Где отец пропадал 60 лет?

Один из претендентов на победу на «Алтын минбаре» — фильм «Гора влюбленных»

Где отец пропадал 60 лет?
Булат Гатауллин и Эльза Каримова. Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля «Алтын минбар»

Сегодня в Казани в театре Камала объявят победителей кинофестиваля «Алтын минбар». Самая впечатляющая номинация — «полнометражные фильмы». В ней Татарстан представляет вторая большая работа Салавата Юзеева «Гашыйклар тавы»/«Гора влюбленных». Бюджет картины превышает 50 млн рублей, что делает ее самым дорогим фильмом, снятым в республике.

Приглашенный режиссер

Гора эта находится неподалеку от села Ямады в Янаульском районе Башкортостана, где Ильдар Юзеев, поэт и драматург, родился в 1933 году. У «Гашыйклар тавы» есть два варианта. Первый — это повесть-поэма. Вторая — это пьеса. Ее в 2018-м ставил Тинчуринский, а этой осенью премьеру готовит уфимский театр «Нур» вместе с режиссером Айдаром Заббаровым.

Салават Юзеев. Роман Хасаев / realnoevremya.ru

У Салавата Юзеева, сына писателя, это не первая полнометражная работа. В 2014 году он представил «Курбан-роман. История с жертвой» по рассказам Ильдара Абузярова: о татарах-интеллигентах, которые принесли жертву по древним обычаям, чтобы помочь героине. У него множество интересных документальных фильмов и несколько очень занятных короткометражек, самая известная из которых — «Татарометражки»: шесть анекдотических историй на темы любви, зависти, ненависти.

В последнее время стали очень востребованы его пьесы: «Безумный никах, или похищение жениха» идет в Буинском и Тинчуринском театрах, челнинский «Ключ» ставил «Историю одного ограбления», в Нижнекамске взяли «Мы уходим, а вы?».

При этом на этот раз Салавату Юзееву предложили снять фильм по текстам отца. Он в этом проекте — приглашенный режиссер. Проект вместе с «Татаркино» вела московская продюсерская компания «Новый взгляд» (фильмы «Мы с дедушкой», «Преданный», «В небо… за мечтой», «Затишье», «Иван-врач»). В прошлом году в ноябре она с «Гашыйклар тавы» попала в список поощряемых проектов Министерства культуры России, получив субсидию в сумме 50 млн рублей. То, что такая сумма выделена на татарский фильм — большая удача. Впрочем, у компании планы сделать русский дубляж и заняться прокатом — после фестивалей.

Любопытно, что в 1990-м на казанском радио записали радиопостановку по повести. Среди ее участников есть и актеры, играющие в фильме. К примеру, Ильдус Ахметзянов играет главную роль старика Саита. Но, по словам режиссера, ему этот актер просто тоже подошел.

Булат Гатауллин играет героя в молодости. предоставлено пресс-службой фестиваля «Алтын минбар»

В дорогу с отцом

На фестивале зрителю, набившему зал настолько, что не хватало мест даже актерам, показали черновую версию фильма, о чем растерянно в конце говорил Юзеев. Хотя уже готова прокатная — раскрашенная, со стабилизированной камерой, титрами. Тем не менее фильм производит впечатление.

Снятая по мотивам повести лента — роуд-муви. 2001 год, Азамату (Рафик Тагиров), работающему в строительной компании, устраивают неприятную встречу с шефом (его с аллюзиями на «Крестного отца» играет Ильдар Хайруллин). Мать Азамата Ясмина не дает работать на территории горы, что стоит неподалеку от ее родного села Таллыкуль. Герой едет в деревню, мать на него не реагирует, он идет к гадалке (Халима Искандерова). А та отправляет его в дом престарелых, где доживает последние дни его отец Саит. А тот просит впервые увиденного сына отвезти его в Таллыкуль.

Большая удача фильма — дебют Эльзы Каримовой в роли Ясмины. предоставлено пресс-службой фестиваля «Алтын минбар»

И пока они едут, Саит рассказывает историю, начиная с 1941 года. Как молодой парень увидел 15-летнюю девушку (студентка театрального училища Эльза Каримова) и влюбился. Ее Юзеев назвал не Мунирой, а Ясминой, чтобы отчетливее слышалась перекличка с именем жениха.

Деревню снимали в селе Ары Атнинского района. Условность и достоверность идут рядом в этих сценах. Вот жители направляются в клуб с масляными лампами в руках. Но вот молодой Саит (Булат Гатауллин) стоит на сцене, наигрывая на гармошке, не двигая пальцами. Отец парня (Рушан Шарипов), конечно, от отношений сына в ужасе. Отец девушки (Минвали Габдуллин), разумеется, в гневе.

Отметим, что Габдуллин играет ту же самую роль консервативного отца семейства в другом фильме фестиваля, «Телсез күке»/«Немая кукушка». Но если там его злость ограничивается пощечиной, то здесь глава дома берется за плеть.

А потом начинается война (батальные сцены снимались на территории «Беларусьфильма»). Поэтому пара идет на Гору влюбленных, чтобы поклясться в верности. После этой ночи и родится Азамат. Ну а его отец, попав в плен и решив, что дороги ему назад нет, найдет новую жену (Гузель Минакова-Сибгатуллина).

И вот спустя 60 лет он едет домой…

Фильм не старается поразить зрителя эффектами. предоставлено пресс-службой фестиваля «Алтын минбар»

Йорт-хаус

Определенно, в этой картине Юзеев нашел баланс между авторским и массовым. К примеру, главный оператор Жозе Карлос Мессанго де Оливейро (отучившись в институте культуры, он вернулся в Анголу) значительную часть картины снимает героев крупным планом, особенно это хорошо работает в сценах, когда герои просто едут в машине и перекидываются репликами. Это явное влияние документалистики.

Еще отчетливей оно проявилось в эпизоде с обрядом «сөрән», когда перед Сабантуем все неженатые парни ходят по деревне с песнями, заглядывают в каждый дом, собирая угощение, платки, полотенца. В «Гашыйклар тавы» этот эпизод серьезно сократили. Также как и митинг в защиту горы, из-за которой, вроде, все и началось. На несколько секунд в кадре проявляются протестующие, все заканчивается хорошо, но аллюзия на Куштау не получается.

При этом в картине много и вполне традиционных для татарского кино сцен, вроде демонстрации платонической любви или наблюдений за природой.

Превращая всю историю во флэшбек, Юзеев снижает градус пафоса: мол, с одной стороны, у героя не было выбора, с другой — а сколько у него там было женщин за все это время? Сама дорога при этом почти не приносит значимых приключений. Разве что один раз сын уезжает от отца на машине, а потом отец повторяет этот трюк. Один раз режиссер устраивает шоу на несколько секунд, но оно выглядит как пришитый рукав (не будем спойлерить). В целом это нежелание поражать зрителя монтажными склейками, трюками, а внятное существование в пути между городом и селом подкупает.

Еще один жирный плюс: никто в кадре не рассуждает о важности рода, корнях, идентичности. При этом финал у фильма не просто оптимистичный, он полон надежд. Так авторское кино становится семейным.

Радиф Кашапов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоКультураИстория Татарстан

Новости партнеров