Леонид Толчинский: «Татар-информ» было абсолютно убогим агентством, где был один компьютер»
Шамиль Садыков собирается превратить «Татар-информ» в главный информационный ресурс о Татарстане
Сегодня коллективу государственного информагентства «Татар-информ» будет представлен новый руководитель. Рулить ресурсом гендиректор «Татмедиа» позвал своего бывшего коллегу по телеканалу «Эфир» — бывшего руководителя службы новостей ТК «Эфир», пресс-секретаря ПСО «Казань» Шамиля Садыкова, который работал в компании татарстанского «строителя №1» Равиля Зиганшина с февраля 2015 года. Тем временем экс-глава «Татар-информа» будет руководить подготовкой журналистов в Высшей школе медиакоммуникаций и журналистики КФУ.
Школа Толчинского
О возможном уходе Леонида Толчинского, возглавлявшего «Татар-информ» (он, к слову, пришел на смену Рашиду Галямову, нынешнему владельцу газеты «Бизнес-онлайн») с 2005 года, стало известно в начале апреля.
Вчера вечером стало понятно, что слухи, ходившие с начала апреля об отставке, подтвердились. Первым о своем уходе из «Татар-информа» написал сын Толчинского Максим Зарецкий, который занимал должность исполнительного директора. Следом об уходе заявил и Толчинский-старший.
Накануне замгендиректора ТНВ по информационному вещанию Мадина Тимерзянова объявила, что Леонид Толчинский в ближайшее время начнет вести на телеканале свою авторскую программу (ранее он вел подобную передачу на телеканале «Казань»). Подробности этого проекта она не раскрыла. Впрочем, это будет не основное место его работы.
Источники «Реального времени» еще в начале апреля называли его следующее место работы – Казанский университет. Сегодня руководитель АО «Татмедиа» Андрей Кузьмин в интервью входящему в госхолдинг «РБК-Татарстан» подтвердил переход Толчинского на новое место работы.
Андрей Кузьмин: «С учетом его опыта работы руководителем ведущего информагентства Татарстана, а также опыта работы на телевидении и в главном аналитическом центре республики ЦЭСИ, мы очень надеемся, что Леониду Григорьевичу удастся сделать серьезный рывок в подготовке кадров». Фото prav.tatarstan.ru
— Леониду Григорьевичу поступило предложение стать руководителем Высшей школы медиакоммуникаций и журналистики КФУ. Он принял это предложение. С учетом его опыта работы руководителем ведущего информагентства Татарстана, а также опыта работы на телевидении и в главном аналитическом центре республики ЦЭСИ, мы очень надеемся, что Леониду Григорьевичу удастся сделать серьезный рывок в подготовке кадров. Сегодня у нас идет очень серьезный разрыв между качеством подготовки, переподготовки в области медиакоммуникаций. На сегодняшний день медиаотрасль республики должна отвечать вызовам, которым, к сожалению, не всегда выпускники профильных факультетов соответствуют, — говорит Кузьмин.
«Если тебе доверяют такую серьезную работу — надо соглашаться»
Когда появилась информация об отставке Толчинского, в медиа активно обсуждались возможные его сменщики. Так, в частности, называлось имя Шамиля Валеева, хорошего друга и коллеги Леонида Григорьевича. Валеев также до последнего времени возглавлял «Башинформ» — официальное агентство соседней республики. Правда, в беседе с корреспондентом «Реального времени» он опроверг эти домыслы, заявив, что в обсуждении упоминалась другая фамилия – тогдашнего редактора «РБК-Татарстан» Алмаза Миргаязова.
Правда, уже неделю назад источники в медиаотрасли говорили, что решение принято и агентство возглавит опытный «эфировец» и уже бывший пресс-секретарь ПСО «Казань» Шамиль Садыков. Появившийся чуть более года назад в компании непубличного строителя Равиля Зиганшина Шамиль сумел наладить отношения практически со всеми СМИ, оперативно комментируя не только приятные события (в духе праздников на Кремлевской набережной) из жизни группы и ее хозяина. До его прихода в ПСО «Казань» информационным взаимодействием с медиа занимался лично Равиль Хабибуллович, Садыков же снял с него это нелегкое бремя.
Шамиль Садыков: «Передо мной поставлена задача — сделать «Татар-информ» главным информационным ресурсом о Татарстане для всего мира». Фото Максима Платонова
Новоиспеченный директор ИА «Татар-информ» Шамиль Садыков сообщил «Реальному времени», что его первая встреча с новым коллективом должна состояться сегодня. Говорить о планах и о характере реформ в ведущем информационном агентстве Татарстана он пока не готов.
«Передо мной поставлена задача — сделать «Татар-информ» главным информационным ресурсом о Татарстане для всего мира», — пояснил Шамиль Садыков нашему изданию. Он добавил, что долго после получения предложения о новом месте работы не думал: «Это вопрос доверия. Если тебе доверяют такую серьезную работу — надо соглашаться...»
«У меня давление поднялось, нет ли капель?»
Леонид Толчинский в беседе с корреспондентом «Реального времени» накануне своего ухода коротко подвел итоги работы и высказался об отрасли в целом:
— Кто-то из ваших коллег мне звонил, как там называется?.. Вроде «Бизнес-онлайн». Какой-то молодой человек написал про меня, и я прочитал через 4 дня и вздрогнул. Маленький текст – половина не про меня, а про того, кто будет на моем месте. Про меня совсем чуть-чуть. И сделаны фактологические ошибки. Автор назвал меня историком, кандидатом экономических наук. Якобы все ресурсы «Татмедиа» собрали 3 млн рублей рекламных сборов. Где они взяли эту цифру – не знаю. ТИ никогда не торговался менее 10 млн рублей. От 10 до 17 млн рублей в год. Конечно, были спады. В кризисные годы это 10 млн рублей. В лучшие – 17-18 млн рублей. Конечно, на рекламу мы делаем большую ставку. Реклама – это не самоцель развития, это развитие агентства.
Я работаю здесь 10 лет. Это было абсолютно убогое агентство, где был один компьютер, стояли три человека в очереди, чтобы написать новость [на самом деле, по свидетельству бывших сотрудников агентства, к приходу Толчинского в ТИ уже было начато техническое переоснащение, — прим. ред.]. Сейчас «Татар-информ» стал самым мультимедийным агентством в регионах России. У нас самая современная техника. Это все сделано благодаря двум вещам: тому, что само агентство зарабатывало, и тому, что агентство «Татмедиа» способствовало этому, помогало, поддерживало. В этом смысле интерес, цель зарабатывать, конечно, есть. 17 млн рекламных сборов было собрано в прошлом году. Это почти 50% с небольшим допуском от финансирования государством. На самом деле государство не очень сильно и не очень щедро нас финансирует. Это не так плохо. Вот когда говорят «государственные СМИ», все думают, что вот такие халявщики сидят и жрут государственный бюджет. Государство ровно настолько финансирует, насколько заинтересовано иметь некоторые информационные продукты — и ничего большего. Остальное – зарабатывайте. Проще собирать новости и ничего вообще не делать. Делать хорошую и серьезную аналитику, к сожалению, в республике получается не у всех. А если честно, то вообще ни у кого. Пока. Хотя заявки есть.
Леонид Толчинский: «Я работаю здесь 10 лет. Это было абсолютно убогое агентство, где был один компьютер, стояли три человека в очереди, чтобы написать новость. Сейчас «Татар-информ» стал самым мультимедийным агентством в регионах России». Фото vk.com/tatarinform
Но мы информагентство, мы делаем информационную ленту. Да, при этом мы делаем обзорные продукты, аналитические материалы, мы проводим пресс-конференции, мы делаем видеопродакшен, фотобанк. Мы делаем достаточное количество продуктов, но основным является лента новостей. Это главное, что должно делать информагентство. И распространяем новости как канал ТНВ — на аудиторию Татарстана и за пределами. Нам главное, чтобы новости о том, чем живет Татарстан, читали и видели как можно больше людей и за пределами. У нас, конечно, есть рубрика «Шоу-бизнес», за которую нас все время ругают. Но главная цель и 80% новостей посвящены тому, что Татарстан делает интересного, неординарного положительного. Нам главное, чтобы это читали как можно больше по России. У нас 60% подписчиков за пределами Татарстана. О посещаемости. У нас есть несколько продуктов: русская, татарская, английская ленты новостей, IT-таймс – обзорно-аналитический продукт. У нас есть видеопродукты. Часто говорят, мол, какие позорные цифры посещаемости, но смотрят показатель русской ленты в регионе Казань. На самом деле, если сложить все продукты, то средняя посещаемость – 22-23 тыс. в день. Если сенсация, то до 100 тыс. и выше. Я считаю, что это нормально.
Но для нас главное – цитируемость, как нас цитируют дальше. Задача информагентства – дать информацию, на которую потом сошлются. Наша задача – выдать исходный продукт. Если исчезнет это первое звено, то всем остальным будет немного трудно.
Про меня написали, что я некоторое время занимался социологией. Я не некоторое время ей занимаюсь. Я профессиональный социолог, кандидат социологических наук. И диссертация у меня по социологии медиа. И то, что я делал, — это по медиаконтенту. Я делал по аналитике то, что и как делают медиа и цитируются и какие при этом акценты расставляются. Это работа, которой я занимался и занимаюсь всю жизнь, и буду заниматься. Индекс цитирования – «Яндекс» и «Гугл» показывают, как воспринимает тебя близкородственный ресурс. Если мы пишем о селе, то мне надо, чтобы меня не процитировал кто-то вообще, а тот, кто селом и занимается. Если о президенте, то тот, кто имеет влияние на политическое медиаполе. И это считает «Яндекс». И в этом смысле мы самое цитируемое издание.
Да, я чувствую недостаток деловых новостей. И принимаю это замечание. Но «Татар-информ» – единственное в России агентство, которое все встречи с ВИП-персонами подает в онлайн-режиме. А вот федералы возражают – говорят, это эксклюзив. В этом смысле мы самое открытое агентство.
Леонид Толчинский: «Кто приходит к нам, знает, что он тут же будет подан в онлайн. И все, что он скажет, будет услышано всеми, кто хочет это услышать». Фото tatar-inform.ru
Кто приходит к нам, знает, что он тут же будет подан в онлайн. И все, что он скажет, будет услышано всеми, кто хочет это услышать. Почему не приглашаете бизнес? Вот это замечание я принимаю. Недостаточное внимание этому уделяем. Никаких принципиальных ограничений для этого нет.
А знаете, что такое выйти на пресс-конференцию, на которой сам не знаешь, что там будет? И я не знаю, чем это закончится. Но я выходил – 10 лет подряд. Мы это начали в 2005 году, когда вообще онлайн-видео никто не понимал. Тогда Марат Яшарович [глава агентства «Татмедиа» на тот момент Марат Муратов, – прим. ред.] меня поддержал и сказал, мол, давай, делай. Обществу нужно больше персон и более широкого спектра, включая бизнес-персоны. Это ведь надо уметь вести эту публику. Знаете, как они выходят оттуда? Какая первая фраза? «У меня давление поднялось, нет ли капель?» Мы это держим. У меня в кабинете стоит три бутылочки. Люди реально волнуются и переживают.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Шамиль Садыков родился в 1977 году. Окончил Казанский государственный университет в 2000 году по специальности «Журналистика».
Работал в телекомпаниях ГТРК «Казань», был ведущим программы «Адымнар» на «Эфире» (на татарском языке), занимал должности пресс-секретаря министерства транспорта РТ и директора телевизионной службы новостей телекомпании «Эфир», руководителя челнинского филиала ТК «Эфир», руководителя пресс-службы ООО «ПСО «Казань».
Женат, воспитывает троих детей.
Леонид Толчинский родился в Казани в 1967 году. Окончил исторический факультет Казанского государственного университета по специальности «Преподаватель социально-политических дисциплин» (1991 г.).
- В 1991 — 1993 гг. — корреспондент-социолог, старший корреспондент-обозреватель общественно-политической газеты «Вечерняя Казань».
- В 1993 — 1995 гг. — заместитель директора по информатизации и печати Центра социальных проблем РТ при Кабинете министров РТ.
- В 1995 — 1997 гг. — заместитель директора ЦЭСИ РТ при Кабинете министров РТ.
- В 1995 — 1996 гг. — входил в рабочие группы по разработке разделов Государственной программы экономического и социального прогресса РТ.
- В 1997 — 1999 гг. — представитель председателя ОАО «КАМАЗ» по связям с общественностью, участник экспертной группы правительства РТ по выводу из кризиса ОАО «КАМАЗ».
- В 1998 — 2003 гг. — организатор на республиканском телевидении выхода ряда общественно-политических и просветительских программ.
- В 2001 — 2005 гг. — автор и ведущий информационно-аналитической программы «Татарстан. Итоги недели» (ГТРК «Татарстан»).
- В 2005 — 2007 гг. — генеральный директор ИА «Татар-информ».
- В 2008 — 2012 гг. — первый заместитель генерального директора ОАО «Татмедиа».
- В 2008 — 2016 гг. — генеральный директор филиала АО «Татмедиа» ИА «Татар-информ».
- Кандидат социологических наук.
- Заслуженный работник культуры РТ (2003 г.).
- Награжден медалью «В память 1000-летия Казани» (2005 г.).
- Автор более 30 научных монографий и статей.
- Женат, воспитывает двоих детей.