Конкуренция в коллективе. И когда нужна корпоративная психотерапия

Неважно, из-за чего человек испытывает стресс. Это точно влияет на его эффективность

Конкуренция в коллективе. И когда нужна корпоративная психотерапия
Фото: скриншот realnoevremya.ru кадра видео www.youtube.com/@rv_culture

Последние несколько лет тема ментального здоровья набирает популярность. Как этот тренд отражается в корпоративном мире, в рамках проекта «И что с этим делать» психолог Альсина Газизова исследовала вместе с Александрой Соболевой, бизнес-тренером, сертифицированным и практикующим гештальт-терапевтом, кандидатом психологических наук.

Конкуренция или соперничество

Конкуренция на работе — дело обычное. И, как правило, она положительно мотивирует. Но соперничество — это уже переход на личностный уровень. Это порождает стресс, влияет на производительность и мотивацию. И если дружеские чувства люди обычно выражают откровенно, то соперничество скрывают как социально неприемлемую форму взаимодействия. При соперничестве рабочая жизнь может превратиться в кошмар. Психологическими последствиями могут стать тревога, беспокойство и неуверенность в себе.

Конфликты вспыхивают буквально на ровном месте. Сжатые сроки, высокое напряжение и невозможность поговорить напрямую приводят к тому, что сотрудники делают поспешные выводы и истолковывают по-своему поведение коллег. В результате возникает нездоровая атмосфера.

иллюстрация Евгения Федорова/realnoevremya.ru

— Руководителю стоит обращать внимание на поведение сотрудников, чтобы конкуренция в его коллективе не приняла токсичных форм. К этому также ведет строгий контроль за сотрудниками и постоянная коммуникация через руководителя — снижает инициативу и повышает агрессию. Но если в компании нет ценности соревновательного духа — это тоже подводный камень, — рассуждает Александра Соболева.

По ее мнению, различные формы соревнований могут заставить сотрудников поддерживать себя в тонусе. «Сотрудникам одной из компании предложили в корпоративное приложение добавлять, кто сколько шагов сделал, сколько проплыл, пробежал. Потом в приложении выстраивался рейтинг. Коллеги стали пытаться друг друга догонять и опережать. Да, этот процесс не связан напрямую с работой, но точно влиял на сплочение коллектива», — приводит пример Александра Соболева.

— Популярное сейчас направление — геймификация. Применение игровых форм не в игровых процессах. Была внедрена практика «Спасибо». Сотрудники одного направления благодарили сотрудников другого. Благодарности фиксировались в приложении, за них выдавалась игровая валюта, а в магазинах компании можно было приобретать товары, — делится опытом внедрения Александра Соболева. — А традиционные форматы: вебинары, образовательные треки — кроме обучения, улучшают эмоциональный фон, коммуникацию в коллективе и повышают мотивацию к работе. Что тоже очень хорошо сказывается в профилактике деструктивных форм коммуникации.

Что еще дорого обходится бизнесу

Не только разрушительная коммуникация отражается на работоспособности. Депрессия, тревожность и другие психические состояния — в числе главных причин, по которым сотрудники пропускают и бросают работу.

иллюстрация Евгения Федорова/realnoevremya.ru

— Проблема выгорания дорого обходится бизнесу. Выгоревшие сотрудники на 63% чаще берут больничный, на 23% чаще обращаются в отделение неотложной помощи и в 2,5 раза чаще ищут другую работу, — приводит данные Александра Соболева.

За профессиональным выгоранием и снижением продуктивности часто стоят личные проблемы сотрудников или отношения с руководителем. Если вовремя их выявить и проработать, компания успешнее преодолеет кризис. При этом именно разбор сложной ситуации с терапевтом помогает сотруднику находить ресурсы, чтобы справляться с выгоранием.

За последние 13 лет доля тех, кто обращался за профессиональной помощью, удвоилась — с 6% в 2009 году до 12% в 2022-м. Во многом на это повлияли сами работодатели, начав внедрять в корпоративную культуру практику общения с психологами.

Результат эволюции внешнего мира

Современный мир несет в себе много новой информации и частые изменения, что, в свою очередь, приводит к потребности менять наше восприятие и поведение. От человека потребовалось очень много: стало важным быстро адаптироваться к новым условиям, учиться, быть осознанным, иметь критическое мышление, справляться со стрессом, при этом находить время для отдыха, контролировать эмоции и понимать, кто я в этом бегущем мире. Корпоративный психолог — результат эволюции внешнего мира.

Вообще первая волна резкого всплеска интереса к психологам со стороны корпоративных клиентов была во время коронавируса — люди очень переживали. Пандемия влияла на психику, в том числе тех, кто не болел: они испытывали тревожность по поводу изменений в мире и социальной изоляции. Уровень эмоционального выгорания сотрудников увеличился на 52%. Компании не могли этого не заметить. Неважно, из-за чего человек испытывает стресс — из-за трудностей на работе, политической ситуации, проблем в семье — это точно влияет на его эффективность.

иллюстрация Евгения Федорова/realnoevremya.ru

Помимо выгорания и стресса в частности технологические компании все чаще обращаются к психологам еще с одним запросом: цифровые бизнесы быстро растут, команды психологически не успевают за изменением бизнес-процессов в компаниях и приходится прорабатывать их внутренние связи и отношения.

Руководителям отделов становится нелегко общаться с расширившимся кругом подчиненных, а разным отделам сложнее налаживать коммуникацию между собой в компании. Для этого, как правило, организовываются занятия руководителей с психологами по общению с подчиненными и проводятся групповые тренинги по этике взаимодействия разных отделов.

скриншот realnoevremya.ru кадра видео www.youtube.com/@rv_culture

— И актуальная тема — цифровая трансформация, которая тоже накладывает определенные требования. Но компании все-таки из людей состоят, несмотря на цифровую трансформацию, — замечает Александра Соболева. — Современный мир обязывает руководителей бизнесов выделять ресурсы на психологическое здоровье и благополучие своих сотрудников. Российские компании здесь не исключение. Многие руководители внедряют и поддерживают различные инициативы, направленные на поддержание сотрудников. Кто-то пользуется бесплатными ресурсами, кто-то обращается к онлайн-платформам. Немало компаний, которые в штат приглашают психологов или пользуются внешними специалистами.

Корпоративная психотерапия определенно находится на подъеме. Число компаний, которые предлагают ее своим сотрудникам, увеличивается. Все больше компаний открыто, прямо в вакансии, упоминают о том, что они предоставляют психотерапию своим сотрудникам. Компании стараются улучшить климат среди своих сотрудников, реализуя запрос соискателей на здоровую атмосферу в коллективе.

Практикующий психолог Альсина Газизова. Telegram-канал: https://t.me/alsina_psy Автор проекта «И что с этим делать». Почта для предложений alsina.gazizova@gmail.com

Альсина Газизова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Общество Татарстан

Новости партнеров