Пир во время кадрового голода

Инфляция и дефицит кадров снижают рентабельность ресторанов

Пир во время кадрового голода
В 2025 году рост оборота общепита продолжит замедляться. Фото: Реальное время

Оборот общественного питания в Татарстане за 9 месяцев 2024 года вырос на 8,2%, до 57,9 млрд рублей. Это неплохой показатель, но годом ранее рынок рос лучше — на 18,1%. Инфляция, кадровый голод, ужесточение налоговой нагрузки и бюрократия приводят к тому, что рентабельность бизнеса сокращается. Работать стало сложнее, но средний чек растет, отмечают рестораторы. Какие факторы сегодня влияют на индустрию и с какими ожиданиями общепит будет встречать 2025 год — в обзоре аналитической службы «Реального времени».

Динамика роста общепита в Татарстане начала замедляться

За три квартала 2024 года оборот общественного питания в Татарстане достиг 57,9 млрд рублей, увеличившись на 8,2% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года. За 9 месяцев 2023 года оборот общепита в Татарстане вырос к прошлогоднему периоду на 18,1%, до 48,8 млрд рублей. Судя по статистике Татарстанстата, динамика развития общепита в республике замедляется. Количество предприятий общественного питания за 9 месяцев 2024 года сократилось с 5 614 до 5 593.

В последние годы, несмотря на экономические сложности, санкции и кадровый голод, индустрия общественного питания в России росла. По оценкам BusinesStat, в 2021—2023 годы оборот общепита увеличился на 47%: с 1,93 до 2,83 трлн рублей.

Мария Зверева / realnoevremya.ru

В 2022 году рынок общественного питания в России, как и вся экономика страны, пережили трансформацию. Крупные ресторанные сети с иностранным участием сменили собственников на российских. Часть сетевых точек питания простаивали в ожидании ребрендинга. Операторы фастфуда, принявшие решение о продолжении работы, смогли привлечь новых клиентов и улучшить свои показатели. Потребители с низким и средним уровнем доходов чаще склонялись к сберегающей модели поведения. В результате, спрос на услуги общепита смещался в сегменты с меньшим средним чеком.

В 2023 году, несмотря на негативное влияние санкций и пессимистичные ожидания операторов рынка, выручка заведений также росла. Одним из драйверов стало увеличение объемов внутреннего туризма на фоне ограничений на въезд в европейские страны, а также легализация отрасли.

По оценке Infoline, оборот отрасли в 2023 году вырос на 15%, до 4—4,2 трлн рублей. Аудитория российского ресторанного рынка выросла за год на 10%, а средний чек — на 5%. За последние четыре года его сумма увеличилась на 40% и достигла 500 рублей в 2023 году. Количество открываемых заведений в 2023 году было на 11,7% больше, чем годом ранее.

В январе — сентябре 2024 года число чеков в ресторанах и барах по всей России выросло на 9% год к году, подсчитали в сервисе «Чек Индекс». В целом по стране динамика оказалась выше, чем в Москве, где этот показатель вырос на 2%, и в Санкт-Петербурге, где, напротив, наблюдалось сокращение на 1%. По данным «Чек Индекса», аналогичный тренд наблюдается в сегменте кафе и столовых: по РФ в целом трафик вырос на 6%, в Москве и Санкт-Петербурге — на 3 и 2% соответственно. В заведениях фастфуда тренд менее выраженный. По всей России посещаемость таких точек выросла на 7%, в Москве — на 5%, в Санкт-Петербурге — на 6%.

Серьезным вызовом для отрасли остается кадровый вопрос. В январе — сентябре 2024 года число вакансий в сфере общепита увеличилось на 28% год к году, говорится в совместном исследовании портала по поиску работы HeadHunter и сети «Крошка картошка». Сильнее всего вырос спрос на уборщиков — на 41%, курьеров — на 31%, официантов и барменов — на 30%, менеджеров — на 22% и бухгалтеров — на 29%. Сейчас, по оценке аналитиков, отрасли не достает около 30 тыс. работников.

Реальное время / realnoevremya.ru

Рентабельность бизнеса снижается

— 2024 год ознаменован большей стабильностью. Оборот компаний был в рамках финансового планирования либо чуть выше, — рассказала «Реальному времени» генеральный директор Ассоциации рестораторов и отельеров Татарстана Галина Шарафутдинова. — Ежегодно в отрасли есть низкие и высокий сезоны. Они соответствуют ожиданиям, и поэтому при грамотном планировании угрозы не представляют. Лето 2024-го было очень активным. Большой наплыв туристов, готовых знакомиться с гастрономией Татарстана, позволил создать предпринимателям «подушку безопасности» на осенне-зимний период».

В целом рынок общепита, по оценкам Шарафутдиновой, научился приспосабливаться к изменениям внешней среды, потребностей и предпочтений потребителей. Тренд питания вне дома продолжает показывать свою устойчивость. За 2024 год средний чек потребителя в среднем вырос на 10%, частично за счет повышения цен. Трафик на завтраки вырос в среднем на 15%. Рентабельность бизнеса снизилась на 2—5%.

— Сегодня все больше внимания уделяется искусственному интеллекту и нейронным сетям. Они помогают управлять покупательским спросом продвижением и улучшением качества обслуживания. Устойчивым трендом остается локальность. Использование продуктов местных производителей вызывает у гостей большее доверие, — прокомментировала она тренды, которые сегодня влияют на отрасль. — Гости стали более требовательными к блюдам, здоровая еда и модная ныне фраза «осознанное потребление» стоят во главе спроса.

Появился спрос на корейскую кухню среди молодого поколения, и он будет расти ближайший год. Также будет расти и рынок заведений быстрого обслуживания.

В 2025 году Шарафутдинова прогнозирует увеличение туристического потока на 10—15%. Это связано с большим вниманием мировой общественности к Казани после саммита БРИКС. Большой наплыв туристов ожидается из Китая.

— Изменения в налоговом законодательстве могут ударить по части предприятий. Увеличение налоговой нагрузки может произойти от 20 до 30%. Это «красная» зона для бизнеса. Каждый ищет свою экономическую модель, чтоб сохранить бизнес. И мы надеемся что гастрономическая карта Казани не лишится ярких, интересных проектов, — резюмировала она.

Рестораторы жалуются на бюрократию

— 2024 год действительно оказался сложнее, чем 2023-й. На общепит повлияло увеличение бюрократической нагрузки, моменты с ЕГАИС и учетом порционного алкоголя создали дополнительные бюрократические преграды для ресторанов, — рассказал Михаил Шарипов, председатель правления Ассоциации рестораторов и отельеров Республики Татарстан, совладелец семейного ресторана «Сказка». — Мы вынуждены покупать новое программное обеспечение, которое еще не готово и не работает. И когда мы сталкиваемся с такими недоработанными моментами, это приводит к дополнительным стрессовым ситуациям, которые мешают бизнесменам развиваться.

— Вместо того, чтобы заниматься развитием, мы вынуждены преодолевать бюрократические проблемы. Это очень важный момент, на который стоит обратить внимание государству. Все-таки показатель развития государства — это отсутствие бюрократических препятствий, — обращает внимание Шарипов.

Второй момент, оказывающий серьезное влияние на отрасль, — это налоговая нагрузка, которая возрастает. «Мы благодарны, что государство нас слышит и какие-то резкие моменты убирает, что позволяет нам дальше развиваться и окончательно не убивает индустрию. Но вместе с тем повышение нагрузки имеет место быть», — посетовал он.

Третий фактор — это дефицит кадров. «Он обостряется по объективным причинам. Рынок растет, заходят федеральные игроки. Кроме того, накладывается дефицит из-за смежных отраслей и СВО. Но я бы не поставил кадровый голод на первое место. Все-таки я считаю, что ресторанная индустрия у нас очень сильно развита, и сейчас она одна из самых сильных в мире. Мы уже начинаем выстраивать сильные HR — бренды, таким образом справляясь с этой катастрофической ситуацией. И по сравнению с другими отраслями ресторанная индустрия еще может быть примером, как необходимо действовать в такой ситуации», — отмечает ресторатор.

Влияет на отрасль и глобальный рост цен. «Достигнутый рост рынка на самом деле превращается в работу вхолостую, потому что реальная чистая прибыль снижается. Пусть на цифрах она больше, но по факту все съедает инфляция», — говорит Михаил Шарипов.

Максим Платонов / realnoevremya.ru

— Мы верим и надеемся, что у нас продолжится диалог с госорганами о том, чтобы цифровизация не перерастала в бюрократизацию. Мы верим, что нас слышат, что с нами ведут диалог, мы это ценим и будем продолжать в этом направлении работать, — говорит он о целях на 2025 год. — Прогнозы несмотря ни на что оптимистичные. Мы, бизнесмены, будем трудиться, стараться, делать. Мы очень ценим наш регион, и очень благодарны гостям, которые ходят к нам в рестораны и выбирают именно местные татарстанские рестораны. Мы в свою очередь в Ассоциации будем стараться делать все, чтобы эти местные рестораны были качественные.

Рынку необходимо адаптироваться к новым условиям

— 2024 год действительно оказался более сложным. Хотя рынок продолжает расти, темпы роста замедлились почти вдвое по сравнению с прошлым годом. Это указывает на постепенное насыщение рынка и необходимость адаптации к новым условиям. Рост затрат на сырье, коммунальные услуги и персонал также усложняет работу рестораторов, — говорит Римма Гарипова, генеральный директор ресторана «Вартазия».

Среди ключевых факторов, влияющих сегодня на общепит, она выделила рост себестоимости продуктов и логистики: «Поставщики увеличивают цены, что неизбежно отражается на марже ресторанов». Кроме того, меняется и потребительское поведение — люди стали внимательнее относиться к расходам, что приводит к сокращению частоты посещений ресторанов. Инфляция и снижение доходов заставляют гостей искать более доступные форматы.

Средний чек, по наблюдениям Риммы Гариповой, вырос на 7—10% из-за увеличения стоимости сырья, однако это не всегда компенсирует снижение потока гостей.

— На примере моих ресторанов могу сказать, что средний чек вырос на 8—12% в зависимости от формата заведения, но это, скорее, отражение инфляции, а не увеличения доходов, — комментирует она.— Поток посетителей остался стабильным в будние дни, но в выходные мы наблюдаем небольшое снижение, так как гости выбирают мероприятия с меньшими затратами.

В 2025 году рост оборота общепита может замедлиться до 5—6% с учетом экономической ситуации и ожидаемого повышения налоговой нагрузки. «Это заставит рестораторов искать новые пути для оптимизации расходов, вплоть до сокращения штата или изменения меню, — не исключает Гарипова. — Тем не менее я остаюсь оптимистичной: гости всегда ценят высокий уровень сервиса и уникальные концепции. Поэтому те, кто сможет удержать качество и предложить интересный продукт, останутся востребованными».

В целом по отрасли в 2024 году стало сложнее из-за кадрового голода, говорит основатель федеральной сети ресторанов «По Чесноку» Михаил Клопоух.

— Рост зарплат у людей не сопоставим с ростом цен, соответственно средний чек в наполнении не вырос. Средний чек вырос за счет увеличения цен. Гостей стало больше, но столько усилий для этого мы не прикладывали раньше, если сравнить с прошлыми годами, — прокомментировал Клопоух.

    В то же время в 2025 год бизнесмен смотрит с оптимизмом. «Так как мы с каждым годом развиваемся и улучшаемся, это дает нам больше уверенности в положительном прогнозе на следующий год», — отметил основатель сети ресторанов.

    — Я бы не сказал, что 2024 год был для отрасли общепита хуже, чем прошлый год. Лично для наших проектов 2024 год был вполне успешным: мы открыли второе Begin Café и начали планировать новый проект — ресторан, который мы запустим весной 2025 года, — прокомментировал «Реальному времени» совладелец Begin Cafe и ресторана Terra et Silva Владимир Кириллов.

      — Выручка наших проектов в 2024 году росла, в том числе и из-за инфляции. Мы тоже вынуждены были подниматься цены, потому что все вокруг росло, — объясняет он.

      Из факторов, которые сегодня влияют на сферу общепита, Кириллов отдельно выделил кадровый голод, который усугубился из-за ситуации с мигрантами. «Необходимо повышать престиж профессии поваров и официантов, над этим надо комплексно работать всей индустрии», — считает он.

      Кроме того, с 2025 года по отрасли ударит и налоговая реформа. «Рестораторам придется работать в новых условиях, и это неизбежно отразится на ценах, — уверен он. — Это очень болезненный и актуальный вопрос сегодня для всех».

      — Арендные ставки растут просто космическими темпами. Запускать новые проекты становится дороже. Мы сейчас открываем еще один проект. Переговоры об аренде начали вести прошлой зимой, и когда весной они перешли в финальную фазу, цена аренды успела вырасти в полтора раза, — рассказал Кириллов.

      Сафина Аделия / realnoevremya.ru

      Директор ООО «Сыроварня Чизерия Восточный» Ирина Билалова также отметила, что 2024 год был для них не хуже прошлого года. Из негативных факторов она выделила повышение ставок на оплату труда и отсутствие кадров, а также увеличение цен на продукты питания и алкоголь.

      Как ни странно, но помогает ресторанной индустрии кризис в туристической сфере.

      — Россияне стали меньше путешествовать, и это дает возможность рестораторам привлечь гостей к себе эстетикой и уютом в ресторане, эмоциональным сервисом и удовольствием от кухни, компенсировав тем самым недостаток путешествий, — отметила Билалова.

      В 2025 год она тоже смотрит с оптимизмом: «Я считаю, что мое поколение пережило так много экономических, налоговых и политических изменений, что мы подстроимся и под новые».

      Юлия Гараева

      Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

      Аналитика Татарстан

      Новости партнеров