Магазины вместо автосалонов: казанские авторитейлеры сдали позиции «Магниту», Spar и «Юлмарту»

Обвалившийся авторынок привел не только к уходу ряда игроков и производителей, но к появлению пустующих автосалонов. Сейчас владельцы ищут как приспособить освободившиеся площади. Как выяснила газета «Реальное время», здания бывших автоцентров стали занимать ритейлеры. К примеру, уже скоро на месте салона китайских автомобилей на ул. Краснококшайской появится супермаркет европейского бренда EUROSPAR. По мнению экспертов, в условиях снижения покупательского спроса содержать большие автосалоны стало невыгодно.

Вместо автосалона «Магнит»

Не так давно, в здании на ул. Родина, 1, где раньше располагался автосалон «Барс Авто», представляющий автомобили Chevrolet, сейчас находится совсем другой объект — супермаркет «Магнит «Семейный». Эксперты отмечают, что это далеко не единичный случай: бывшие автосалоны все чаще стали занимать ритейлеры. При этом процесс начался около двух лет назад.

— «Барс Авто» еще повезло, что им удалось договориться с «Магнитом» — место было хорошее. А вот «Триал авто» это не удалось — они сдают в аренду, — говорит автоэксперт Михаил Котляров.

Гендиректор компании «A-Development» Мурат Ахмеров в свою очередь намекнул, что еще как минимум три автосалона ведут переговоры с ритейлерами. По его словам, это достаточно серьезная цифра.

Еще один пример. На сайте компании «Юлмарт» в разделе «Контакты» можно обнаружить информацию о новом магазине, который открылся по адресу: пр. Победы, 157. Напомним, что по этому же адресу ранее размещался автоцентр «Триал авто» — «Citroen Центр Казань», открывшийся лишь в 2013 году.

Конкурент «Бэхетле» займет место китайских автомобилей

В скором времени в здании на ул. Краснококшайской, 140, которое раннее занимал автосалон «Кайт-Авто», продававший китайские автомобили — Lifan, Cherry, ЗАЗ, тоже появится супермаркет. Расширить сеть магазинов в Казани планирует нижегородский франчайзи голландского ритейлера SPAR — «Спар Миддл Волга».

В Казани уже есть один магазин SPAR — он расположен на Сибирском тракте 13, в «унистроевском» ЖК «Дружба». Это супермаркет небольшого формата «у дома» площадью около 350 кв. м. Следом должны были появиться еще три казанских SPAR, но сеть вдруг остановилась. Поговаривают, что причиной этому начавшаяся после присоединения Крыма к России санкционная война, которая заставила многие европейские марки отказаться от планов выхода или расширения присутствия в России.

Новый магазин на ул. Краснококшайской будет иметь формат EUROSPAR — супермаркета семейных покупок. По словам эксперта Никиты Купцова, он будет гораздо больше магазина в ЖК «Дружба» и займет около 1,5 тыс. кв. м.

— Это супермаркет категории средний плюс, как «Бэхетле». Там будет очень большой выбор готовой продукции, можно будет даже выпить кофе со свежей булкой. Этот формат ближе к «Перекрестку», «Карусели», но там все будет аккуратней. SPAR родом из Голландии. Я уверен, что они покажут европейский уровень, и в таком магазине приятно совершать покупки, — рассказал он.

Как мы уже отмечали, казанские супермаркеты открывает не сам SPAR, а «Спар Миддл Волга». Как указано на сайте самой компании, она начинала работать по франшизе в 2001 году. Однако в 2004 году «Спар Миддл Волга» продала свои акции российской сети супермаркетов «Перекресток». На тот момент в Приволжском федеральном округе сеть имела семь магазинов. Правда, уже спустя год компания решила вернуться к проекту SPAR. По данным на февраль 2016 года, «Спар Миддл Волга» имеет 180 супермаркетов.

Не новая тенденция

Отметим, что автосалоны начали постепенно съезжать с насиженных мест еще несколько лет назад. Так в 2013 году здание на пр. Ямашева, 76 покинули автосалон Skoda («РРТ-Авто») и автосалон Nissan («РРТ-Казань»), переехавший в собственное здание на ул. Чуйкова. Год спустя один из крупнейших российских автодилеров — компания «РРТ» — и вовсе была признана банкротом. Тогда же сообщалось, что проблемы холдинга начались как раз после строительства автосалонов в Казани и в Вологде. На них было затрачено порядка 1 млрд рублей. При этом в 2013 году продажи у автохолдинга упали вдвое.

Что касается помещения на пр. Ямашева, то его быстро приметили ритейлеры. Сейчас его занимают супермаркет «Перекресток» и ресторан «Траттория».

«Луидор» вместо Suzuki

А вот здание на Сибирском тракте, 59 свой профиль не изменило несмотря на все перипетии. Напомним, что ранее здесь находился автосалон «Алтын Авто», занимавшийся реализацией автомобилей Suzuki. Единственным учредителем и директором компании был Лирон Латыпов, в свое время начинавший карьеру в «Акосе». Первоначально компания «Алтын Авто» работала с федеральной сетью «Автомир», однако в 2012 году ушла в свободное плавание, открыв единственный салон Suzuki. Год назад ООО «Алтын Авто» было признано банкротом — соответствующий иск подавал «Банк Город».

По данным кадастровой службы, сейчас здание принадлежит компании ООО «Автомобильная фирма «Автомир». Согласно данным системы «Спарк» ее основным учредителем выступала некая Наиля Хамидуллина, кроме того, в составе собственников оказались Лирон Латыпов и Руслан Кушаев. Директор «Автомира» — исполняющий обязанности конкурсного управляющего Шамиль Гарипов.

Сейчас по адресу: Сибирский тракт, 59, расположился автоцентр «ГАЗ». Правда, дилерский центр почему-то решили назвать на французский манер — «Луидор».

Автосалоны начали постепенно съезжать с насиженных мест еще несколько лет назад. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Продается автосалон

Вместе с тем некоторые предложения по продаже зданий, которые занимают автосалоны, можно обнаружить и на сайте «Авито». К примеру, «Делфо-Авто» продает свое помещение на ул. Тукая. Площадь здания — 4 460 кв. м, земельного участка — 8 100 кв. м. Стоимость объекта — 300 млн рублей. Кроме того, в объявлении указано, что перед зданием есть 50 парковочных мест, во дворе — 150. Если «Делфо-Авто» сможет реализовать это здание, у него останется только одно помещение по ул. Беломорскаой.

По словам Михаила Котлярова, найти на покупателя на автосалон достаточно сложно. Как правило, ритейлеры предпочитают арендовать здание, а не приобретать в собственность. К тому же, зачастую стороны не могут договориться в цене: автодилеры хотят продать площади дороже, а ритейлеры сильно сбивают заявленную стоимость.

«Содержать автосалоны очень дорого»

Причина, по которой автосалоны отдают свои здания ритейлерам, лежит на поверхности — снижение покупательского спроса. В условиях кризиса покупатели, в первую очередь, отказываются от дорогих покупок.

— Рынок сокращается, поэтому дилеры ищут новые возможности применения своих основных средств, — считает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимир Моженков.

По мнению генерального директора «Альянс Авто» Евгения Ушмаева, накладывается еще и тот фактор, что на отсутствие спроса накладывается дороговизна содержания автосалонов.

— Содержать автосалоны, по большому счету, очень дорого. Хорошо, если здание находится в собственности. Коммунальные, арендные платежи — это достаточно большая статья доходов. При условии, что автомобили не продаются, естественно, никто в минус работать не хочет.

Соглашаются с этим мнением и девелоперы. По мнению Мурата Ахмерова, автомобильный рынок достаточно просел за счет серьезной конкуренции: в Казани есть игроки, которые пришли в тот момент, когда рынок уже был переделен, и им довольно сложно соперничать с такими крупными игроками, как, например, ТТС. И сейчас такие компании рассматривают для себя возможность реконцепции под аренду, считает Ахмеров.

Гораздо более интересный вопрос — чем же привлекательны автосалоны для ритейла? По мнению эксперта Никиты Купцова, к числу преимуществ автосалонов можно отнести большие помещения без перегородок, которые легко можно превратить в торговые залы. Еще один плюс — наличие собственной парковки.

— Как правило, многие салоны находятся на въезде или выезде из города. Опять же туда зайдет формат больше, чем «Пятерочка+». Если туда заходить, надо заходить с форматом 1 000 и больше кв. м. На этих форматах работают «Магнит «Семейный», «Атак» — формат «Ашана». «Карусель» и «Перекресток» — это форматы побольше. Не забываем еще «Эдельвейс», — размышляет Никита Купцов.

В то же время он отмечает, что открывая магазин на въезде в Казань, нужно понимать, что конкуренция будет достаточно высокой. К примеру, при выезде в направлении Набережных Челнов можно встретить и «Эдельвейс», и «Бэхетле», и «Пятерочку». На Оренбургском тракте в конце прошлого года открылся крупный магазин «Атак».

Гуландам Зарипова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

БизнесУслугиРозничная торговляАвто

Новости партнеров