Искандер Гилязов, экс-декан КФУ: «Те, кто смешивает в интернете татфак с грязью, смыслят что-нибудь в науке?»

Бывший декан факультета татарской филологии и истории Казанского университета о скандале вокруг кафедры татароведения и тюркологии КФУ

Так называемая оптимизация кафедр татароведения и тюркологии КФУ оказалась темой номер один в деловом сообществе Татарстана. Критически действия руководства вуза оценили президент Татарстана Рустам Минниханов и госсоветник Минтимер Шаймиев. Корреспондент «Реального времени» пообщался с бывшим деканом факультета татарской филологии и истории Казанского университета, а ныне заведующим кафедрой татароведения и тюркологии Искандером Гилязовым, который поделился своим взглядом на «оптимизацию» и укрупнение структур университета.

Единственная в своем роде

— Искандер Аязович, начнем с животрепещущей темы. Что подразумевается под оптимизацией кафедр татароведения и тюркологии?

— Сейчас очень много разговоров на эту тему, причем многие из этих разговоров не имеют под собой конкретной фактологической базы, потому что решения о реорганизации на уровне университета пока нет. Это пока решение, принятое ученым советом Института международных отношений, востоковедения и истории. Вопрос обсуждался открыто — о том, что будет оптимизация и будут создаваться укрупненные кафедры, которые объединят несколько направлений. На этом ученом совете было принято решение о том, что представители направления «татароведение» войдут в состав кафедры археологии, этнологии и татароведения. Оно должно быть утверждено ученым советом Казанского федерального университета и ректором. Приказа, официального решения пока нет, но разговоры пошли очень активные.

Оптимизация и укрупнение не означает ликвидацию. Мы могли бы говорить о ликвидации направления, если бы всех уволили. Все, кто работает сейчас в КФУ, — остаются там работать. То есть, сокращений и увольнений нет. Кафедра археологии, этнологии и татароведения будет включать в себя несколько научных направлений, фактически подсекций. Одна из них — это татароведение, поэтому от поспешных выводов я бы воздержался.

«На этой кафедре я работаю уже более 25 лет, и было бы с моей стороны неправильно утверждать, что такая кафедра университету не нужна. Причем, кафедра единственная в своем роде, такой больше нигде нет. Это своего рода фишка для университета». Фото Гуландам Зариповой

— В СМИ появилась информация, что вы проголосовали против слияния кафедр. Это действительно так?

— На заседании ученого совета Института международных отношений, истории и востоковедения я голосовал против того, что в предложенном названии кафедры не было упомянуто «татароведение».

— Как вы думаете, нужна ли КФУ отдельная кафедра татароведения?

— На этой кафедре я работаю уже более 25 лет, и было бы с моей стороны неправильно утверждать, что такая кафедра университету не нужна. Причем кафедра единственная в своем роде, такой больше нигде нет. Это своего рода фишка для университета. Но понимаете, сейчас повсюду заметна такая тенденция к укрупнению. Скажем, специалистов-татароведов, которые занимаются историей и культурой татарского и тюркских народов, в Казанском университете не так уж много. Получается, на фоне больших кафедр, которые будут иметь 25-30 человек, кафедра с шестью-восемью людьми смотрится странно. Видимо, это такое веление времени — будем работать в новых условиях.

— Татароведение — междисциплинарная наука. Действительно ли она была раскидана между несколькими кафедрами?

— Конечно, татароведение — это междисциплинарная наука, которая включает в себя элементы истории, и языка, и литературы, и культуры. Она охватывает гуманитарную жизнь татарского народа в прошлом и настоящем. Когда-то в Казанском университете существовал факультет татарской филологии и истории. После того, как произошли кардинальные изменения, этот факультет был реорганизован и, скажем так, филологическая часть татароведов ушла в Институт филологии и межкультурной коммуникации — сейчас он так называется, а часть — в Институт истории, который сейчас вырос в Институт международных отношений, востоковедения и истории. Кафедра истории татарского народа стала называться кафедрой истории и культуры татарского народа, а сегодня является кафедрой татароведения и тюркологии. Дальше она, вероятнее всего, будет развиваться в новом виде. А филологические дисциплины так и остались, и продолжают работать на базе Института филологии и межкультурных коммуникаций. В принципе, можно сказать, что татароведение развивается в нашем институте и в Институте филологии. Это два основных центра, которые занимаются этой проблематикой. Однако, судя по многочисленным комментариям в интернете, многие не представляют этих структурных особенностей — они услышали, что где-то что-то закрывают.

«Историко-культурное направление, которое представляет наша кафедра, развивается вполне органично в рамках Института международных отношений, истории и востоковедения. Будущее покажет, в каком направлении двигаться». Фото Гуландам Зариповой

— Необходимости объединить усилия не возникает?

— Есть разные позиции. Если объединять, то что? Что в результате создавать? Мне кажется, что филологические дисциплины развиваются в русле филологического направления — это вполне естественно. Историко-культурное направление, которое представляет наша кафедра, развивается вполне органично в рамках Института международных отношений, истории и востоковедения. Будущее покажет, в каком направлении двигаться.

«Это не самая последняя реформа в Казанском университете»

— Как вы в целом относитесь к изменениям, которые происходят в университете?

— Это не только желание КФУ, это мировой тренд. Мы сегодня, например, беседовали с коллегой из Самары, общаемся с представителями зарубежных стран. В принципе, почти во всем мире идет такого рода процесс изменения в вузовской системе, потому что есть какие-то общие направления и тенденции развития вузов. Поэтому я думаю, что такое развитие и дальше будет продолжаться — это не самая последняя реформа в Казанском университете. Нам нужно с пониманием к этому относиться и работать в новых условиях.

Главное, не что меняется, а какой будет результат, как люди будут работать, какие студенты будут выпускаться. Конечно, хотелось бы, чтобы изменения имели только положительный эффект. Хочу отметить также, что татароведческое направление в Казанском университете получает поддержку со стороны руководства республики. При финансовой поддержке президента Татарстана мы четвертый год набираем по 30 студентов. Это целевые группы как раз под крылом нашей кафедры. И в этом году мы эту практику будем продолжать — объявление уже есть и, я надеюсь, финансирование будет продолжено, и мы опять наберем 30 человек. Желание учиться изъявило уже несколько десятков человек из разных регионов Российской Федерации. Пишем, активно общаемся, ведем профориентационную работу. Работа идет, и все зависит от конкретных людей.

— Давайте поговорим о татфаке. Как вы туда пришли, и как создавалась кафедра?

— Татфак был создан на волне суверенитета, подъема национального самосознания. Честно говоря, я не отвечаю на комментарии в интернете, как правило, они очень эмоциональные. Люди часто «прохаживаются» по татфаку, говорят, что это «местечковое» учреждение. Его «местечковость» (так уничижительно отзываются о бывшем татфаке некоторые комментаторы) для них определяется только тем, что татфак был факультетом татарской филологии и истории? Он был национальным факультетом, там работали и сейчас, в новых условиях работают люди, которых знает весь тюркский мир. Интересно, те, кто смешивают в интернете татфак с грязью, смыслят что-нибудь в науке? Если они более или менее объективны, то должны понимать, что татфак развивал серьезную фундаментальную филологическую и историческую науку, поэтому я бы не стал навешивать ярлыки. Татфак успешно и качественно отвечал за свое направление, об этом говорят публикации, которые известны в тюркском мире. Европейские ученые, занимающиеся тюркологией, также всегда высоко оценивали ученых факультета. Так что татфак был достаточно хорошей базовой структурой для развития татарского гуманитарного направления. А то, что некоторые комментаторы не знают ничего о работах татароведов университета, не является для меня критерием, они точно также не знают ничего о работах физиков, биологов или химиков.

«Ее создал мой учитель, профессор и академик Миркасым Абдулахатович Усманов. Он делал упор на то, что это не просто кафедра истории Татарстана, а, поскольку, татары — рассеянный по всему миру народ, он всегда упирал на то, что мы должны быть кафедрой, которая изучает татар, проживающих в разных регионах России и разных странах мира». Фото archive.gov.tatarstan.ru

С появлением федерального университета татфак был расформирован, а наша кафедра существовала на его базе — тогда она называлась кафедрой истории татарского народа. Ее создал мой учитель, профессор и академик Миркасым Абдулахатович Усманов. Он делал упор на то, что это не просто кафедра истории Татарстана, а поскольку татары — рассеянный по всему миру народ, он всегда упирал на то, что мы должны быть кафедрой, которая изучает татар, проживающих в разных регионах России и разных странах мира. Во многом мы эти традиции продолжаем. То, что мы сейчас набираем детей из разных регионов — я считаю, это тоже продолжение традиций. У нас учатся студенты из десятков регионов Российской Федерации, из стран СНГ.

Расскажите подробнее о значении Миркасыма Усманова в становлении татфака?

— Это человек, который сделал очень многое для становления серьезного и очень эффективного развития гуманитарной науки в Татарстане, фактически он во многом был инициатором создания самого татфака — факультета татарской филологии, истории и восточных языков. Тогда это было, как видим, дисциплинарное подразделение, связанное и с востоковедением. Фактически, востоковедение возрождалась именно в рамках этого факультета, и одним из главных инициаторов его создания был как раз Миркасым Абдулахатович Усманов — во время создания факультета он являлся проректором Казанского университета, некоторое время даже был исполняющим обязанности ректора. Кроме того, он стоял и у истоков создания Академии наук Республики Татарстан. Он внес большой вклад в историческую науку — в изучение Золотой Орды, многих малоизвестных и малодоступных источников. Этот человек был по-настоящему универсальным ученым, и я всегда с высоким почтением вспоминаю его уроки, его школу, потому что он действительно учил нас как можно шире смотреть на исторические процессы, процессы становления государств и народов в целом. Этот человек был глобального мышления и пользовался неимоверной популярностью в самых разных странах — у него были прекрасные научные связи с коллегами из Германии, США, Венгрии, Турции, многих других стран. Его работы во многом являются классическими, особенно в области источниковедения. Надеюсь, что наша кафедра и в дальнейшем, пусть и в новых условиях, будет продолжать эти традиции.

— Вы же и сами руководили татфаком? Какие свои заслуги можете выделить за время руководства?

— Я был деканом татфака 10 лет. Мне кажется, он развивался достаточно поступательно, у нас были весьма хорошие выпуски студентов, специализирующихся не только по татарскому языку, но и по таким направлениям, как «татарский и английский языки», «татарский язык и история». Из этих студентов вышли весьма интересные фигуры, которых мы можем видеть в органах власти, в правительстве. Куда бы я только ни пошел — в различные правительственные учреждения, министерства, администрации, школы, почти везде встречаю наших выпускников. Недавно побывал в Зеленодольском районе, директор школы — наш выпускник 90-х годов, еду в Госсовет — меня приветствуют наши студенты. Куда не пойдешь — везде выпускники татфака занимают в обществе хорошие позиции и работают на это общество.

«Я был деканом татфака 10 лет. Мне кажется, он развивался достаточно поступательно, у нас были весьма хорошие выпуски студентов, специализирующихся не только по татарскому языку, но и по таким направлениям, как «татарский и английский языки», «татарский язык и история». Из этих студентов вышли весьма интересные фигуры». Фото kpfu.ru

Сейчас, я думаю, сегодняшние наши выпускники тоже очень качественные. Я доволен этими студентами.

Кроме того, я доволен тем, что мне в бытность деканом удалось сохранить доброжелательный климат в коллективе, плодотворно работали сотрудники — это совсем не моя заслуга, но моя задача как руководителя состояла в том, чтобы обеспечить им условия. В принципе, я считаю, что со своими обязанностями декана я справлялся, хотя после вашей публикации ожидаю самых разнообразных комментариев.

Мария Горожанинова

Новости партнеров