Яков Геллер: «Скоблионок мне по-прежнему друг, навсегда!»

Глава Агентства по госзаказу РТ намерен поставить точку в «еврейской» дискуссии

Яков Геллер: «Скоблионок мне по-прежнему друг, навсегда!»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Публичный спор между двумя видными представителями еврейской общины Татарстана продолжается. В своей новой колонке «Реального времени» глава Агентства по госзаказу РТ Яков Геллер, отмечая, сколько горя выпало на долю евреев, призывает не делить людей по национальностям. Его материал стал ответом на второй пост Михаила Скоблионка, главы татарстанской национально-культурной автономии, и художественный шарж Гаделя Шакирова.

«Не морочим ли мы голову?»

У меня двоякое чувство от нашей публичной беседы с Михаилом Абрамовичем Скоблионком. Конечно, никакие слова, даже напечатанные в газете, не могут нарушить наши добрые отношения и дружеские объятия. Я этого не боюсь. Мы оба знаем, как тепло относимся друг к другу. Скоблионок мне по-прежнему друг, навсегда!

Дело в другом — в страхе. Существует формула Тейлора: «Человек воспринимает только то, что понимает». Поэтому бесполезно в первом классе интегралы преподавать — сперва дети таблицу умножения пусть выучат. И Б-г передал Тору не Аврааму (первому еврею), с которым заключил Завет, а через Моисея, через двенадцать поколений.

И еще: «Идет человек по Одессе. Видит: два еврея разговаривают. Он постоял возле них, послушал и со словами: «Ай! Да не морочьте мне голову» ушел, махнув рукой».

Понятен ли наш разговор тем, кто его слушает? Не морочим ли мы голову этим разговором занятым людям?

«Евреи едут не только «Куда», но (и в первую очередь!) «Откуда». Евреи всегда ехали «Откуда». Фото mikhaelkatz.livejournal.com (Еврейское местечко, или штетл, начало ХХ в.)

«Откуда» спасаются евреи

И все же, преодолев эти страхи, я позволю себе еще одну реплику. Тем более что в комментариях читатели выражают желания «продолжить банкет». Так вот.

Я согласен с Михаилом Абрамовичем во всем, как только воспринимаю его систему координат. И нет предмета спора. Его теза безупречна: евреи едут туда, где можно заработать и где к ним хорошо (нормально) относятся. Еще раз: я с этим не спорю и не собираюсь. Я — о другом.

Во-первых, евреи едут не только «Куда», но (и в первую очередь!) «Откуда». Евреи всегда ехали «Откуда».

Из Египта, убегая от непосильного налогового ига фараона, который ввел для евреев особое налогообложение. Размер налогов стал непосильным, невозможным.

Из Испании 15-го века после Реконкисты. Тогда под страхом смерти евреи крестились, становились «марранами» или убегали, расселяясь на Балканах, в Северной Африке, Османской империи.

Из Германии 18-го века, когда ввели разделение на «полезных» и «бесполезных» евреев, когда ввели «семейную нумерацию» и жениться разрешали только первому — старшему сыну, а остальные — либо безбрачие, либо — вон из страны. Евреи «без семейного номера» уезжали тогда из Австрии и Германии в Англию, Голландию, Францию, Америку и Россию.

Из России — после Одесских и Кишиневских погромов 1905 года, от черты оседлости и ценза приема в учебные заведения.

Из созданного Сталиным «Красного Сиона» — «дальневосточного гетто» — Еврейской автономной области со столицей в Биробиджане. Сорокаградусные морозы, болота и короткое лето делали невозможным пребывание там для большинства народа.

Снова из Германии середины 20-го века, спасаясь от гитлеровского «окончательного решения еврейского вопроса».

Из Советского «лагеря» в конце двадцатого века в Израиль, в Америку, в Австралию. И это просто наиболее известные нашим читателям примеры. А для любопытствующих — можно «погуглить» — много интересного можно узнать.

Евреи едут «Откуда». И президент Путин позвал евреев «Откуда». Позвал в ответ на оглашенные ему жалобы и опасения о нарождающемся и возрождающемся воинственном антисемитизме в Европе. Как традиционном, так и вызванным миллионной миграцией из стран Ближнего Востока. И с этой точки зрения, рассуждаю я, евреи могут рассматривать не два стимула (заработок и покой) одновременно, а каждый стимул отдельно, как самодостаточный для сохранения жизни.

«Для меня гораздо важнее и показательней то, что президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов поддерживает нашу «мышпуху», находит средства чтобы помочь в проведении праздника еврейской культуры, в ремонте синагоги». Фото Максима Платонова

«Я помню, как запрещали печь мацу»

И, во-вторых, возникает вопрос об индикаторах. Да, соглашусь, зарплаты у нас не европейские. Легких денег, как в 90-е, «не поднять». Но есть же и другие индикаторы. Индикаторы хорошего (нормального) отношения к евреям. Вот она — развилка, где мы со Скоблионком разошлись в публичном разговоре. Мне кажется достаточным тот факт, что евреев не обкладывают непосильным «еврейским» налогом, не запрещают второму и прочим сыновьям жениться, не вводят черту оседлости, не забирают насильно сыновей в рекрутчину с 12 лет, не делят на «полезных» и иных, не вводят ценз на обучение и прочие «специальные еврейские привилегии». По историческим меркам только что — всего 100 лет назад — запрет на производство в офицеры евреев был распространен и на выкрестов, и на их детей. В России. Всего 100 лет назад!!! А мы уже 25 лет живем в Новой России.

Мне этого достаточно! Просто я уже давно живу. Я помню, как запрещали печь мацу на пасху, сносили синагогу в моем городе, как заставляли менять имена и фамилии, запрещали учить и сажали в тюрьму преподавателей иврита. Я помню, кто такие «отказники», я знал тех, кто прошел по «делу врачей». Я помню, как меня не пустили в Болгарию по турпутевке. Еще звучит в ушах знаменитая фраза: «Езжайте в свой Израиль и там командуйте». Это в ответ на любое замечание и даже на совет. Я много чего помню, как было еще вчера.

Мне достаточно того, что я живу в стране, где нет особых привилегий и особых цензов для евреев. Мне кажется, что этого должно быть достаточно и для тех евреев, которые могут задуматься над предложением президента Путина. Я, честно, не думаю, что если завтра еврея назначат министром спорта Республики Татарстан, — это будет каким-то особенным знаком толерантности и благорасположения к евреям. Для меня гораздо важнее и показательней то, что президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов поддерживает нашу «мышпуху» (мишпуха — еврейская большая семья или компания. — прим. ред.), находит средства чтобы помочь в проведении праздника еврейской культуры, в ремонте синагоги.



Ответ писательнице Маргарите Алигер написал в 1947 году Мендель Рашкован. Фото isrageo.com

Мне важно то, что в расписании работы правительства республики вовремя указываются наименования еврейских праздников: и Пэйсах, и Рош-ха-Шана, и Ханука. И я не стесняюсь своего еврейства.

Как говорилось в знаменитом в начале 50-х годов письме–ответе писательнице Маргарите Алигер:

«Народ бессмертен! Новых Макковеев
Он породит грядущему в пример…
И я горжусь! Горжусь, а не жалею,
Что я еврей, товарищ Алигер»

Это стихотворение написал в 1947 году Мендель Рашкован, прошедший пулеметчиком всю войну, как и мой отец, «от звонка до звонка».

«Можете нам позавидовать»

Я понимаю Михаила Абрамовича! Я, поверьте, часто слышу такие аргументы: евреи составляют 20 процентов от числа Нобелевских лауреатов, хотя составляют всего 0,2 процента от населения Земли. Даже до Холокоста евреи составляли всего 0,7 процента. Значит, и в управлении страной, в руководстве предприятиями, институтами и прочими ведомствами пользы будет больше, если евреи будут составлять те же 20 процентов.

Так ли это? У великого русского поэта Игоря Губермана есть по этой теме четверостишие — гарик (иногда мне кажется, что у него есть гарики на любую тему). Вот этот стишок:

«По спирту родственность имея,
Коньяк не красит вкус портвейну,
Еврей-дурак не стал умнее
От соплеменности Эйнштейну».

«Я вам таки так скажу: еврей — не звание, не индульгенция, не бренд, не знак качества. Люди как люди мы». Фото prav.tatarstan.ru

Я вам таки так скажу: еврей — не звание, не индульгенция, не бренд, не знак качества. Люди как люди мы. И не обязательно назначать еврея министром, чтобы показать уровень хорошего отношения к нашему народу.

А мы с Михаилом Абрамовичем в честь этого разговора сделаем внеочередной лэхаим (еврейский тост «За жизнь!». — прим. ред.). Можете нам позавидовать.

Яков Геллер
Справка

Яков Вениаминович Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ».

  • Родился 13 марта 1950 года в г. Житомире. Окончил Камский политехнический институт.
  • После учебы работал мастером на заводе «Электроизмеритель» в Житомире.
  • В 1976 году приехал в Набережные Челны, где начал работать мастером ЖЭКа правления по эксплуатации жилья горжилуправления.
  • С 1980 года — заместитель начальника Управления по эксплуатации жилья горжилуправления, через 11 лет — начальник управления.
  • С августа 2002 года — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ».
  • Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства России. Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства РТ.

Геллер Яков Вениаминович

Новости партнеров