Наиль Магдеев: «Никто нигде никого не ждет»

Автоград потратит 660 млн рублей на ремонт полностью изношенного проспекта Сююмбике

Набережные Челны в рамках антикризисного плана по программе поддержки моногородов делают ставку на проверенный проект — КИП «Мастер», который успешно прошел один из этапов защиты на прошлой неделе в Москве. Об этом, а также о том, что выделенный «КАМАЗу» на временные работы почти миллиард рублей пока не поступил, стало известно на сегодняшнем «деловом понедельнике». Тем временем, как выяснил корреспондент «Реального времени», наблюдавший за ходом совещания, возможная заявка парка в 1,8 млрд рублей может «съесть» все лимиты Набережных Челнов по программе ВЭБа.

Минус сапфиры и бройлеры — плюс КИП «Мастер»?

На сегодняшнем «деловом понедельнике» сити-менеджер автограда Наиль Магдеев рассказал о промежуточных итогах защиты проектов по диверсификации автограда как моногорода. Напомним, на прошлой неделе от Набережных Челнов в Москве побывала целая делегация во главе с челнинским градоначальником. По словам последнего, защищались чиновники во Внешэкономбанке на заседании рабочей группы при правительстве РФ «по программе развития моногородов». Сити-менеджер также напомнил, что первый этап защиты состоялся две недели назад (газета «Реальное время» писала об этом — правда, тогда градоначальник решил не торопиться с объявлением проектов, которые могли зарубить москвичи) на заседании группы того же ВЭБа, но с участием членов республиканского правительства и президента РТ Рустама Минниханова.

Сегодня Магдеев публично озвучил эти проекты. Несмотря на то, что на прошлой неделе ряд чиновников исполкома заявляли в их числе «Кама Кристалл Технолоджи» (производство искусственных сапфиров) и «Челны-Бройлер», уже получавшие господдержку в 2010 году, по-видимому, лишний раз перестраховавшись, Магдеев заявил на этот раз четыре проекта. Это строительство 6 и 7 очередей КИП «Мастер», строительство металлургического завода «ТЭМПО» (арматура для строительной отрасли), муниципального промпарка «Развитие» (на его территории планируется разместить 24 разноотраслевых компании) и частного промышленного парка «Челны» (застройщик ГК «Еврогрупп», инвестиций на 13 млрд рублей, планируется разместить 110 предприятий).

По поводу завода ТЭМПО — инвестором проекта является ЗАО «Холдинговая компания «Татэлектромаш». Общая стоимость проекта составляет 4,5 млрд руб. По его же поводу Магдеев заявил: «Мы просим софинансирования на сумму 298 млн руб., с тем чтобы уже в 2016 году завод мог бы нормально функционировать, принося прибыль собственникам и порядка 30 млн руб. дополнительного дохода в бюджет города».

Таким образом, из списка проектов — во всяком случае озвученного — были убраны сапфировое производство и «Челны-Бройлер» и добавлен еще один промышленный парк, на этот раз существующий, — КИП «Мастер». Мало того, он объявлен основным проектом.

«Никто глаза не проглядел: как там Набережные Челны? Нате вам средства!»

— Прошлая неделя была посвящена антикризисным мерам: мне пришлось выступать по четырем проектам. И я вам хочу сказать: нигде никто никого не ждет. Никто глаза не проглядел, мол, как там Набережные Челны? Мол, ждем-не дождемся. Нате вам средства, — саркастично прокомментировал Магдеев лазурные надежды отдельных чиновников и бизнесменов на то, что автоград у Москвы или ВЭБа на хорошем счету, а стало быть, проблем с финансированием не будет. — Мы защищались по программе моногородов в первом приближении. Это четыре проекта по диверсификации и активному уходу от автомобилестроения (хотя оно будет доминировать — сегодня 116 тыс. человек завязаны на производство авто и автокомпонентов, из которых только 38 тыс. работает на «КАМАЗе»). Основной проект — развитие КИП «Мастер». Так как он уже состоятельность свою доказал, более 5 тыс. работающих, хорошая динамика развития при поддержке главы автогиганта Сергея Когогина. Это детище Рустама Минниханова в бытность премьером РТ — скептиков было тогда немало. Не все верили, что удастся вытащить из гаражей предпринимателей, которые все делали на коленке.

По словам Магдеева, успешно работающий проект с учетом опыта «не воздушный замок». По оценке сити-менеджера, это будет шестая или седьмая площадка парка дополнительно к существующим: «Таким образом, к ныне имеющимся площадям в 600 тыс. кв. м добавятся еще 500 тыс. кв. м» (на самом деле, нынешняя площадь составляет 643 тыс. кв. м — прим. ред.). Хотя и сегодня КИП «Мастер» — «самый крупный такой парк в РФ». Надо признаться, вне зависимости от собственно экономической эффективности парка (так, например, выручка предприятий парка упала с 2012 года в некризисный 2013 год с 27 млрд до 25,6 млрд рублей), КИП «Мастер» сегодня один из брендов города: каждую столичную и иностранную делегацию в обязательном порядке власти города и топ-менеджеры «КАМАЗа» возят именно сюда, «знакомя с успехами».

Заявка КИП «Мастер» может съесть весь лимит на поддержку автограда

Между прочим, о вероятной финансовой поддержке со стороны федерального и республиканского бюджета уже объявлялось ранее. Так, в конце февраля во время визита Рустама Минниханова в автоград был поднят вопрос об увеличении более чем в 2 раза площадей индустриального парка. По словам гендиректора КИП «Мастер» Максима Стеблова, к 2017 году площади парка могут составить более 1 млн кв. м, но для этого «необходима государственная поддержка в 200 млн рублей», об этом тогда резиденты попросили главу республики. Тогда же стало известно, что уже готова заявка для получения субсидии в размере 1,8 млрд рублей из федерального бюджета — часть средств в сумме более 2 млрд рублей должны вложить КИП «Мастер» и ОАО «КАМАЗ». Рустам Минниханов идею расширения территории парка поддержал. Таким образом, если учесть, что правительство по программе поддержки моногородов в предстоящие два года должно выделить 25-30 млрд рублей на 50 моногородов, заявка в почти 2 млрд рублей для КИП «Мастера» может «съесть» весь лимит на автоградские запросы.

Впрочем, как рассказали на прошлой неделе корреспонденту «Реального времени» в администрации города, чтобы пролился дождь федеральных денег, предстоят еще этапы защиты — следующий должен состояться в конце апреля. О «длинном пути по получению финансовых ресурсов» говорил и Наиль Магдеев, призвав чиновников и руководство «КАМАЗа» и КИП «Мастер» иметь на руках серьезные документы, чтобы проекты были одобрены «и вынесены комиссией для дальнейшего принятия решение правительством РФ».

В 2008 году Москва проверяла «кризисные деньги» вплоть до запятой

— У нас есть узкое место нашей жизни. Когда все хорошо, мы радуемся, что «КАМАЗ» развивается. А когда кризис, мы понимаем, что, к сожалению, в этом плане мы уязвимы, — грустно заметил сити-менеджер, предваряя в общем-то радостную новость о федеральной поддержке временной занятости работников «КАМАЗа» (сегодня общественные работы оплачиваются из собственного кармана автогиганта, работающего по неполной рабочей неделе).

Напомним, размер субсидии для Татарстана составит 936 млн рублей, а под действие программы подпадут 15,8 тыс. работников предприятий группы «КАМАЗ». «Сейчас задача, чтобы выделенные средства были эффективно использованы: мяч на нашей стороне», — заметил Магдеев. И поинтересовался со сладкой надеждой в голосе у замруководителя исполкома Наталии Кропотовой, не выделены ли уже средства «физически»? Увы, пока нет, судя по всему, огорчила из зала Кропотова.

— Ну, это чисто технический вопрос, — обнадежил и себя, и своих подчиненных, и «КАМАЗ» чуть опечаленный глава города. — Но когда выделят, нам уже надо быть организационно готовыми. Средства могут поступить, но мы должны понимать, как их осваивать. Мы же помним 2008 год. Общественные работы. Тонны документов отчетности за федеральные средства вынуждены были готовить. Проверяли вплоть до каждой запятой.

Миллиард на ремонт дорог: из них 660 млн на ремонт почти полностью изношенного проспекта

Вторым главным вопросом утреннего совещания автограда стал уже вопрос траты денег. А именно: Набережные Челны взялись за целевое расходование выделенного Татарстаном миллиарда на дорожный ремонт. При этом Рафаиль Киямов, начальник управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения, для сравнения озвучил цифры финансирования прошлых лет. Так, в 2013 году было выделено всего 50 млн рублей, в 2014-м — 200 млн рублей.

— В 2015 году, благодаря поддержке Рустама Минниханова, по программе «Приведение в нормативное состояние улично-дорожной сети Набережных Челнов на 2015 год», городу из республиканского бюджета выделены денежные средства в размере 1 млрд рублей, — торжественно объявил Киямов, и от цифры у чиновника, кажется, перехватило дух.

— Динамику посмотрите. Один миллиард рублей было выделено на ремонт дорог, — впечатленный цифрой, остановил доклад Магдеев, дабы впечатлились и остальные. — Это отношение республики и президента к тем проблемам, что есть. Даже если с учетом инфляции средств было выделено в разы больше. Хотя детей и денег много не бывает.

Большая часть республиканского миллиарда — 660 млн — пойдет на капитальный ремонт проспекта Сююмбике (еще 240 млн потратят на плановый ямочный ремонт дорог). Киямов честно признал, что состояние проспекта общей площадью покрытия дорог 200 тыс. кв. м ужасающее: «На сегодняшний день дорожное покрытие разрушено на 90% — с момента строительства (!) капитальный ремонт проспекта не производился».

— В связи с чем имеется потребность полного восстановления дорожного покрытия. С данной целью в проект реконструкции включены работы по фрезерованию и укладке асфальтобетонного покрытия. Работы будут производиться от путепровода «проспект Дружбы народов» до проспекта «Яшьлек», — объявил чиновник администрации.

Результаты дорожного аукциона опубликуют в СМИ

В проект реконструкции включено также обустройство всех посадочных площадок автобусных и трамвайных остановок «в цементно-бетонном исполнении» и замена всех остановочных павильонов на «павильоны нового образца». Светофоры на пр. Сююмбике также поменяют на светофоры нового образца, «поскольку часто выходят из строя, необходим постоянный ремонт, что в свою очередь влияет на безопасность дорожного движения». Наиль Магдеев попросил поставить в известность о ремонте проспекта «Челныводоканал», «Таттелеком», «Сетевую компанию» и другие организации и предупредил, что делать ямы и ломать новый асфальт не позволит: «В анекдот хорошую работу не превращайте», — заключил сити-менеджер. Кроме того, Магдеев предложил опубликовать результаты аукционов по осваиванию миллиарда в СМИ: «Мы открыты. Это государственные, а значит, народные деньги — люди имеют право знать, что планирует руководство РТ и города».

Не исключено, что это очередной этап перестраховочной работы новой администрации города после прошлогоднего скандала, основанного на сращивании бизнеса и власти, в том числе компаний, принадлежащих родственникам чиновников исполкома. Еще одним шагом в этом направлении станут озвученные Магдеевым перевыборы советов многоквартирных домов и назначении старших по домам — они должны пройти до 1 мая. По его словам, «отдельные руководители интересы граждан не защищают, а некоторые председатели совета домов являются ручными и работают фактически на управляющие компании». Учитывая 1,2 млрд рублей средств, которые в этом году планируется потратить на капремонт, «ручные председатели» совместно с УК могут нажить неплохое состояние. Напомним, прошлогодний скандал затронул также и УК, через которые семьи градоначальников извлекали прямую выгоду.

Через неделю Челны подведут первые итоги кризисного года

Кроме того, как стало известно, на следующем «деловом понедельнике» 13 апреля исполком подведет первые итоги года. В финале совещания Наиль Магдеев предупредил свою подчиненную, замруководителя Наталию Кропотову (курирует экономический блок администрации города) о необходимости посмотреть, «как мы поработали первый квартал в рамках того, что ситуация складывается непросто на ряде предприятий: где-то некритичная, но где-то сложная». Сити-менеджер также попросил собрать антикризисную комиссию и посмотреть результаты по «временной занятости». Напомним, антикризисная комиссия была создана в начале февраля, ее возглавил сам Магдеев (комиссией должен был «вестись ежедневный мониторинг работы предприятий автограда»), позднее в нее вошли председатель правления «Акибанка» Ильдар Галяутдинов, гендиректор КБК Владимир Бестолков и гендиректор ОАО «Татэлектромаш» Ильдус Исламов, а также чиновники экономического и строительного блока администрации. Однако с тех пор о работе этой комиссии ничего слышно не было. Судя по всему, первый сбор комиссии вызван необходимостью освоить федеральные деньги, выделенные работникам «КАМАЗа».

Любопытно, что на совещании Наиль Магдеев никак не прокомментировал очередную возможную отставку, о которой разговоры ходят с прошлой недели — должность начальника отдела транспорта и связи управления городского хозяйства и жизнеобеспечения якобы покидает Ильфат Исмагилов, по сведениям ряда СМИ, написавший заявление по собственному желанию (он работал в этом кресле с лета 2013 года). Во всяком случае само заявление пока сити-менеджером не подписано, и нового человека Магдеев не представлял. О ходе «кампании автограда по отставкам», которые сыпятся с начала года как из рога изобилия газета «Реальное время» уже писала и будет внимательно следить за дальнейшими событиями.

Фото: nabchelny.ru, kipmaster.ru, photo-gorodov.ru, progorodchelny.ru

Сергей Афанасьев
Муниципальное образование город Набережные Челны

Новости партнеров