однако Закирову, как дальновидному организатору, стало мало одного человека в смене в лице Долгова. И он попросил его подобрать еще одного работника экономической безопасности предприятия для привлечения к сотрудничеству. После чего, благодаря усердию Долгова, у Закирова появился еще один помощник из отдела экономической безопасности КОСа Юрий Захаров. Именно его показания и огласили следующими. С его слов, Закиров в нужный момент присылал кодовые сообщения, по типу: «иди пообедай», что означало «никуда не выходи», или «как дела?», что значило «сегодня твоя смена?». За свою работу Захаров также получал через Долгова щедрые вознаграждения, от 50 до 70 тысяч рублей в месяц. А деньги сотрудникам КОСа Закиров передавал недалеко от своего дома — в холле отеля «Ривьера», на Чистопольской рядом с ЖК «Панорама», где он жил. В отеле он проводил встречи и с другими пособниками.

Под конец заседания сторона обвинения хотела огласить показания двух сотрудников Управления ФСБ по РТ, участвовавших в оперативно-розыскных мероприятиях по делу о хищениях. Оказалось, что они не могут явиться в суд по причине перемены места службы и проживания в других субъектах России. Однако Закиров вместе со своим адвокатом Владой Русиной настойчиво просили привода. Правда, не совсем ясно, с какой целью им было это нужно. Но суд протест принял.

В завершении заседания адвокат Закирова Влада Русина сделала заявление о предоставлении информации о реализованной продукции, ранее изъятой у обвиняемого в процессе следствия и размещенной на ответственное хранение на «Казаньоргсинтезе» в качестве вещественного доказательства. Следующее судебное заседание состоится в четверг, 10 ноября. «Реальное время» по-прежнему продолжит следить за развитием событий.

Интернет-газета «Реальное время»

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров