«Может, еще по цвету кожи делить?»: в Татарстане против платной учебы для детей мигрантов

Сторонников инициативы тоже немало, главный довод — создать заградительный механизм

«Может, еще по цвету кожи делить?»: в Татарстане против платной учебы для детей мигрантов
Фото: Ринат Назметдинов

В России предлагают ввести платное обучение для детей мигрантов — соответствующий законопроект сейчас рассматривают в правительстве страны. Если документ примут, новые правила заработают уже со следующего года. Между тем в Татарстане инициативу поддержали не все. «Нецелесообразной» ее назвал депутат Госдумы от республики Айрат Фаррахов, который убежден, что необходимо обучать всех мигрантов, чтобы «они приняли наши ценности» и интегрировались в российское общество. «Ужасной и порочной» назвал идею разделения обучения для детей иностранцев и граждан страны известный педагог, директор казанской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков.

«Предлагаем завершать эту «эпопею благотворительности»

В правительство России направили на заключение законопроект о платном образовании для иностранцев. Для этой категории граждан предлагается установить право получения российского образования на коммерческой основе — за счет средств физических и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг. Инициативу подготовила фракция ЛДПР.

Речь идет как о дошкольном, начальном общем, основном общем и среднем общем образовании, так и о профессиональном обучении. Сейчас по действующему законодательству мигранты обладают равными с гражданами России правами — их дети в нашей стране учатся на общедоступной и бесплатной основе. Однако бесконтрольное увеличение количества этих учеников и дошкольников, по мнению авторов проекта, привело к дефициту мест в детсадах и школах страны — в настоящее время не хватает около 900 тысяч мест.

— Иностранные работники привозят в Россию семьи, бесплатно устраивают детей в образовательные учреждения. Это, в свою очередь, заметно снижает уровень воспитательной работы и усвоения учебных программ российскими школьниками. В большинстве случаев дети мигрантов слабо владеют или вообще не знают русский язык. Это усугубляется тем, что порой в классах иностранных школьников больше, чем российских. Предлагаем завершать эту «эпопею благотворительности», когда иностранные дети обучаются за счет российского бюджета, за счет наших налогоплательщиков, — прокомментировал инициативу один из авторов законопроекта, глава думского комитета по соцполитике Ярослав Нилов.

«Предлагаем завершать эту «эпопею благотворительности», когда иностранные дети обучаются за счет российского бюджета», — прокомментировал инициативу Ярослав Нилов. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

Кроме того, предлагается создание адаптационных классов, которые будут обязательной частью образовательного процесса для детей мигрантов. Поскольку с появлением таких классов возрастет и нагрузка на учителя, это потребует повышения его зарплаты — поясняют разработчики документа.

«Речь идет в первую очередь о заградительном механизме»

Депутат Госсовета РТ от ЛДПР Эдуард Шарафиев в беседе с «Реальным временем» пояснил, почему он с коллегами по фракции считает важным принятие этого закона. По его словам, документ не просто нацелен на введение платного образования для детей мигрантов:

— Здесь речь идет в первую очередь о заградительном механизме. Когда трудовые, нелегальные мигранты приезжают в нашу страну, привозят сюда свои семьи и занимают места как в школьных, так и дошкольных учреждениях своими детьми, такое образование предоставляется им бесплатно, то есть за счёт налогоплательщиков нашей страны. Они зарабатывают здесь, большую часть денег отправляют к себе на родину, там содержат еще своих родственников, а здесь создают социальную напряженность и своим внешним видом, и поведением.

Новый закон, считает депутат, позволит понять мигрантам, что их семьи в России столкнутся с тем, что бесплатных мест для их детей в школах и детсадах больше не будет — «это будут специальные платные классы, где им придется оплачивать образование». Инструмент в какой-то степени позволит отрегулировать рынок трудовой нелегальной миграции, добавил он.

При этом Эдуард Шарафиев еще раз подчеркнул, что документ необходим не просто для взимания платы, а чтобы высвободить ресурсы школ для обучения детей российских граждан: «Учителям приходится тратить время на детей мигрантов, которые потом, может быть, даже и не будут связывать свое будущее с нашей страной. Они здесь отучатся, образование получат и уедут к себе на родину. А мы потратили на них время и деньги. Самое ценное — это время, которое мы не смогли уделить нашим детям. Поэтому проект нужный, важный, и он в пику времени».

«Учителям приходится тратить время на детей мигрантов, которые потом, может быть, даже и не будут связывать свое будущее с нашей страной», указал Шарафиев. Ринат Назметдинов / realnoevremya.ru

В тоже время парламентарий признал, что применительно к Татарстану проблема пока не так актуальна. В республике есть необходимость в строительстве новых детсадов и школ, поскольку существующие в ряде районов переполненные. «Поэтому такой вопрос остро в Татарстане не стоит, но нам нельзя допускать, чтобы он стал острым. Закон может быть превентивной мерой. В принципе, мы спокойно относимся ко всем межконфессиональным вопросам, у нас здесь в этом плане все хорошо», — заметил он, но в масштабах всей страны ситуация иная:

— В Российской Федерации эти проблемы уже возникают, когда зачастую дети вот этих «ценных» рабочих занимают больше половины класса. Они с трудом понимают и разговаривают на русском языке. Учителю очень много времени приходится тратить на работу с ними и меньше времени уделять нашим детям, которые пришли в школу получать хорошее современное образование.

«Странам исхода нужно отказаться от образа российского народа в качестве оккупанта»

В Духовном собрании мусульман России, отвечая на запрос «Реального времени» об оценке инициативы, указали, что данный вопрос необходимо начинать обсуждать с миграционной политики. «Считаем, что если она ущемляет права коренного населения России — это недопустимо. Безусловно в некоторых школах и детских садах существует проблема с количеством учащихся детей мигрантов. И ключевая проблема не то, что они мигранты, а то что знание русского языка на крайне низком уровне, безусловно, от этого страдают наши дети, которые дольше могут изучать программу», — заметил замглавы ДСМР по учебной работе, ректор Исламского института имени Мухаммеджана Хусаинова Абдулла хазрат Адыгамов.

— В России находятся миллионы иностранных граждан, и нужно в первую очередь странам исхода пересмотреть свою политику в области образования и отказаться от образа многонационального российского народа в качестве оккупанта и агрессора. В целом платное образование может пойти на пользу, во-первых, при такой схеме можно создавать отдельные классы и для таких классов нанимать профильных учителей, которые будут владеть соответствующим языком, — привел свои доводы замглавы ДСМР.

Владение русским языком — один из ключевых факторов успешной интеграции мигрантов, убежден он и напомнил, что в настоящее время правительство РФ разрабатывает программы обучения иностранных граждан русскому языку и поддерживает создание центров, где они могут изучать язык и получать профессиональное образование. «Плохое владение русским языком тормозит образовательный процесс», считает Адыгамов. По его словам, в изучении языка большую роль играет семья ребенка, и «ответственность взрослых — говорить дома на русском языке». Также для детей, по его мнению, необходимы дополнительные внеучебные занятия и мероприятия, где они будут усваивать нормы русской культуры и языка.

Для детей, по мнению Адыгамова, необходимы дополнительные внеучебные занятия и мероприятия, где они будут усваивать нормы русской культуры и языка. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

— Работа в образовательной сфере в религии крайне важна, потому как сегодня мы все с вами становимся свидетелями того, как пытаются переписывать историю наши недруги, влиять на сознание в первую очередь молодежи. При этом возникает большое количество вопросов, с которыми сегодня, сталкиваются добросовестные мигранты, и эти вопросы необходимо обращать к правительствам и руководителям своих стран. В таких реалиях подготавливать современных сильных специалистов с правильными знаниями и ценностями, разбирающихся в современной проблематике, становится важнейшей задачей. Образование и знания имеют большое значение в нашей религии, и мы призываем всех стремиться к знаниям и обучению, — указал Абдулла хазрат Адыгамов.

По его словам, образование — это служение, и оно должно быть нацелено на «укрепление веры, интеллекта и нравственности, на формирование духовного культурного человека и гражданина, способного к любви, состраданию и к уважению человека другого вероисповедания и национальности, способного к творчеству и созидательному труду, имеющего иммунитет к деструктивной идеологии».

«Мы должны обучать мигрантов, чтобы они приняли наши ценности, знали язык»

Депутат Госдумы от Татарстана, член думского комитета по бюджету и налогам Айрат Фаррахов отметил — власти исходят из того, что мигранты нашей стране нужны: «Без мигрантов еще не было в мире прецедента роста экономики, это относится и к той ситуации, в которой сейчас находится Российская Федерация».

По словам депутата Айрата Фаррахова, власти исходят из того, что мигранты нашей стране нужны. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

С другой стороны, по его словам, есть очень большой запрос общества на то, чтобы государство урегулировало вопросы миграционной политики, «поскольку все преступления, совершаемые мигрантами, крайне резонансные, и они очень беспокоят наше общество». В этих условиях Госдума не может не реагировать с учетом мнения большинства.

Но сделать образование для мигрантов полностью платным? Во-первых, откуда у них найдутся средства на это? Во-вторых, сегодня очень много семей, даже я знаю такие, где папа, например, не имеет гражданства, а мама и дети имеют. Или мама имеет гражданство, а дети — еще нет. Как поступать в этих ситуациях? Мы всегда говорим, что нужна золотая середина. Мы должны обучать всех мигрантов, чтобы они приняли наши ценности, стали полноценными членами общества, хорошо знали язык. Мы, безусловно, должны обеспечить им этот уровень образования и интеграции в российское общество. В этой связи разделять на платное образование, я считаю нецелесообразным, — указал он.

Другое дело, по словам Айрата Фаррахова, что это может быть личным желанием иностранных граждан — выбрать школу с платным образованием для своих детей. «Но, на мой взгляд, если уж к нам приезжают, они должны пользоваться такими же правами и при этом должны быть готовы: знать русский язык, традиции, ценности, в том числе и их дети. Поэтому, если речь идет о подготовительных курсах, они могут быть платными, но делать платным все остальное, наверное, не совсем будет правильным», — считает спикер.

Другое дело, по словам Айрата Фаррахова, что это может быть личным желанием иностранных граждан — выбрать школу с платным образованием для своих детей. Максим Платонов / realnoevremya.ru

— Татарстан всегда отличался толерантным отношением друг к другу. Республика крайне заинтересована в том, чтобы была миграция в сторону региона как внутри России, так и из-за ее пределов, потому что экономика Татарстана испытывает колоссальные трудности. На последнем совещании, встрече с депутатами и сенаторами Рустам Нургалиевич говорил о том, что вопрос урегулирования миграции является одним из ключевых для государственной власти в ближайшее время. Здесь нельзя поступать жестко в виде ограничений, запретов и так далее, — убежден депутат.

По его мнению, люди, которые принимают решение мигрировать и зарабатывать в России, должны пройти соответствующее тестирование на то, какие ценности они разделяют. И этот путь не должен привести к увеличению преступности. «Если это профессионалы и они разделяют наши ценности, переезжают к нам семьями, надо дать возможность, чтобы их дети получили образование бесплатно — это нормально», считает народный избранник.

«Как можно детей делить? Это тоже самое, что расизм!»

Категорически против законопроекта выступил известный татарстанский педагог, директор казанской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков:

Для меня дети не имеют национальности и места жительства. За любого ребенка, который по каким-то причинам находится в нашей стране, мы отвечаем. Как можно детей делить? Может, еще по цвету кожи делить, по размеру ушей?! Я считаю, это ужасная и порочная инициатива. Я не просто против — считаю это грязным. Это тоже самое, что расизм! В 2012 году ко мне приходила бумажка, чтобы я дал списки детей мусульман — тогда боялись ваххабитов. А в 2008-м запрашивали списки детей кавказской национальности. Это то порочное, что было, и в любой стране это есть. То, что до 60-х годов прошлого века в Америке были автобусы только для черных и только для белых. Это расизм, который возрождается в нашей стране, к сожалению.

По словам руководителя одной из рейтинговых школ Казани, сейчас в его учебное заведение переходят много детей из других хороших школ. Причина — переполненные классы по 40 учеников. «Вместо того, чтобы внушать что-то светлое, либо строить больше школ, чтобы там хватало места, предлагают это. Но нельзя порочить святые идеи! Необходимо распределять мигрантов по разным школам, разным классам. Это вполне реально», — убежден он.

В пример Шмаков привел свой опыт работы в Финляндии, где вопрос обучения детей иностранных граждан, в том числе русских, решали на государственном уровне, за бюджетный счет: «Собирали на отдельные занятия по родному языку, возили на автобусах, на такси. Мою дочку возили на такси, чтобы родной язык изучала, потому что в ее школе было мало таких детей, она в шведской школе училась».

— Не должно быть так, что в классе 20 детей мигрантов и 15 местных. У нас количество детей мигрантов в среднем по стране и даже по городу не зашкаливает — их необходимо распределять. При наличии команды это вполне реально и выполнимо. Надо собирать, распределять по разным школам, не селить всех в одном месте. Это проблемы, которые обязано решить государство, — убежден Павел Шмаков.

Василя Ширшова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоОбразование Татарстан

Новости партнеров