Татарская молодежь наложила «вето» на памятник Екатерине II в Казани

Всемирный форум татарской молодежи адресовал мэрии Казани открытое письмо, в котором попросил приостановить конкурс на создание памятника Екатерине II на набережной озера Кабан. В своем послании «дети» утверждают, увековечивание образа Екатерины может обидеть «братские» народы, к тому же в Казани уже есть несколько памятных мест, связанных с ее именем, а вот «отцы» не согласны с такой радикальной позицией — они напоминают, что именно Екатерина II разрешила строить татарам каменные мечети в Татарской слободе. Еще один аргумент contra — памятник личности, оставившей след во всемирной истории, может привлечь новый поток туристов. В ситуации попытались разобраться корреспонденты «Реального времени».

Письмо о неуместном памятнике

Всемирный форум татарской молодежи попросил мэрию Казани приостановить конкурс на создание памятного знака «Тергезү (Возрождение)» на Набережной озера Кабан, который должен «содержать образ Екатерины II и быть связан с ее визитом в Казань в 1767 году». Свою позицию общественники изложили в письме, которое находится в свободном доступе.

«По нашему глубокому убеждению, есть немало историко-политических и ценностных факторов, которые делают идею памятника Екатерины II неуместной для Казани», — пишут авторы обращения.

В защиту этого тезиса приводится три аргумента. Первый — с татарской слободой связаны имена видных татарских деятелей, в том числе Шигабутдина Марджани, Каюма Насыри, Сары Садыковой, но никто из них так и не увековечен «в камне». К слову сказать, попытка установки памятника Марджани также отметилась скандалом, против появления его скульптуры выступили некоторые религиозные деятели. Похожую судьбу постигла попытка установить памятник на Петербургской Петру Первому, который в итоге заменили на бюст историка Льва Гумилева. Одним словом, непросто установить в Казани памятник...

Второй аргумент, который приводит Всемирный форум татарской молодежи — неоднозначная роль Екатерины II, которую она сыграла в судьбе народов России. Авторы письма признают, что политика императрицы положительно повлияла на положение мусульман в России. Но в то же время они считают, что увековечение ее образа может нанести обиду «братским» народам.

«Ставя памятник Екатерине, мы противопоставляем себя братскому башкирскому народу, национальным символом которого является Салават Юлаев; упускаем гонения на еврейский народ, факт создания дискриминационной черты оседлости; забываем о трагическом исходе крымских татар с родных территорий; мы также закрываем глаза на жестокое уничтожение по указу императрицы ногайского народа, чья история связана тесными узами с татарами (например, царица Сююмбике была из ногай)», — отмечается в письме мэрии.

Третий довод, к которому прибегают авторы — имя Екатерины II в Казани уже увековечено: на улице Баумана стоит «карета Екатерины», а на Петербургской — макет ее галеры. Ну и наконец, чтобы уйти от «национального вопроса», общественники указывают на то, что Екатерина была правителем-самодержцем, который не отказался от крепостного права.

В завершение предлагается приостановить конкурс с тем, чтобы вынести решение этого вопроса на общественное обсуждение.

«Это было чисто бюрократическое решение»

Мы связались с одним из авторов послания — председателем Всемирного форума татарской молодежи Табрисом Яруллиным. Он рассказал, что все началось с поста, который он опубликовал на своей странице в соцсети. В нем он выразил свое личное отношение к этому конкурсу, и тут же под ним появились одобряющие комментарии.

— Когда мы поняли, что этот вопрос волнует многих, мы решили, что мы должны донести до тех, кто инициировал этот конкурс, аргументы, почему этот памятный знак нежелателен, — вспоминает Яруллин. Он подчеркивает, что не является сторонником установки монументов вообще, отдавая предпочтение свободным пространствам. Но когда речь заходит о памятниках, Табрис Яруллин считает, что это все-таки та область, где несправедливость проявляется наиболее отчетливо: несмотря на то что власти неоднократно говорили о необходимости увековечить имя того или иного татарского деятеля, на деле каждый раз повторяется одна и та же ситуация: оказывается, что на установку памятника не хватает финансирования.

Яруллин уверен, что приведенные аргументы должны изменить позицию мэрии. Если же письмо не подействует, общественники будут искать другой выход из ситуации. По его словам, до сих пор непонятно, за счет чего будет финансироваться строительство памятника. Скорее всего городские власти не задавались целью отблагодарить императрицу, а создали такую идею, которая подпадала под одну из федеральных программ.

— После того, как я написал комментарий у себя, мне написало очень много людей, которых я не знал. Я и сам не хотел бы, чтобы это был чисто татарский вопрос, что-то вроде упрощенного «татары против». Поэтому мы активно общаемся и с русскоязычными сообществами, и многие из них со мной согласились, сказав, что скорее всего это какая-то программа. Мне кажется, под программу подвели личность, место, и это было чисто бюрократическое решение, — считает Яруллин.

На момент публикации получить комментарий пресс-службы мэрии Казани не удалось.

«К Петру I могут быть претензии. Но Екатерину всегда считали легендарной женщиной для татар»

И все же такая позиция татарской молодежи вызывает недоумение историков, ведь, как известно, во время своего визита в Казань Екатерина II приняла делегацию татар и выслушала их просьбы, а уже после возвращения в Петербург своим указом разрешила строить в Татарской слободе каменные мечети.

— Когда татарская общественность выступала против Петра I, я еще их понимала, потому что знаю, сколько татар погибло при строительстве Петербурга. Ну и вообще к Петру I могут быть претензии. Но Екатерину всегда считали легендарной женщиной для татар. Она столько сделала для татар, что я не очень поняла, почему появилось это письмо, — говорит главный редактор газеты «Казанские истории», краевед Любовь Агеева.

Мнение о том, что имя Екатерины II тесно связано с историей Старо-Татарской слободы, разделяет и доктор исторических наук, заведующий отделом новой и новейшей истории ИИ АН РТ Радик Салихов.

— Она сыграла определяющую роль в довольно критический момент истории татарского народа во второй половине XVIII века. И самое главное, что жители этой слободы всегда вспоминали ее самыми добрыми словами. Они помнили ее и по истечении 100 лет, потому что именно Екатерина дала им возможность построить эти великолепные мечети, вести торгово-предпринимательскую деятельность, участвовать в органах самоуправления. Можно сказать, что Екатерина объединила разобщенное население страны, уже начала процесс объединения в общегражданскую нацию, где представители самых разных национальностей, конфессий чувствовали себя гражданами одной большой страны России. В этом ее выдающаяся заслуга, — рассказывает Салихов. По его словам, Екатерина стала первым российским правителем, который пошел навстречу мусульманам, и во многом ее деятельностью обусловлен расцвет татарской части Казани в дореволюционный период.

Тем не менее, историк убежден, что для сохранения равновесия необходим паритет: на набережной Кабана можно установить памятник Марджани, а Екатерину II установить на Юнусовскую площадь.

Еще один фактор, который упускают из вида представители молодежи — привлечение в Казань турпотока. По мнению Салихова, памятник фигуре российского масштаба поможет привлечь иностранных гостей, да и в целом Старо-Татарскую слободу необходимо максимально украшать памятниками и мемориальными досками.

— Я считаю, что не нужно бередить зажившие исторические раны. Это историко-архитектурный памятник, к нему надо подходить так, а не как к политическому явлению.

Гуландам Зарипова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров