Альянс БРИКС как противовес G7 и МВФ

Эксперты о роли и значении БРИКС в преддверии саммита в Казани

Альянс БРИКС как противовес G7 и МВФ
«Реальное время» продолжает обсуждать с экспертами предстоящий саммит БРИКС в Казани. Фото: Реальное время

Казань живет в ожидании важного международного мероприятия — центрального события в рамках председательства России в БРИКС — саммита глав государств 22—24 октября. Издание «Реальное время» продолжает обсуждать с экспертами значение этого события для столицы Татарстана и региона, а также перспективы дальнейшего развития сотрудничества со странами БРИКС. Сегодня мы обсуждаем предстоящий саммит с политологом, президентом Центра развития региональной политики Ильей Гращенковым, а также с экономистом, директором по стратегии компании «Финам» Ярославом Кабаковым.

Сегодня БРИКС стоит на некоторой развилке

— Расширение БРИКС, с одной стороны, конечно, усиливает роль организации, потому что чем больше крупных стран в нее входит, тем выше становится совокупный экономический потенциал. Но не стоит забывать, что это объединение пока лишь экономический союз с не очень четкими правилами и не очень четкой ролью тех стран, которые этот союз создавали, — прокомментировал политолог, президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков.

Сегодня БРИКС, по мнению политолога, стоит на некоторой развилке — с одной стороны, есть Китай, который по масштабу своей экономики доминирует, абсолютно превышая все совокупные остальные экономики. С другой стороны, есть Россия, которая в объединении старается доминировать политически и научно, предлагая различные центры для исследований. Также есть молодые экономики: Бразилия и Южная Африка, пытающиеся из БРИКС «выжать» некоторые преференции, которые помогли бы им в борьбе на своих континентах, где сегодня доминируют США, Европа и страны Запада. Кроме того, есть Индия с миллиардной экономикой, стоящая вообще особняком, потому что она очень тесно завязана как раз на западные страны, прежде всего, на Великобританию.

Конкуренция между Китаем, Индией и Россией в БРИКС достаточно высока, отмечает Гращенков. Китай хотел бы максимально расширить объединение и включить в союз как можно больше стран, тем самым создав альянс, который был бы противопоставлен странам, входящим в Большую восьмерку и ее расширенную версию. Китай фактически хочет создать союз, который бы противостоял глобальному Западу. А затем в дальнейшем, возможно, на основе БРИКС, создать и военный альянс, предполагает эксперт. И Китай бы в этом случае доминировал.

Россия, наверное, склоняется к позиции Китая, поскольку тоже находится в оппозиции всему западному миру. А вот Индия как раз не хотела бы этого, потому что включение большого количества стран размывает так сказать «пакет акций» основателей, размышляет он. Бразилия и ЮАР, скорее, тоже придерживаются позиций Индии: они бы хотели сохранить БРИКС в нынешнем состоянии.

Что касается смены названия в связи с расширением союза, в принципе БРИКС уже менял название. Союз изначально назывался БРИК. Сейчас в него вошло уже много стран, и все в одну аббревиатуру уже не запихнешь, поэтому не думаю, что название БРИКС будет меняться. Скорее, оно останется таким исторически сложившимся, говорит эксперт.

Казань — это крупные восточные ворота России

БРИКС уже проходил в России, в Екатеринбурге, и тогда для проведения мероприятия тоже была выбрана не одна из двух столиц, напоминает Илья Гращенков.

— Во-первых, концепция БРИКС — это объединение развивающихся стран, поэтому для места проведения саммита были выбраны не Москва и Санкт-Петербург, а Екатеринбург и Казань, которые как раз являются развивающимися новыми столицами своих регионов и округов, — объясняет политолог. — Во-вторых, Казань — это как раз крупные восточные ворота России, даже можно сказать восточная гавань. И учитывая, что БРИКС символизирует собой разворот на Восток, Казань как раз хорошо для этого подходит.

    Если говорить о влияния саммита на экономику региона, то, конечно, в какой-то степени он окажет влияние, но незначительное. Проведение таких масштабных мероприятий связано с извлечением выгоды всей страной, а не конкретного места, которое принимает этот саммит, отмечает Гращенков.

    Непосредственно для Казани — это, конечно, будет хорошая неделя, когда приедет много людей, которые будут тратить деньги. Кроме того, многие инвесторы, члены делегации БРИКС смогут оценить Казань как потенциальное место для своих инвестиций. Но в целом событие — политическое, и сильно рассчитывать на его экономическую составляющую непосредственно для города не стоит.

    В то же время саммит глав государств БРИКС позволит расширить сотрудничество Татарстана со странами, входящими в союз. Во многих отношениях с исламскими странами Татарстан действительно представляет Россию более органично, чем какой-либо другой регион. Здесь Татарстан в полной мере чувствует себя как республика в составе РФ, от лица которой можно комфортно вести переговоры с Арабскими Эмиратами, Саудовской Аравией, Сирийской Республикой. В целом со всеми экономически развитыми странами исламского мира, готовыми инвестировать в Россию. Не говоря уже о возможности использовать в Татарстане исламский банкинг или связи на уровне народов, связанных культурно и духовно. Поэтому Татарстан может действительно рассчитывать на новые контакты со странами БРИКС и на расширение сотрудничества.

    Мир, новая криптовалюта БРИКС и совместный обход западных санкций

    «Я надеюсь, что на саммите БРИКС могут быть приняты решения относительно мирного урегулирования конфликта между Россией и Украиной, потому что Китай, который, как я уже сказал, является одним из основных игроков БРИКС, уже разработал группу «друзья мира» , и, возможно, она на саммите захочет сделать какое-то заявление, которое впоследствии может повлечь за собой скорейшее наступление мирных переговоров», — предположил Илья Гращенков.

    Второе, что, скорее всего, может быть принято — это шаг в сторону создания единой валюты БРИКС, о которой давно говорят, и сейчас она как никогда востребована, особенно когда в мире меняется денежно-кредитная политика и появляются новые криптовалюты. Возможно, страны БРИКС здесь смогут перехватить инициативу и ввести свою цифровую валюту.

    Третье ожидаемое решение — это вопрос обхода западных санкций, потому что часть стран БРИКС тоже находится под ними. Возможно, что объединение этих стран вместе позволит лучше бороться с преодолением ограничений, например, с замещением ряда технологий из других крупных экономик. Крупнейшая сегодня экономика — это Китай, но она не очень охотно делится с другими своими технологиями. Может быть, страны БРИКС поднимут и этот вопрос.

    БРИКС как противовес G7 и МВФ

    — Расширение БРИКС укрепляет его роль на глобальной арене, особенно в контексте реформирования мирового порядка и стремления создать баланс в противовес западным институтам, таким как G7 и МВФ. Новые страны — члены, такие как Иран и Саудовская Аравия, добавляют важности и политического веса, особенно в энергетическом секторе и региональной политике, — прокомментировал «Реальному времени» директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков. — Однако БРИКС по-прежнему сталкивается с вызовами, связанными с различиями в политических режимах и экономических приоритетах, что может усложнить его дальнейшую интеграцию.

      Вопрос о смене названия и концепции БРИКС остается открытым, считает экономист, хотя символика этого блока важна. «Даже в расширенной форме БРИКС продолжает укреплять свою независимость от Запада, развивая механизмы торговли в национальных валютах», — отмечает он.

      Казань — точка соединения Европы и Азии

      «Выбор Казани для проведения саммита может быть обусловлен несколькими факторами. Татарстан является многоконфессиональной республикой, что символизирует дух международного сотрудничества и разнообразия, характерный для БРИКС, — отмечает эксперт. — Казань — важный экономический и культурный центр, который продвигает международные связи, а проведение таких крупных мероприятий подчеркивает статус региона в качестве точки соединения Европы и Азии».

      «Хотя саммит в первую очередь политическое событие, такие мероприятия могут дать экономический импульс региону, — полагает Кабаков. — Они способствуют привлечению инвестиций, укрепляют связи с новыми партнерами и создают возможности для развития инфраструктуры и туризма».

      Казань может воспользоваться своим положением, чтобы укрепить экономическое сотрудничество с новыми членами БРИКС, такими как Саудовская Аравия и ОАЭ, особенно в области энергетики и технологий.

      Кроме того, проведение саммита в Казани создает платформу для расширения торговли и инвестиций с участниками БРИКС. «Татарстан уже активно работает в рамках таких связей, и саммит может помочь увеличить экспорт и импорт с этими странами, особенно в области нефти, технологий и агропромышленности, — перечисляет он. — Это также даст республике возможность привлечь новые проекты и соглашения в таких отраслях, как IT и машиностроение».

      По итогам саммита можно ожидать обсуждения важных вопросов: укрепления торговых связей, развития совместных инфраструктурных проектов и создания механизмов для увеличения взаимной торговли в национальных валютах. Также возможны новые шаги по уменьшению зависимости от доллара и усилению роли стран БРИКС в глобальной экономике, резюмирует эксперт.

      Юлия Гараева

      Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

      Аналитика

      Новости партнеров